В данном разделе нашего сайта расположено руководство по ремонту и обслуживанию своими силами японских компактных кроссоверов «Toyota RAV4» первого поколения (заводской номер XA10), которые производились в период с 1994 до 2000 года.
Toyota RAV4 — компактный кроссовер-внедорожник японского автопроизводителя Toyota. Он известен тем, что положил начало волне компактных кроссоверов.
Он дебютировал в Японии и Европе в 1994 году, а в Северной Америке — в 1995 году, поступив в продажу в январе 1996 года. Автомобиль был разработан для потребителей, которым требовалось транспортное средство с большинством преимуществ внедорожников, таких как увеличенное пространство для груза, улучшенная обзорность и возможность постоянного полного привода, а также манёвренность и топливная экономичность компактного автомобиля. Название автомобиля является аббревиатурой от «Recreational Active Vehicle with 4-wheel drive» или «Robust Accurate Vehicle with 4-wheel drive», хотя не все модели оснащены системой полного привода.
Для модели третьего поколения Toyota предлагала версии RAV4 как с короткой, так и с длинной колесной базой. Версии с короткой колесной базой продавались в Японии и Европе; версии с длинной колесной базой в Австралии и Северной Америке. Японская компания Toyota также продавала версию с более длинной колесной базой под названием Toyota Vanguard в дилерской сети Toyopet Store с 2005 по 2016 год. RAV4 для японского рынка продавался в двух разных дилерских сетях Toyota, Corolla Store и Netz.
В 2019 году RAV4 стал самым продаваемым внедорожником в мире и четвертым среди самых продаваемых легковых автомобилей в целом. Северная Америка является крупнейшим рынком: в 2019 году было продано 535 000 единиц, за ней следуют Европа (133 000) и Китай (127 000). К февралю 2020 года по всему миру было продано 10 миллионов RAV4.
Первое поколение «ХА10» (1994-2000)
RAV4 первого поколения, известный как серия XA10, был построен на уникальной платформе, объединяющей элементы Carina и Corolla. Он был выпущен в Японии в мае 1994 года. Проектирование и разработка начались в 1989 году под кодовым названием 153T, с утверждением дизайна и началом разработки производства во второй половине 1991 года для 3-дверной версии и в 1993 году для 5-дверной версии. В марте 1995 года был запущен 5-дверный автомобиль, который был представлен в США в январе 1996 года со стандартными двойными подушками безопасности.
RAV4 XA10 1996 года, вид спереди
Серия XA10 была доступна как в трех-, так и в пятидверной версии. В США был доступен 2,0-литровый рядный четырехцилиндровый двигатель мощностью 89 кВт (119 л.с.). Были доступны как передний, так и полный привод, а RAV4 мог оснащаться либо пятиступенчатой механической, либо четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Журнал Automobile Magazine назвал его «Автомобилем года» 1997 года. В моделях 1996–1997 годов были фары с двухнитевой лампой накаливания на кронштейне. В передних фонарях ходовых/поворотников использовались старые лампы с двойной нитью накаливания с круглым цоколем. В задней части также использовались лампы с круглым цоколем. В 1997 году для модели 1998 года RAV4 был слегка модернизирован в передней и задней части, и стал доступен трехдверный автомобиль с мягким верхом. Мощность была немного увеличена до 95 кВт (127 л.с.). В июне 1999 года двухдверная модель с жесткой крышей была исключена из американского модельного ряда, оставив пятидверные модели и модели с мягким верхом.
RAV4 XA10 1999 года, вид сзади
В моделях 1998–2000 годов использовалась фара с одной нитью накаливания с двумя разными лучами света на корпус (ближний и дальний свет), в отличие от исходной однолучевой фары с двумя нитями накаливания. В задних фонарях используются более современные лампы прямоугольной формы (7440/7443). В интерьере есть небольшие изменения, такие как сиденья разного цвета, дверные панели разного цвета, дополнительные подстаканники на некоторых моделях (дуэт прикуривателя и подстаканника) и цифровой одометр. В Японии также был доступен 2,0-литровый двигатель 3S-GE BEAMS мощностью 132 кВт (177 л.с.). Некоторые варианты Toyota RAV4 1998 года имели обозначение SXA11, а не XA10, в сочетании с именем «RAV 4.1», данным владельцем.
RAV4 XA10 1997 года, трехдверный
RAV4 1996 года расходовал от 10,2 до 11,2 литров на 100 км при комбинированной езде по городу и шоссе.
