Примечание: Переборка головки блока цилиндров описана в Разделе 1В.
Снятие
1. Отсоедините от аккумулятора отрицательный провод.
2. Снимите верхнюю крышку двигателя и нижний щиток моторного отсека (см. иллюстрации). Если необходимо, временно поддомкратьте переднюю часть автомобиля.
3. Слейте моторное масло.
4. Слейте жидкость из системы охлаждения.
5. Ослабьте скобы и отсоедините от головки блока цилиндров все шланги, запомнив их расположение.
6. Снимите вспомогательный приводной ремень как описано в Главе 7.
7. Снимите механизм натяжения зубчатого приводного ремня и звездочку распредвала (см. Главу 6). Эта процедура включает установку двигателя в положение ВМТ.
8. Открутите болты нижней крышки зубчатого ремня. Где необходимо, предварительно снимите блок вентилятора с термовязкой муфтой (см. Раздел 2).
9. Открутите болты и снимите внутреннюю верхнюю крышку зубчатого ремня (см. иллюстрации).
10. Снимите крышку распредвала как описано в Главе 8.
11. Снимите приводной ремень топливного насоса (см. Главу 5).
12. Отсоедините и снимите подающие топливопроводы форсунок как описано в Разделе ЗА. Отсоедините от форсунок отводящие шланги.
13. Отключите всю электропроводку топливной и охлаждающей систем, пометив каждый соединитель, чтобы упростить последующую установку (см. иллюстрацию). Отсоедините питающие провода от свечей накаливания.
14. На двигателях DE, NC и 1Т снимите турбогенератор как описано в Разделе 3В. Где доступ к турбогенератору ограничен, снимите его вместе с выпускным коллектором. В этом случае необходимо открутить гайки и отсоединить от турбогенератора отводящую выхлопную трубу (см. иллюстрацию).
15. На двигателях 3D отсоедините отводящую выхлопную трубу от выпускного коллектора (Раздел 3В). Подоприте отводящую трубу осевой подпоркой и снимите прокладку.
16. См. Разделы 3А и 3В и снимите впускной и выпускной коллекторы (см. иллюстрацию).
17. Открутите болты и снимите маслоотделитель вентиляции картера с правой стороны двигателя (см. иллюстрации).
18. Снимите с левой стороны головки блока цилиндров вакуумный насос и плунжер (см. Раздел 9). Плунжер необходимо снять, чтобы получить доступ к одному из болтов крепления головки блока цилиндров. Снимите кольцевое уплотнение из канавки в кожухе вакуумного насоса (см. иллюстрации).
19. В последовательности, обратной показанной на иллюстрации 11.36а, постепенно ослабьте болты крепления головки блока цилиндров (на пол-оборота за прием), открутите их вручную и удалите вместе с шайбами. Выбросите болты -они подлежат замене (см. иллюстрацию).
20. Убедитесь, что ничто больше не связано с головкой блока цилиндров, затем поднимите головку с блока (см. иллюстрацию). Рекомендуется делать это вдвоем, т.к. головка тяжелая.
21. Снимите прокладку с верхней части блока, обратив внимание на идентификационные отверстия, расположенные на ее правом крае. Если установочные штыри плохо закреплены, снимите их и храните вместе с головкой, чтобы не потерять (см. иллюстрации). Не выбрасывайте прокладку пока, она потребуется как образец.
22. Если головку блока цилиндров необходимо разобрать, см. Раздел 1В.
Осмотр
23. Очистите совмещающиеся поверхности головки и блока цилиндров/картера. Используя пластмассовый или деревянный скребок, снимите следы прокладки и нагар; очистите также головки поршня. Работайте очень осторожно, поскольку алюминиевый сплав мягкий и его легко повредить. Не допускайте попадания крупиц нагара в смазочные и водные каналы — это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может заблокировать подачу масла к компонентам двигателя. Закройте отверстия водных и смазочных каналов, а также отверстия под болты в блоке цилиндров, используя липкую ленту и бумагу. Чтобы предотвратить повреждение механизма натяжения приводного ремня топливного насоса и заднего отводящего патрубка системы охлаждения, временно снимите их с задней части головки блока цилиндров (см. иллюстрации).
24. Проверьте контактные поверхности блока цилиндров и головки на наличие неровностей, глубоких царапин и других повреждений. Небольшие углубления могут быть аккуратно удалены наждачной шкуркой. Обратите внимание, что переточка головки не возможна — см. Раздел 1В.
25. Проверьте посадочную поверхность головки блока цилиндров на деформацию, используя ребро линейки (см. Раздел 1В).
26. Прочистите отверстия под болты крепления головки блока цилиндров, используя подходящий метчик.
