Для всех владельцев среднеразмерного японского внедорожника «Toyota 4Runner 2» второго поколения (коды N120/N130), выпускавшийся с 1989 до 1995 года, наверняка будет полезно представленное здесь руководство для его ремонта и техобслуживания собственными силами.
Toyota 4Runner — внедорожник, производимый японским автопроизводителем Toyota и продаваемый по всему миру с 1984 года в шести поколениях. В Японии он продавался как Toyota Hilux Surf и был снят с продажи в 2009 году. Первоначальный 4Runner представлял собой компактный внедорожник и представлял собой не что иное, как пикап Toyota Hilux с кузовом из стекловолокна над кузовом, но с тех пор модель претерпела изменения. значительное независимое развитие в нечто среднее между компактным и среднеразмерным внедорожником. Все 4Runners были построены в Японии на заводе Toyota в Тахаре, Айти, или на заводе Hino Motors (дочерняя компания Toyota) в Хамуре.
Название «4Runner» было придумано копирайтером Робертом Натаном совместно с рекламной компанией Saatchi&Saatchi как игра на термине «предшественник». Агентство провело конкурсы на придумывание новых названий для будущих автомобилей Toyota. По словам Toyota, цифра «4» описывала систему полного привода автомобиля, а «Runner» обозначала его внедорожные возможности и то, как он мог «бегать» по бездорожью.
На некоторых рынках Hilux Surf был заменен в 2005 году более дешевым, но аналогичным Fortuner, основанным на платформе Hilux.
По состоянию на 2021 год 4Runner продается на Багамских островах, в Боливии, Канаде, Чили, Колумбии, Коста-Рике, Сальвадоре, Гватемале, Панаме, Перу, США и Венесуэле. Многие рынки, которые не получили 4Runner, такие как Европа и Ближний Восток, вместо этого получили Land Cruiser Prado аналогичной конструкции, еще один внедорожник, который имел многие из тех же компонентов.
В исследовании iSeeCars.com за 2019 год 4Runner занял пятое место среди самых долговечных автомобилей в США. Согласно исследованию, 4Runner имел 3,9 процента автомобилей с пробегом более 320 000 км.
Первое поколение «N60» (1983-1989)
Для Hilux Surf первого поколения серии N60 и экспортной спецификации 4Runner, представленных в 1983 году, Toyota вместо разработки совершенно новой модели модифицировала существующий Hilux (N50/N60/N70) с кузовом пикапа с короткой кузовом. В 1983 году Hilux претерпел серьезную модернизацию для модели 1984 года. По сравнению с пикапом, изменения Surf/4Runner включали удаление панели со встроенным задним окном из-за передних сидений и добавление задних сидений, дуги безопасности и съемного навеса из стекловолокна.
4Runner N60 1983 года, вид спереди
Концепция была заимствована как у Ford Bronco второго поколения, так и у Chevrolet K5 Blazer, которые были основаны на существующих пикапах с короткой кузовом с добавлением съемных корпусов из стекловолокна над задними секциями и многоместными сиденьями, установленными сзади. Как и в Bronco и Blazer, в Hilux Surf/4Runner также убрали заднюю стенку за передними сиденьями в соответствующих пикапах. В этом смысле все три автомобиля были более модифицированы, чем просто добавление корпуса из стекловолокна к обычным пикапам.
4Runner N60 1984 года, вид сзади
Таким образом, первое поколение механически практически идентично Toyota Hilux 4×4. Все 4Runner первого поколения имели две двери и были неотличимы от пикапов по приборной панели вперед. Почти все изменения коснулись кузова за средней стойкой; Фактически, поскольку задние пружины не были модернизированы, чтобы выдерживать дополнительный вес задних сидений и верха из стекловолокна, ранние модели имели тенденцию страдать от провисания задней подвески.
