Краткая история российской автомобильной компании АвтоВАЗ
Возведение крупнейшего завода по сборке легковых авто было оглашено ударной комсомольской стройкой в 1967-м году. Тысячи людей, в основном молодежь, отправились в Тольятти. Технический проект подготовила итальянская компания FIAT, которая поставляла оборудование и обучала специалистов. Благодаря стараниям советской молодежи 19 апреля 1970-го года страна увидела шесть первых автомобилей «Жигули». При этом в планах было достроить ВАЗ к 1973 году.
Фиат 124 1966 года
ВАЗ 2101 1970 года
ВАЗ 2102 1972 года
Автомобиль 2101 являлся копией FIAT 124 1966-го года. В отличие от итальянского собрата, советский упростили, чтобы он стал доступнее широким массам. Авто задумывалось маломощным, с 1,2-литровым мотором на 60 лошадиных сил. Разгонялась «Копейка» до 138 километров в час. Были и доработки в лучшую сторону - чтобы адаптировать итальянскую машину к советским дорогам и климату.
У «Жигулей» был больший клиренс, укрепленная подвеска, барабанные тормоза, которые не собирали грязь, усиленный кузов из металла, стойкого к коррозии. Все комплектующие производились в СССР. 24 марта 1971-го началось серийное производство – 220 тысяч автомобилей в год, к концу десятилетия эта цифра увеличилась до 600 тысяч.
Через год вышла модель 2102, которая являлась «Копейкой» в кузове универсал. Правда, грузоподъемность оказалась всего на 28 килограмм больше. В том же году стартовало производство третьей модели, от первой она отличалась большим количеством хромированных элементов и четырьмя фарами. 1,5-литровый 70-сильный мотор разгонял «тройку» до 150 километров в час.
ВАЗ 2103 1972 года
ВАЗ 2104 1984 года
ВАЗ 2105 1980 года
Советское население воспринимало 2103 как совершенно новую, более мощную и комфортабельную машину. На базе третьей модели «Жигулей» вскоре тоже вышел универсал с индексом 2104. Также в 1972-м году советские инженеры приступили к разработке первого советского внедорожника «Нива», который они представили в 1977-м году. «Нива» разрабатывалась без привлечения итальянцев.
Полностью созданный советскими инженерами внедорожник оказался динамичной машиной, которая стала победителем не одного международного ралли. «Нива» пользовалась большим спросом в западной Европе – низкая стоимость, высокие внедорожные качества и простая конструкция сделали свое дело. Догадывались ли инженеры Волжского завода тогда, что «Ниву» будут покупать в третьем тысячелетии?
ВАЗ 2121 Нива 1977 года
ВАЗ 2131 1995 года
ВАЗ 2106 1976 года
Самой популярной за всю историю завода стала 2106. Внешне автомобиль не отличался от третьей модели, но он обладал более мощным 1,6-литровым 78-сильным мотором, комфортабельным салоном, новой приборной панелью, повышенной шумоизоляцией, усовершенствованной трансмиссией.
В том же году должна была выйти модель 2105, но ее разработка затянулась, и новую машину показали только в 1980-м году. Пятая модель существенно отличалась от своих предшественников как внешне, так и в техническом плане, но это все равно был доработанный FIAT 124, который в Италии давно сняли с производства.
ВАЗ 2107 1987 года
ВАЗ 1111 Ока 1987 года
ВАЗ 1111 Ока, вид сзади
Новинка поставлялась с 1,3-литровым мотором мощностью 68 лошадиных сил. Через два года на базе пятой модели вышла более мощная 2107, которая отличалась внешне увеличенной хромированной решеткой радиатора. Оба автомобиля получили модификации в кузовах универсал, но их уже не выводили в отдельные модели.
На этом история «классики» или копии FIAT 124 завершилась. Планировалось, что до конца десятилетия эти автомобили полностью заменят новым поколением, но «шестерка» и «семерка» производились до конца 2010-х годов.
