Краткая история китайской автомобильной компании Чери
В 1997-м году мэрия города Уху в провинции Аньхой дала распоряжение открыть автомобильный завод. Руководство озаботилось тем, что Аньхой отставал в промышленном плане от других регионов Китая. Вскоре у компании Ford за 30 миллионов долларов было куплено устаревшее оборудование, и в 1999-м году началась сборка первой модели Fulwin.
Seat Toledo 1991 года
Chery Fulwin A11 1999 года
Chery Amulet A15 2003 года
Fulwin, которая более известна как Amulet, являлась полной копией уже снятой на тот момент с производства модели SEAT Toledo. Несмотря на то, что автомобиль не шел на экспорт, концерн Volkswagen, которому принадлежит испанская марка, собрал доказательства того, что китайцы нелегальным способом получили чертежи модели. Скандал удалось замять без суда.
«Ки рюи» переводится с китайского языка как «особое благословение». Однако руководство завода уже тогда планировало начать экспорт автомобилей, поэтому название транслитерировали латиницей, в итоге получилось Qiru. Маркетологам название не понравлюсь, и они поставили перед филологами задачу придумать что-то более благозвучное.
У марки появилось название Cheery, что переводится как «радостный». Согласно легенде, в те времена китайцы плохо владели английским языком, и в некоторых официальных документах была допущена опечатка. Однако партийному руководству слово, которое ничего не означает, понравилось больше. Так появилось название Chery.
В начале «нулевых» дела шли очень тяжело, руководство завода никак не могло получить документы, которые разрешали бы продавать автомобили на внутреннем рынке. Машины производились только для нужд провинции. Chery использовали в таксопарках, на них ездили мелкие чиновники, машины дарили ударникам труда. Чтобы выйти на внутренний рынок, было решено продать пятую часть акций государственному автомобильному заводу SAIC.
Сразу после этого китайский «Толедо» появился на всех дорогах страны. В феврале 2002-го года машина начала продаваться в Сирии под маркой Amulet. Chery стал первым китайским автомобилем, который отправился покорять мир. В том же году машины получили международный стандарт качества.
Daewoo Matiz 2002 года
Chery QQ (Sweet) 2003 года
Chery Eastar 2007 года
В 2003-м году компания открыла свой исследовательский центр, куда пригласили специалистов из Mitsubishi. Там началась разработка первой модели с нуля. Ждать несколько лет, пока разработают новую машину, времени не было, и в Chery пошли проверенным путем – скопировали южнокорейский хэтчбк Daewoo Matiz. Появление на рынке QQ обернулось скандалом мирового масштаба.
В 2003-м году обанкротившаяся Daewoo полностью принадлежала американской компании General Motors. Американцы провели расследование, в ходе которого выяснилось, что чертежи Matiz украли. Более того: во всех crash-тестах участвовал не QQ, а оригинальный южнокорейский автомобиль. Пока американцы собирали документы для судебных исков, китайцы запустили в производство седан бизнес-класса Eastar - копию Chevrolet Evanda, чертежи которого тоже были получены нелегальным способом.
В итоге, чтобы продавать автомобили за границей, китайцы были вынуждены получить лицензию у General Motors. Все время, пока QQ стоял на конвейере, в него вносились изменения, и последние партии малолитражки по многим параметрам были лучше оригинальной модели. Например, начала применяться немецкая лакокрасочная технология DURR Paint.
Chery Tiggo (T11) 2006 года
Chery Fora (A21) 2007 года
Chery G5 2010 года
В 2006-м году с конвейера сошел Chery Tiggo. Кроссовер получился похожим на Toyota Rav4, но в копировании китайцев уже не обвинили. Автомобиль продавали с 2,2-литровым мотором с передним или полным приводом. В том же году вышел среднеразмерный седан Fora, который не был похож ни на один другой автомобиль. Новая машина с 1,6-литровым мотором развивала мощность 128 лошадиных сил, ее базовая модификация отличалась богатым оснащением.
Chery Bonus (A13) 2011 года
Chery Arrizo 2014 года
Chery Rely X5 2010 года
В январе 2007-м года китайский производитель представил премиальный седан Chery G5, дизайном которого занималась итальянская компания Bertone. Машина получала ярую внешность, мощные двух- и трехлитровые моторы, полный набор систем безопасности. В том же году появился первый микроавтобус Riich, который отличался уникальной системой трансформации сидений, что позволяло мгновенно превратить пассажирский автомобиль в грузовой. В 2009-м году на рынок вышла модель класса В A13 (Bonus) в кузове седан и хэтчбек, это авто больше известно, как ZAZ Forza.
Chery IndiS 2014 года
Chery Kimo (A1) 2012 года
Chery Tiggo 4 2019 года
Сегодня китайская компания производит седаны Arrizo и несколько вариантов кроссовера Tiggo. Недавно Chery запустил в серийное производство электрокары eQ, которые могут проехать на одном заряде 380 километров. За двадцать лет никому не известный производитель, который начинал свой путь с больших скандалов, превратился в известную во всем мире марку. Автомобили этой компании продаются на всех континентах, в США и в Евросоюзе. Ежегодно выпускается почти один миллион авто Chery на 18-ти заводах, из них 14 находятся за пределами Китая.