4Runner N60 1985 года, интерьер
В Северной Америке они продавались для модели 1984½ модельного года, начиная с мая 1984 года. В течение этого первого года (производство с марта по июль 1984 года) все модели были оснащены черными или белыми верхами из стекловолокна. В базовой модели (DX) заднее сиденье отсутствовало. Был предложен пакет отделки SR5, который модернизировал интерьер: дополнительные датчики, улучшенные ткани и заднее сиденье были стандартными для пакета. Все модели 1984½ были оснащены карбюраторным двигателем 22R I4 объемом 2,4 л в сочетании с 5-ступенчатой механической коробкой передач; все они были доступны с системой полного привода, которая приводила передние колеса через прочную переднюю ось со ступицами с ручной блокировкой.
4Runner N60 1986 года, двигатель
Hilux Surf предлагался в двух комплектациях (SR и SSR) с бензиновым двигателем 3Y объемом 2,0 л или дизельным двигателем объемом 2,4 л.
В 1985 модельном году (производство которого началось в августе 1984 года) появился 2,4-литровый двигатель 22R-E с электронным впрыском топлива (и 22R-EC с калифорнийским контролем выбросов). Это увеличило выходную мощность с 96 л.с. (72 кВт) для 22 R до 116 л.с. (87 кВт) для 22R-E, хотя карбюраторный двигатель оставался доступным до 1988 года. Кроме того, задние сиденья были доступны во всех комплектациях 4Runner 1985 года, а не только более высококлассный SR5.
4Runner N60 1987 года, багажник
Версия двигателя 22R-E с турбонаддувом (22R-TE) также была представлена в 1986 модельном году, увеличив мощность до 135 л.с. (101 кВт), хотя этот двигатель встречается значительно реже, чем базовый 22R-E. Расход 4Runner с 22R-TE в городском цикле составил 14 л/100 км; испытания показали, что реальный расход составил 16,2 л/100 км. Похоже, что все модели 4Runner с турбонаддувом, продаваемые в США, были оснащены автоматической коробкой передач, хотя для пикапов с турбонаддувом все еще можно было заказать пятиступенчатую механическую коробку передач. Большинство 4Runner с турбонаддувом были оснащены пакетом SR5, а все грузовики с турбонаддувом в стандартной комплектации имели более тяжелый задний дифференциал, который позже использовался в модели V6. Модели с низким уровнем комплектации имели небольшой индикатор на приборной панели, указывающий на турбонаддув, в то время как более роскошные автомобили были оснащены полностью цифровой приборной панелью, включающей указатель наддува. В то время для пикапов также были доступны 2,4-литровые дизельные двигатели 2L-T и 2L с турбонаддувом и без наддува, но, похоже, в Соединенные Штаты не импортировались 4Runner с дизельным двигателем.
Второе поколение «N120/N130» (1989-1995)
Toyota выпустила второе поколение Hilux Surf и 4Runner в 1989 году в качестве модели 1990 года. Эти модели, известные как серия N120/N130, по-прежнему основывались на пикапе Hilux. Однако Surf/4Runner второго поколения представлял собой фундаментальный отход от модели первого поколения : вместо улучшенного пикапа с крышкой из стекловолокна новые 4Runners имели недавно разработанный полностью стальной интегрированный кузов, установленный на существующей раме. Тем не менее, внешний вид 4Runner остался практически идентичным Hilux, начиная с передних стоек B, а трансмиссия была той же, что и у Hilux.
4Runner N120/N130 1989 года, вид спереди
4Runner и соответствующий Hilux имели схожую конструкцию кузова на раме, что означало, что такие детали, как передняя подвеска моделей 4WD, дифференциалы, двигатели, детали трансмиссии и передняя панель, были взаимозаменяемыми ; однако вместо конструкции привода Hotchkiss с листовыми рессорами, используемой на Hilux и 4Runner первого поколения, задняя подвеска 4Runner второго поколения представляла собой многорычажную конструкцию с винтовыми пружинами, располагающую неразрезной мост, который, к сожалению, оказался столь же склонным к провисают как листовые рессоры на задней части предыдущих моделей.