RAV4 XA10 2000 года, интерьер
RAV4 EV — это полностью электрический вариант RAV4 с подключаемым модулем. Эта модель с «нулевым уровнем выбросов», производившаяся с 1997 по 2003 год для аренды автопарком, предлагалась для публичной продажи только в течение семи месяцев в 2002 году в очень небольших количествах в Калифорнии. Благодаря усовершенствованной никель-металлогидридной (NiMH) аккумуляторной батарее емкостью 27 кВтч RAV4 EV может проехать до 193 км без подзарядки, а гарантия на аккумулятор составляет 97 000 км (60 000 миль). Всего в Калифорнии было сдано в аренду и/или продано 1484 единицы, и по состоянию на середину 2012 года почти 500 единиц все еще использовались.
Второе поколение «ХА20» (2000-2005)
Второе поколение RAV4, известное как серия XA20, поступило в продажу в июле 2000 года. Как и предыдущая модель, XA20 был доступен в трех- и пятидверной конфигурации и был построен на платформе, объединяющей элементы Carina и Corolla. Разработка началась в 1995 году, с заморозкой дизайна в первой половине 1998 года. Стилизацией занимались в Calty Design Research Incorporated (также известной как Calty) Ясухидэ Хосода и Кевин Хантер с 1996 по 1997 год.
RAV4 XA20 2001 года, вид спереди
RAV4 второго поколения изначально предлагался в Великобритании в нескольких комплектациях: NV был переднеприводным, а NRG, GX и VX — постоянным полным приводом с различным уровнем оснащения. Хотя RAV4 был доступен в трехдверном исполнении в Европе, Азии и Австралии, американская модель была доступна только в пятидверной конфигурации. 1,8-литровый рядный четырехцилиндровый двигатель (только с полным приводом) мощностью 92 кВт (123 л.с.), 2,0-литровый рядный четырехцилиндровый двигатель мощностью 110 кВт (150 л.с.), 2,4-литровый рядный четырехцилиндровый двигатель мощностью 118 кВт (158 л.с.) и дизельный двигатель D-4D.
RAV4 XA20 2000 года, вид сзади
В Австралии RAV4 поставлялся в базовой комплектации Edge и элитной модели Cruiser как в трех-, так и в пятидверной конфигурации. Все модели были оснащены совершенно новым 2,0-литровым четырехцилиндровым двигателем с VVT (изменяемыми фазами газораспределения), что привело к увеличению мощности и крутящего момента, а также к снижению расхода топлива. Был представлен постоянный полный привод. Второе поколение RAV4 пользовалось успехом в Австралии, где в 2001 году стало самым продаваемым внедорожником в стране, впервые обогнав своего конкурента Honda CR-V.
RAV4 XA20 2002 года, трехдверный
В конце 2003 года модель RAV4 2004 года получила обновленный дизайн, улучшенное оборудование и, на некоторых рынках, новый двигатель. В Соединенных Штатах структура безопасности была улучшена, а система стабилизации автомобиля стала стандартной. 2,0-литровый двигатель RAV4 был модернизирован новым 2,4-литровым двигателем в США и Австралии мощностью 120 кВт (160 л.с.) и 220 Н·м. Остальные страны получили в основном 5-дверные модели с 2,0-литровым двигателем VVT-i. Также стал доступен автоматический электрический кондиционер. Европейские модели получили новый каталитический нейтрализатор из-за новой европейской политики выбросов. Новая модель также получила электрический дроссель.
RAV4 XA20 2003 года, интерьер
Согласно данным регистрации и опросов за 2003–2004 годы, во втором поколении RAV4 была самая высокая доля водителей-женщин среди всех марок и моделей в Соединенных Штатах, за, возможно, исключением Volkswagen New Beetle.
Третье поколение «ХА30» (2005-2016)
Toyota RAV4 была модернизирована в 2006 модельном году с использованием совершенно новой платформы и впервые была представлена на автосалоне во Франкфурте в 2005 году.
RAV4 XA30 2009 года, вид спереди
RAV4 третьего поколения предлагался в двух вариантах: с короткой и длинной колесной базой. Модель с короткой колесной базой продавалась только в Японии, Европе и Новой Зеландии (дизельный двигатель только в Новой Зеландии), а модель RAV4 с длинной колесной базой продавалась в Австралии, Новой Зеландии и Северной Америке. По сравнению с моделью предыдущего поколения, колесная база короткобазной модели увеличилась на 70 мм, а внешние размеры стали на 145 мм длиннее и на 80 мм шире, чем у предыдущей модели. Удлиненная версия имеет дополнительный объем салона на 21% по сравнению с прошлым поколением и имеет дополнительный третий ряд для двух дополнительных пассажиров (только для Северной Америки и Японии). С 2007 года удлиненный RAV4 также продавался вместе со своим более коротким аналогом в Японии под названием Toyota Vanguard, в котором используется обновленная передняя часть кузова, включающая измененную решетку радиатора, бампер, капот и фары.