27. Устройство всех описанных в этом Разделе двигателей таково, что поршни могут ударить по клапанам и повредить головки последних, если распредвал вращается после снятия зубчатого ремня, а коленвал при этом стоит в положении ВМТ. Чтобы предотвратить это, действуйте следующим образом. Перед установкой головки блока цилиндров выведите поршень №1 в ВМТ, затем поверните коленвал на несколько градусов против его хода, чтобы отвести поршни от удара.
Установка
28. Найдите на старой прокладке головки блока цилиндров идентификационные метки изготовителя. Ими могут быть или перфорированные отверстия или надрезы, расположенные на крае прокладки, а также номер детали. Приобретите новую прокладку с идентичными метками (если только не были установлены новые поршни).
29. Если во время переборки двигателя были установлены новые поршни, перед покупкой новой прокладки головки блока цилиндров см. Раздел 1В и измерьте высоту выступающей части поршня. Подберите новую прокладку в соответствии с результатом измерения (см. Спецификации Раздела 1В).
30. Поместите новую прокладку на блок цилиндров, насадив ее на установочные штыри. Убедитесь, что прокладка обращена вверх стороной с меткой изготовителя «ТОР» («верх») и номером детали.
31. Спилите шляпки двух старых болтов крепления головки блока цилиндров, прорежьте в их верхних торцах бороздки (в них потом будет вставлена отвертка, чтобы вывернуть и снять болты) и вкрутите их в противоположные концы блока цилиндров, чтобы при установке головка точно села на блок цилиндров.
32. С помощью ассистента поместите головку на блок цилиндров, следя за положением установочных штырей. Убедитесь, что прокладка не сместилась, прежде чем опускать головку всем весом на блок.
33. Открутите и снимите самодельные направляющие болты (см. иллюстрацию).
34. Слегка смажьте резьбу и обратную сторону головок новых болтов крепления головки блока цилиндров маслом.
35. Аккуратно вставьте каждый болт в отверстие и зажмите их вручную.
36. Работая в показанной последовательности, постепенно зажмите болты крепления моментом затяжки Стадии 1, используя динамометрический ключ и подходящее гнездо (см. иллюстрацию). В той же последовательности зажмите их моментом затяжки Стадии 2.
37. Все в той же последовательности доверните болты на указанный в Спецификациях угол (Стадия 3), используя гнездо и удлинительный стержень. Рекомендуется использовать угловой шаблон, чтобы обеспечить точность. Если шаблон не доступен, нанесите на болты и головку краской метки выравнивания, доверните болты и проверьте угол, используя метки.
Внимание: В Спецификациях дана информация о повторной затяжке болтов после прогрева двигателя до нормальной рабочей температуры.
38. Установите вакуумный насос как описано в Разделе 9.
39. Установите впускной и выпускной коллекторы (Разделы ЗА и 3В).
40. На двигателях DE, NC и 1Т где снят, установите турбогенератор как описано в Разделе 3В.
41. На двигателях 3D прикрепите к выпускному коллектору отводящую выхлопную трубу, установив новую прокладку (Раздел 3В).
42. Подключите всю электропроводку, разъединенную перед снятием.
43. Подсоедините к форсункам отводящие и подающие топливопроводы как описано в Разделе ЗА.
44. Установите приводной ремень топливного насоса (см. Главу 5).
45. У становите крышку распредвала (см. Главу 8).
46. Установите внутреннюю верхнюю крышку зубчатого ремня и зажмите болты. Обратите внимание, что на резьбу болта, установленного ниже распредвала, предварительно необходимо нанести блокирующий состав.
47. Установите нижнюю крышку зубчатого ремня и зажмите болты. Где необходимо, установите блок вентилятора с термовязкой муфтой.
48. Выведите двигатель в положение ВМТ и установите механизм натяжения зубчатого ремня, звездочку распредвала и сам зубчатый ремень (см. Главу 6).
49. Установите вспомогательный приводной ремень (см. Главу 7).
50. Подсоедините к головке блока цилиндров шланги системы охлаждения и зажмите хомуты.
51. Заполните систему охлаждения.
52. Заполните двигатель требуемым количеством чистого масла регламентированного сорта.
53. Установите нижний щиток и опустите автомобиль на землю.
54. Подключите к аккумулятору отрицательный провод.
55. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
56. Выключите двигатель и снимите крышку распредвала как описано в Главе 8.
57. Работая в показанной последовательности, доверните болты крепления головки блока цилиндров на регламентированный угол (Стадия 5).
Примечание: На моделях с двигателями 1Т, CN, NC и DE болты крепления головки блока цилиндров необходимо довернуть на 90° после того, как автомобиль пройдет 1000 км.
58. Установите крышку распредвала (см. Главу 8).