4Runner N120/N130 1990 года, вид сзади
Большинство конкурирующих полнофюзеляжных внедорожников, выпускавшихся в то время (например, Nissan Pathfinder, Ford Explorer), имели задние двери, которые открывались вверх при закрытом стекле. Напротив, 4Runner второго поколения сохранил заднюю дверь с выдвижным стеклом от первого поколения. Чтобы открыть эти задние двери, необходимо сначала втянуть заднее стекло в заднюю дверь, а затем опустить заднюю дверь, как на пикапе.
4Runner N120/N130 1991 года, интерьер
Поскольку трансмиссия по-прежнему разрабатывалась на основе того же источника, доступные двигатели и трансмиссии были идентичны соответствующим Hilux. В новом 4Runner использовалась независимая передняя подвеска, разработанная для предыдущего поколения. Раздаточная коробка старого образца с зубчатым приводом была снята с производства на моделях V6, и теперь у них была коробка с цепным приводом. Старый корпус с зубчатым приводом сохранился на 4-цилиндровых моделях. Также был выбор открытого дифференциала или в Японии и Европе блока самоблокировки, аналогичного тому, что стоит в Toyota Supra A70, детали также взаимозаменяемы.
4Runner N120/N130 1992 года, багажник
В Соединенных Штатах 4Runner сохранил те же варианты двигателей предыдущего поколения: 22R-E 2,4 л I4 и 3VZ-E 3,0 л V6. Агентство по охране окружающей среды США оценило расход топлива 4Runner с двигателем V6 и четырехступенчатой автоматической коробкой передач в 16 л/100 км в городском цикле езды; при тестировании наблюдался расход 16,47 л/100 км.
Версия Hilux Surf для японского рынка также была доступна с рядом дизельных двигателей, включая 2,4-литровый турбодизель 2L-TE I4 до 1993 года, за которым следовал 3,0-литровый турбодизель 1KZ-TE I4. Небольшие партии также производились с безнаддувным дизельным двигателем 3L I4 объемом 2,8 л, безнаддувным бензиновым двигателем объемом 2,0 л 3Y I4 и бензиновым двигателем 22R-E I4 объемом 2,4 л. Большинство бензиновых версий Hilux Surf получили двигатель 3VZ-E 3,0 л V6. В Японии предлагались различные уровни отделки салона: от базовой модели «SSR» через «SSR Ltd», «SSR-V», «SSR-X» и «SSR-X Ltd» до топовой модели «SSR-G».
Третье поколение «N180» (1995-2002)
Разработанный под руководством главного инженера Масааки Исико с 1990 по 1995 год под кодом проекта 185T, в конце 1995 года (для модели 1996 года) была представлена значительная модернизация 4Runner с совершенно новым кузовом на совершенно новом шасси. Он разделял многие детали, включая двигатель и трансмиссию, с новой Tacoma, а шасси — с Land Cruiser Prado. Несмотря на то, что новый 4Runner продвигается на более высокий рынок вместе с остальной частью рынка внедорожников среднего размера, он отличился, сохранив суровый внедорожный характер, которым его конкуренты жертвовали ради комфорта на шоссе.
4Runner N180 2000 года, вид спереди
Третье поколение 4Runner отличалось новыми двигателями, используемыми от пикапов Toyota Tacoma первого поколения:
2,7 л 3RZ-FE I4 заменяет предыдущий 2,4 л 22R-E I4
Максимальная мощность 150 л.с. (110 кВт) при 4800 об/мин, увеличение на 38 л.с. (28 кВт)
Максимальный крутящий момент 240 Н⋅м при 4000 об/мин, прирост на 47 Н⋅м
3,4 л 5VZ-FE V6 заменяет предыдущий 3,0 л 3VZ-E V6
183 л.с. (136 кВт) лошадиных сил при 4800 об/мин, увеличение на 33 л.с. (25 кВт)
Максимальный крутящий момент 294 Н⋅м при 3600 об/мин, прирост на 50 Н⋅м
В США 4Runner был доступен в трёх комплектациях; Двигатель V6 был ограничен двумя высшими комплектациями (SR5 и Limited). В моделях с полным приводом селектор раздаточной коробки позволяет водителю выбирать между высоким диапазоном 2WD (H2), низким диапазоном 4WD (L4) или высоким диапазоном 4WD (H4); В ограниченных моделях для выбора H4 используется кнопка.