RAV4 XA30 2007 года, вид сзади
RAV4 третьего поколения поступил в продажу в Японии в 2005 году у дилеров Netz. Поскольку RAV4 серии XA30 не был доступен в 3-дверном варианте, 3-дверный RAV4 предыдущего поколения был снят с производства в начале 2007 года. RAV4 серии XA30 продавался в Японии до июля 2016 года, где XA40 не предлагался. Toyota прекратила выпуск Vanguard в ноябре 2013 года в пользу обновленного XU60 Harrier.
RAV4 XA30 2008 года, интерьер
В этом поколении RAV4 может быть доступен как с передним, так и с полным приводом в Северной Америке и Японии; в то время как в большинстве стран продаются только полноприводные версии. На японском рынке полноприводный RAV4 от 97 до 98 процентов мощности обычно распределяется на передние колеса, пока не почувствуется потеря тяги, тогда до 45 процентов мощности будет передаваться на задние колеса. Модель европейского рынка может быть зафиксирована в соотношении 50:50.
RAV4 XA30 2006 года, багажник
RAV4 третьего поколения также оснащен системой электроусилителя руля (EPS), дополнительной системой доступа без ключа, продаваемой как Smart Entry and Start System, и впервые девятью подушками безопасности. В салоне RAV4 используется двухуровневая приборная панель, которая была разработана для улучшения ощущения простора.
Еще одним дополнением для RAV4 третьего поколения является возможность установки двигателя V6 на некоторых рынках. Это 3,5-литровый бензиновый двигатель 2GR-FE мощностью 201 кВт (270 л.с.), способный разгоняться до 0–60 миль в час (0–97 км/ч) примерно за шесть секунд.
RAV4 XA30 2005 года, двигатель
В 2008 году (для модели 2009 года) на некоторых рынках RAV4 получил обновление в середине цикла, включающее ряд изменений, включая совершенно новый четырехцилиндровый двигатель, а также измененную переднюю часть и измененную заднюю часть. Большая часть интерьера осталась прежней.
В 2010 году (для модели 2011 года) RAV4 претерпел еще один рестайлинг, основанный на стиле Vanguard.
Четвертое поколение «ХА40» (2012-2018)
RAV4 четвертого поколения представлял собой полностью обновленный дизайн; это было представлено на автосалоне в Лос-Анджелесе в ноябре 2012 года. В отличие от предыдущих поколений, у него была задняя задняя дверь, а не задняя дверь, открывающаяся вбок, и на задней двери больше не было запасного колеса.
RAV4 XA40 2014 года, вид спереди
RAV4 больше не предлагает двигатель V6, как в предыдущем поколении — все варианты двигателей были рядными четырехцилиндровыми двигателями. Кроме того, в то время как предыдущая модель XA30 предлагалась с обычной и увеличенной колесной базой, XA40 продавалась только с одной длиной колесной базы (соответствующей длинной колесной базе XA30).
RAV4 XA40 2013 года, вид сзади
Полная гибридная система сочетала в себе 2,5-литровый бензиновый двигатель Аткинсона с электродвигателем, генератор высокого напряжения, 204-элементную никель-металлогидридную батарею, расположенную под задними сиденьями, блок управления мощностью и устройство разделения мощности. Гибриды RAV4 были доступны как в переднем, так и в полноприводном вариантах. Полный привод был оснащен вторым высоковольтным электродвигателем мощностью 50 кВт, расположенным сзади, который обеспечивает увеличенную тягу и тяговую способность 790 кг. Задний электродвигатель работает независимо от переднего электродвигателя гибридной системы, приводя в движение только задние колеса. Продажи в США начались в начале января 2013 года.
RAV4 XA40 2012 года, интерьер
На японском рынке предыдущее поколение с короткой колесной базой продавалось в Японии до 2016 года вместо более нового, предназначенного только для экспорта, XA40. Harrier заменил в Японии модель с длинной колесной базой, ранее имевшую марку Vanguard.
В Австралии RAV4 четвертого поколения поступил в продажу в феврале 2013 года. Выбор двигателей включал 2,0- и 2,5-литровые четырехцилиндровые бензиновые двигатели, а также 2,0- и 2,2-литровые турбодизели. Трансмиссии включали шестиступенчатую механическую коробку передач (только для Великобритании и Австралии), бесступенчатую трансмиссию (CVT) и шестиступенчатую автоматическую коробку передач.
RAV4 XA40 2015 года, багажник
Модель для Великобритании поступила в продажу в 2013 году. Ранние европейские модели включали на выбор 2,0-литровый бензиновый или один из трех 2,0-литровых дизельных двигателей.