В конце семидесятых годов инженеры Волжского завода начали разрабатывать новое поколение «Гамма». Автомобиль создавался собственными силами без привлечения зарубежных специалистов. В те времена автомобильный рынок западной Европы круто изменился, тенденцию задавал Volkswagen Golf. Именно трехдверный хэтчбек разрабатывали в Тольятти.
В 1978-м году состоялась презентация прототипа, на которую прибыли руководители министерства автопромышленности, внешней торговли, другие высокие чины государства. Показали несколько вариантов кузова, среди которых также были пикап и кабриолет.
Представитель АЗЛК заявил, что стране не нужен автомобиль того класса, который и так производится. Этого было достаточно, чтобы свернуть новый проект. «Зубило» с резкими рублеными формами одобрил лично Леонид Брежнев, который, как известно, питал слабость к автомобилям. К доработке новой модели подключили специалистов из FIAT и Porsche.
В декабре 1984-го года началось серийное производство ВАЗ 2108. Для советской автопромышленности это был настоящий прорыв – современный дизайн кузова и передний привод. «Наконец, советскому человеку предложили что-то модное, а не коричневый двубортный костюм» - говорили в народе.
ВАЗ 2108 1984 года
ВАЗ 2108, интерьер
ВАЗ 2108, моторный отсек
Между тем, многие советские автомобилисты встретили новинку с подозрением, ведь до того момента все автомобили в СССР выпускались в классических кузовах седан, на базе которых также делали небольшое количество универсалов. Об иных вариантах речи не было: инженеры других заводов даже не пытались экспериментировать, понимая, что такие машины не одобрят «в верхах».
Багажник, объединенный с салоном, стал для советского водителя чем-то непривычным и неудобным. Здравый смысл в этих претензиях есть - зимой каждое открытие и закрытие третьей двери багажника охлаждало салон. Точно так же не были готовы советские водители к переднему приводу. «Я всю жизнь ездил на «Волге» без происшествий, а когда купил последнюю модель «Жигулей» то через несколько дней попал в аварию. Зачем делать такие машины?» - публиковал письма читателей журнал «За рулем».
В том же журнале писали, как управлять «нестандартным» автомобилем. И все же новинку распробовали, она пошла в массы. Проблемы не закончились и на этом: первая серия оказалось сырой с «детскими» болезнями. Машины часто ломались, а найти дефицитные запчасти было невозможно. Запчасти от старых моделей не подходили, более того: часть узлов были зарубежного производства (Ford, Volkswagen, FIAT). За год инженерами удалось устранить все недочеты. Впервые в истории советские автомобили компоновались разными моторами. На выбор предлагались 1,1, 1,3 и 1,5-литровый агрегаты.
Проект «Гамма» также состоял из пятидверного хэтчбека и четырехдверного седана. Так почему же первой выпустили самую нестандартную для советского водителя – в трехдверном кузове хэтчбек, а не классический седан? Все дело в том, что в начале восьмидесятых годов страна переживала нехватку валюты после нефтяного кризиса.
Модель 2108 разрабатывали, в первую очередь, для западноевропейского потребителя, где трехдверный хэтчбек был самым популярным форматом. Для этого также изменили название машины на Lada. Немец или француз не смог бы выговорить слово «Жигули».
Половина автомобилей продавалась в западной Европе и довольно успешно. Советским дизайнерам и инженерам стоит отдать должное: впервые в истории машина была не хуже западных аналогов, внешне «восьмерка» оказалась свежее, чем, например, Ford Escort или Volkswagen Golf. Для западной Европы также была подготовлена «восьмерка» в кузове кабриолет – всего выпустили 2 тысячи таких машин. Произвели и небольшую серию полноприводных модификаций.
ВАЗ 2109 1987 года
ВАЗ 2109, вид сзади
ВАЗ 2109, интерьер
Более привычная для советского автомобилиста 2109 с полным комплектом дверей вышла в 1987-м году. Девятая модель позиционировалась как более престижная, но не только из-за наличия пяти дверей. Очевидными достоинствами стали более мощные моторы, улучшенная управляемость, больший предел максимальной скорости, но главное – первая пятискоростная коробка передач в советском автомобиле.