4Runner N180 2001 года, вид сзади
Подушки безопасности для водителя и пассажира были добавлены с появлением в 1995 году 4Runner третьего поколения в качестве модели 1996 года. Новый 4Runner также был доступен с установленной на заводе электрической блокировкой заднего дифференциала с возможностью выбора, впервые для 4Runner, но доступной с 1993 года в Toyota Land Cruiser.
4Runner N180 1998 года, интерьер
Другие значительные изменения по сравнению с моделями второго поколения включают увеличенный кузов с колёсной базой на 58 мм длиннее и колеёй на 25 мм шире, большее внутреннее пространство, увеличенное место для груза, двойные подушки безопасности, ABS, поднимающаяся задняя дверь, пружинная подвеска по кругу, реечное рулевое управление и аэродинамичный контур стеклянных фар. Дорожный просвет уменьшился на 13 мм и стал равен 220 мм. Максимальная буксировочная способность с дополнительным двигателем V6 увеличилась с 1600 до 2300 кг.
4Runner N180 1999 года, двигатель
Эквивалентный Hilux Surf для японского рынка изначально продавался в четырёх различных комплектациях, в каждой из которых использовался подключаемый полный привод: SSR (стандартный кузов), SSR-X (стандартный кузов с роскошным оснащением), SSR-V (широкий кузов) и SSR-G (широкий кузов с роскошным оснащением). Двигатель V6 объёмом 3,4 литра был доступен только с 4-ступенчатой автоматической коробкой передач в комплектации SSR-G. Кроме того, версии Hilux Surf сразу перешли на 16-дюймовые колёса и получили межосевой дифференциал, что впервые позволило без проблем использовать полный привод на твёрдых поверхностях. Предыдущая система была сохранена, чтобы обеспечить переключение между задним и полным приводом прямо во время движения, как и раньше.
4Runner N180 2002 года, багажник
Для Японии, помимо двух бензиновых двигателей, Hilux Surf также был доступен с турбодизельным двигателем 1KZ-TE объемом 3,0 л и максимальной мощностью 130 л.с. (97 кВт). Этот турбодизель был доступен с 5-ступенчатой механической или 4-ступенчатой автоматической коробкой передач.
Четвертое поколение «N210» (2002-2009)
4Runner четвертого поколения претерпел серьезные изменения в шасси и кузове автомобиля, но был ориентирован примерно на ту же аудиторию, что и третье поколение. Основанный на серии Land Cruiser Prado 120, новый 4Runner сохранил те же основные темы внешнего дизайна и по-прежнему продавался как полуроскошный внедорожник среднего размера с внедорожными возможностями. Доступными комплектациями были модели SR5, Sport Edition и Limited. Совершенно новый сертифицированный LEV 4,0-литровый двигатель 1GR-FE V6 мощностью 245 л.с. (183 кВт) и крутящий момент 382 Н·м является стандартным, но впервые стал доступен двигатель V8, сертифицированный ULEV двигатель 2UZ-FE объемом 4,7 л, который в США выдавал 235 л.с. (175 кВт) и 434 Н⋅м. В 2004 году, для модели 2005 года, добавление VVT-i увеличило мощность до 268 л.с. (200 кВт) и 427 Н⋅м. Экономия топлива оценивается в 17 миль на галлон в городе, 20 миль на галлон по шоссе для V6 и 15/19 миль на галлон для V8. Буксировочная способность составляет 2300 кг на моделях V6 и 3300 кг на моделях V8 с задним приводом (7000 фунтов с полным приводом). 4Runner впервые поступил в автосалоны дилеров в октябре 2002 года в качестве модели 2003 года. Предлагались три уровня комплектации: SR5, Sport Edition и Limited. Когда модели SR5 и Sport Edition были впервые представлены, они использовали серую пластиковую обшивку и бамперы. Спортивные модели также имели нефункциональный ковш на капоте.