Производство в Китае началось в августе 2013 года и некоторое время продавалось вместе с моделью XA30. XA40 RAV4 в Китае стандартно поставлялся с 2,0-литровым бензиновым двигателем 6ZR-FE и 2,5-литровым бензиновым двигателем 5AR-FE. 6-ступенчатая механическая, автоматическая и вариаторная коробки передач входят в стандартную комплектацию. Было доступно семь комплектаций.
RAV4 XA40 2016 года, двигатель
В 2015 году для модели 2016 года Toyota выпустила рестайлинг серии XA40. Рестайлинг дебютировал с гибридом RAV4, показанным на Международном автосалоне в Нью-Йорке в апреле 2015 года. Фейслифтинг включал обновленные светодиодные передние и задние фонари, а также обновленные шкалы спидометра с полноцветным мультиинформационным TFT- дисплеем.
Пятое поколение «XA50» (2018-н.в.)
RAV4 пятого поколения был представлен на Нью-Йоркском международном автосалоне в марте 2018 года. Предварительный просмотр дизайна был представлен концептом FT-AC, показанным на автосалоне в Лос-Анджелесе в декабре 2017 года. Он построен на той же платформе TNGA-K (GA-K), что и Camry серии XV70. Варианты с 4-цилиндровым бензиновым двигателем и бензиново-электрическим гибридом (Hybrid Synergy Drive) останутся доступными. Для этого поколения дизельный двигатель не предлагается.
RAV4 XA50 2021 года, вид спереди
Разработкой модели руководил главный инженер Ёсиказу Саэки. Цельное шасси пятого поколения RAV4, построенное на платформе GA-K, на 57 процентов жестче, чем у предыдущего поколения. Модель оснащена многорычажной задней подвеской, которая, как утверждается, обеспечивает более идеальное демпфирование для управляемости, меньший шум в салоне и повышенный комфорт при езде.
RAV4 XA50 2020 года, вид сзади
Для улучшения обзора вперед вокруг передней стойки Toyota расположила боковые зеркала ниже на дверях. Заниженная поясная линия и увеличенное заднее стекло также увеличили боковой обзор изнутри автомобиля. Обзорность вперед также улучшается за счет расположения нижней приборной панели и спрятанных дворников.
RAV4 XA50 2019 года, интерьер
RAV4 пятого поколения также представил недавно разработанную систему полного привода, продаваемую как «Dynamic Torque Vectoring AWD». Заявленный как первый в мире, это тип векторизации крутящего момента, который независимо распределяет крутящий момент на левое и правое задние колеса в зависимости от условий движения. Механизм отключения, продаваемый как «Отключение задней трансмиссии», встроен для передачи движущей силы только на передние колеса, когда полный привод считается ненужным.
RAV4 XA50 2018 года, багажник
В гибридных моделях полноприводная модель использовала систему «E-Four»/«AWD-i». Обновленная система увеличивает общий крутящий момент на задних колесах с электронным управлением на 30 процентов по сравнению с системой полного привода, использовавшейся в предыдущем поколении. Новая система управления позволяет изменять распределение крутящего момента на передние и задние колеса в диапазоне от 100:0 до 20:80. Стандартная система полного привода без векторизации крутящего момента также доступна для бензиновых моделей.
Негибридный RAV4 2018 года расходует от 9,0 до 9,8 литров на 100 км при комбинированной езде по городу и шоссе.
RAV4 XA50 2022 года, двигатель
В сентябре 2021 года Toyota представила обновленный RAV4 с новыми светодиодными фарами прожекторного типа, легкосплавными дисками серебристого или черного цвета, портами для зарядки USB-C, а на европейском рынке появится новый вариант Adventure, который предлагался на других рынках. как Япония, США и Австралия. Подключаемые гибриды по-прежнему доступны с мощностью до 306 л.с., а заявленный запас хода на электромобиле составляет 75 км.
Линейка двигателей:
1986 см³ 2,0 л M20A-FKS I4 2018 126 кВт (169 л.с.) при 6600; 203 Н⋅м при 4400
2487 см³ 2,5 л A25A-FKS I4 2018 151 кВт (202 л.с.) при 6600; 249 Н⋅м при 5000
2487 см³ 2,5 л A25A-FXS I4 (гибрид) 2018 г. 163 кВт (219 л.с.) при 5700 (комбинированный); 279 Н⋅м при 3600
2487 см³ 2,5 л A25B-FXS I4 (гибрид, Китай) 2019 г. 163 кВт (219 л.с.) при 5700 (комбинированный); 279 Н⋅м при 3600
2487 см³, 2,5 л A25A-FXS I4 (подключаемый гибрид) 2020 г. 225 кВт (302 л.с.) (комбинированный)