Краткая история японской автомобильной компании Исузу
В 1916-м году была учреждена компания Tokyo Ishikawajima Shipbuilding and Engineering. Все начиналось с копии британского легкового автомобиля Wolseley, который производился по лицензии. Однако в те времена страна больше нуждалась в грузовом транспорте, и уже в 1919-м году с конвейера сошел первый грузовик А-9, который выпускался почти десять лет. В 1928-м году на смену А-9 пришла новая модель, которую назвали в честь японской реки Sumida (Сумида).
Wolseley A-9
Sumida CL 1928 года
Дизельный мотор DA6, 1936 год
В начале тридцатых годов японское правительство поставило задачу – наладить производство экономичных дизельных моторов. Благодаря проведенным исследованиям, компании удалось совершить настоящий прорыв. Она показала дизельный агрегат с воздушным охлаждением, который оказался самым экономичным на тот момент в мире.
Производства компании не останавливались во время Второй мировой войны и выпускали технику для нужд армии. Не прекращалась сборка автомобилей и после окончания войны, компании повезло больше других – цеха не попали под бомбардировки, а новая американская администрация разрешила выпускать грузовики, в которых нуждалась разрушенная страна. С конвейера сходили модели тридцатых годов TU-60 и TX-61, первая - дизельная, вторая - бензиновая. В 1949-м году компанию переименовали в Isuzu.
Isuzu TX-40 1938 года
Isuzu TX-80
Isuzu Hillman
В 1950-м году японцы подписали контракт с британской Rootes на сборку легкового авто Hillman. В автомобиле все было британским кроме дизельного мотора с водяным охлаждением, который в Isuzu разработали самостоятельно. Во второй половине пятидесятых с этим же мотором вышел 2-тонный грузовик Elf. Небольшой грузовичок имел большой коммерческий успех и продавался не только в Японии, но и в других странах юго-восточной Азии. При этом работы над усовершенствованием дизельных агрегатов не останавливались.
Isuzu Elf 1959 года
Isuzu Bellett 1963 года
isuzu Florian 1970 года
В 1962-м году был показан дизельный двухлитровый мотор DA-640, который обеспечивал высокую грузоподъемность. В то же время компания продолжала заниматься разработкой легковых автомобилей. В середине шестидесятых годов вышло малолитражное 1,2-литровое купе Bellett и среднеразмерный седан с 1,6-литровым мотором Florian.
Еще одно легковое авто вышло в 1968-м году – большое 2-литровое купе со спортивными характеристиками 117 Coupe. Все три легковушки разработали с нуля инженеры Isuzu. В 1969-м году заработал завод в Таиланде, это было первое заграничное производство.
Isuzu 117 Coupe 1968 года
Isuzu Gemini 1974 года
Isuzu Faster 1972 года
В 1971-м году Isuzu подписал большое соглашение с General Motors, продав ей треть своих акций. Это позволило открыть производство в США и выйти на североамериканский рынок. Первой совместной разработкой стала модель Gemini. Автомобиль предлагался в трех вариантах кузова – седан, хэтчбек и купе с 1,6 или 1,8-литровым мотором. Машина пользовалась большим спросом во многих странах мира. С 1974-й по 1999-й год было выпущено четыре поколения этого легкового автомобиля.
В 1980-м году компания заняла новую нишу – микроавтобусы. Первой моделью стал семиместный Fargo, на базе которого позже разработали грузовой вариант. В первой половине восьмидесятых компания выпустила еще две новых легковых модели - хэтчбек Piazza и спортивное купе Aska. Второй сразу занял первое место в автогонках RAC.
Isuzu Fargo 1980 года
Isuzu Piazza 1980 года
Isuzu Aska 1983 года
Чтобы усилить свои позиции на рынке США, еще в 1980-м году в Isuzu начали разрабатывать автомобили повышенной проходимости. Первым внедорожником в 1981-м году стал Trooper, который внешне напоминал Mitsubishi Pajero, но в техническом плане существенно отставал от соотечественника. В 1989-м году вышел маленький внедорожник Amigo. Оба автомобиля тепло приняли в США.
Isuzu Trooper 1981 года
Isuzu Amigo 1989 года
Isuzu Rodeo 1998 года
В начале девяностых годов компания приступила к производству тяжелых грузовых авто и пассажирских автобусов. В сфере легкового транспорта делался акцент на внедорожники, в девяностых годах вышло две новых модели - Rodeo и VehiCross. Второй выделялся мощным 3,5-литровым 250-сильным мотором. Когда в 1998-м году случился экономический кризис, компания начала постепенно сворачивать производство легковых машин.
Isuzu VehiCross 1997 года
Isuzu D-Max 2 2017 года
Isuzu Elf 2021 года
В 2002-м году на конвейере стоял только VehiCross, остальными моделями были пассажирские автобусы и грузовики. Почти полностью обанкротившуюся компанию в итоге выкупили General Motors (92 процента акций) и Toyota (8 процентов акций). С тех пор японский производитель выпускает только пассажирские автобусы, грузовые автомобили и пикапы.
Заводы Isuzu работают в нескольких странах мира, в том числе и в России. Всего на заводах трудится более 70 тысяч человек. Главный офис компании расположен в Токио. Ежегодно она выпускает до 500 тысяч единиц техники.