4Runner N210 2003 года, вид спереди
В передней подвеске использовалась двухрычажная подвеска, а в задней — неразрезная задняя подвеска. В 4Runner по-прежнему использовалась конструкция кузова на раме и прочная задняя ось для обеспечения прочности и долговечности, в результате чего ухудшалось внутреннее пространство и управляемость на дороге. Другой среднеразмерный внедорожник Toyota — Highlander, представляет собой кроссовер, не предназначенный для бездорожья. Дополнительные системы полного привода были постоянными на моделях V8, а «многорежимными» или неполными на моделях V6. В обеих системах использовался запираемый привод.
4Runner N210 2004 года, вид сзади
Межосевой дифференциал Торсен. Новая система подвески X-Relative Absorber System (X-REAS) стала стандартной для Sport Edition и дополнительной для моделей SR5 и Limited. Задняя пневматическая подвеска с автоматическим выравниванием и регулировкой высоты иногда включается в эту опцию на моделях Limited. Система X-REAS соединяет амортизаторы по диагонали с помощью гидравлических шлангов и жидкости с помощью механического центрального клапана, который уменьшает крен кузова при прохождении крутых поворотов. Все модели 4Runner были оснащены защитными пластинами для двигателя, раздаточной коробки и топливного бака для предотвращения повреждений при движении по бездорожью. Система помощи при трогании на подъеме (HAC) предотвращает скатывание 4runner назад на уклонах, а система помощи при спуске с горы (DAC, только для полного привода) автоматически модулирует тормоза и дроссельную заслонку без участия водителя для плавного спуска с холма на очень низких скоростях, оба электронных помощника. являются стандартными для моделей 4WD.
4Runner N210 2005 года, интерьер
Основные стандартные функции включали наклонное и телескопическое рулевое колесо, дистанционный доступ без ключа, однозонный автоматический климат-контроль, поясничную опору водителя с электроприводом, электропривод заднего стекла задней двери, а на моделях V8 приемник прицепного устройства, прикрепленный болтами непосредственно к поперечине задней рамы. Опции включали HomeLink, электрохромное зеркало заднего вида с автоматическим затемнением, люк на крыше с электроприводом, сиденья третьего ряда, навигационную систему на базе DVD (без встроенного CD-чейнджера), стереосистему JBL Synthesis с 10 динамиками и аудиосистему на задних сиденьях. В дополнительной системе резервных камер на моделях Limited использовались две камеры, установленные на внутренних D-стойках, чтобы обеспечить более широкий обзор при движении задним ходом. В некоторых комплектациях есть два зеркала, установленные на внутренних D-стойках, сразу за задним люком.
4Runner N210 2006 года, багажник
В 2009 году, когда закончилось это поколение, Toyota Japan прекратила производство Hilux Surf, оставив доступной только 4Runner в последующих модельных сериях.
Пятое поколение «N280» 2009-н.в.)
4Runner пятого поколения был представлен на ярмарке штата Техас 24 сентября 2009 года и поступил в продажу несколько месяцев спустя. Он построен на той же платформе, что и Land Cruiser Prado/Lexus GX серии J150 и FJ Cruiser. Несмотря на то, что он был построен в Японии, он производился только с левым рулем и не продавался ни там, ни на других рынках с правым рулем.
4Runner N280 2023 года, вид спереди
Изначально 4Runner был доступен в трёх комплектациях, две из которых были доступны ранее. Базовая комплектация SR5, а также топовая комплектация Limited доступны в вариантах 2WD или 4WD. Trail Edition доступен только с приводом 4WD. Модели SR5 и Trail Edition 4WD получили систему неполного привода 4WD, а Limited — постоянный 4WD. Все модели оснащались активной системой контроля тяги (A-TRAC). Новое издание Trail Edition предлагает систему кинетической динамической подвески Toyota (KDSS) и систему Crawl Control, которая ранее была доступна только для автомобилей Toyota премиум-класса, а также задний блокируемый дифференциал, как в предыдущем пакете Trail Package.
4Runner N280 2012 года, вид сзади
4,0-литровый бензиновый двигатель V6 оснащен системой Dual VVT-i, которая повышает мощность, крутящий момент и экономию топлива и входит в стандартную комплектацию всех моделей. 2,7-литровый двигатель I4 был доступен на моделях 2WD, но был снят с производства после 2010 модельного года. 4,7-литровый V8 предыдущего поколения не был перенесен на 4Runner пятого поколения.
4Runner N280 2018 года, интерьер
В 2013 году (для модели 2014 года) 4Runner подвергся фейслифтингу, состоящему из измененной передней и задней панели с прожекторными фарами и светодиодными задними фонарями с прозрачными линзами, а также других незначительных внешних косметических изменений. Интерьер также был обновлен: мягкая на ощупь дверная отделка, кожаное рулевое колесо и ручка переключения передач, обновленная приборная панель и центральная консоль, а также включение комбинации приборов Toyota Optitron в стандартную комплектацию всех уровней отделки салона. Тормозные магистрали были модернизированы для улучшения ощущения педали, а также включено электронное программирование системы контроля за раскачиванием прицепа. Никаких изменений в трансмиссии не было. Все модели 4Runner 2014 модельного года оснащены 4,0-литровым двигателем V-6 с интеллектуальной системой изменения фаз газораспределения (VVT-i), который может развивать мощность 201 кВт (270 л.с.) и крутящий момент 377 Н·м. Он соединен с пятиступенчатой автоматической коробкой передач ECT.
4Runner N280 2020 года, багажник
В 2019 году (для модели 2020 года) Toyota объявила, что все комплектации 4Runner получат стандарт Toyota Safety Sense-P (TSS-P), а также два дополнительных USB-порта на задних сиденьях. TRD Pro должен был иметь обновленную конструкцию решетки радиатора для размещения переднего радарного датчика TSS-P. Все модели для США получили обновленную информационно-развлекательную систему Entune 3.0 с большим сенсорным дисплеем с более высоким разрешением, интеграцию смартфонов Apple CarPlay и Android Auto, а также интеграцию Amazon Alexa, доступ в Интернет 4G LTE на базе Verizon Wireless, Safety Connect и стандартное спутниковое радио SiriusXM. и дополнительное HD-радио. Модель TRD Pro получила в качестве стандартного оборудования аудиосистему премиум-класса с усилителем JBL. Ранее система была доступна только на моделях Limited, где она оставалась стандартным оборудованием. Большинство моделей также имели стандартную GPS-навигацию.
4Runner N280 2022 года, двигатель
В 2021 году (для модели 2022 года) Toyota включила систему интеллектуальных ключей с кнопкой в стандартную комплектацию всех комплектаций. В модельный ряд также была добавлена новая комплектация TRD Sport. TRD Sport получил тот же бампер, 20-дюймовые колеса и подвеску X-REAS от Limited. Он также включает в себя детали TRD, такие как рычаг переключения передач TRD, капот TRD с ковшом, значки TRD и сиденья Softex с надписью TRD. В отличие от Limited, он доступен только с приводом на 2 колеса или неполным приводом на 4 колеса. Toyota впервые добавила в стандартную комплектацию всех комплектаций светодиодные противотуманные фары, фары ближнего и дальнего света. Для большинства комплектаций TRD в стандартную комплектацию были добавлены монитор слепых зон и сигнализация о перекрестном движении сзади. Pro теперь получает стандартный монитор для работы в условиях любой местности. Используя стратегически расположенные камеры, система позволяет водителю проверять окрестности на трассе, а также обнаруживать потенциальные препятствия, которые трудно увидеть из кабины. В комплектации Limited добавлен стандартный монитор с панорамным обзором. аналогичен монитору повышенной проходимости на TRD Pro. Модели Limited и TRD также оснащены мультиинформационным дисплеем премиум-класса. Все комплектации в стандартной комплектации получают предупреждение о занятости сзади. Lime Rush — это новая эксклюзивная краска для TRD Pro 2022 модельного года.