ВАЗ 21099 1990 года
ВАЗ 21099, вид сзади
ВАЗ 21099, интерьер
Правда, для советского покупателя «девятки» поставлялись только с четырехскоростной КПП, пятискоростную машину можно было пригнать только из заграницы. Седан 21099 должен был выйти в 1988-м году, но из-за экономических сложностей его премьеру отложили до декабря 1990-го года. ВАЗ 21099 стал последним советским автомобилем, и ему повезло меньше всех.
После открытия границ хлынули тысячи подержанных иномарок, продукция ВАЗа стала неинтересной жителям бывшего СССР. Чтобы удержаться на плаву, был проведен рестайлинг семейства «Самара». Новые машины получили новую крышу, спойлер на багажнике, более обтекаемые линии на кузове, современные головные огни, совершенно новый салон. Бампера теперь окрашивались в цвет кузова. «Самара 2» оснащались 1,5 или 1,6-литровыми моторами.
ВАЗ 2113 «Samara 2» 2004 года
ВАЗ 2114 «Samara 2» 2003 года
ВАЗ 2115 «Samara 2» 1997 года
Новый автомобиль был готов встать на конвейер еще в 1992-м году, но из-за экономического кризиса это произошло только в 1996-м. Десятую модель начали разрабатывать еще в 1988-м году. Новинка была доступна с двумя моторами: 1,5-литровым мощностью 80 лошадиных сил и 1,6-литровым мощностью 93 лошадиных силы. «Десятка» по праву считалась более престижной, чем «Самара», она могла на равных конкурировать с Opel Astra, Volkswagen Jetta и другими одноклассниками. Позже вышли модификации десятой модели в кузовах хэтчбек и универсал.
ВАЗ 2110 «Lada 110» 1995 года
ВАЗ 2111 «Lada 111» 1997 года
ВАЗ 2112 «Lada 112» 1998 года
Автомобиль малого В-класса, прототип «Калины» показали широкой аудитории в 1999-м году. Разработкой машины начали заниматься еще в 1993-м году, когда завод планировали реорганизовать в компанию AVVA, владельцем которой должен был стать Борис Березовский. Именно Березовский поставил перед инженерами задачу построить недорогой народный автомобиль.
Производство «Калины» в кузове седан 1118 наладили осенью 2004-го года, хэтчбек 1119 вышел ровно через два года. Планировалось, что на базе «Калины» также построят минивэн, но платформа оказалась слишком малой для большого и тяжелого авто, в итоге в 2005-м году началось производство «Калины» 1117 в кузове универсал. В качестве агрегата был выбран достаточно мощный для такого класса 1,6-литровый мотор от «Самары», который развивал 78 лошадиных сил.
ВАЗ-1117 «Калина» 2007 года
ВАЗ-1118 «Калина» 2004 года
ВАЗ-1119 «Калина» 2006 года
Машина получила ряд новшеств, которые ранее не встречались в российском автопроме, например, электрический усилитель руля. Салон отличался повышенной комфортабельностью – сиденья и механизмы для их регулировки закупались в Германии. Таким образом, у автовазовцев получился удачный городской автомобиль с современным дизайном и резвым мотором.
«Калина» быстро нашла своего покупателя не только в России, но и в странах Евросоюза, она на равных конкурировала с Opel Corsa или Renault Symbol. Десятая модель, которая классом выше, а соответственно, и престижнее, оказалась по сравнению с «Калиной» устаревшим динозавром. В 2012-м году было представлено второе поколение «Калины», однако это скорее рестайлинг с большим множеством изменений.
ВАЗ 2170 «Приора», седан
ВАЗ 2170 «Приора», хэтчбек
ВАЗ 2170 «Приора», универсал
Так как к середине десятилетия модель 2110 морально устарела и не могла на равных конкурировать даже с китайским автопромом, который тогда стремительно завоевывал российский рынок, появилась необходимость в новой машине гольф-класса. Ею стала «Приора» 2170, которая пошла в серийное производство весной 2007-го года в кузове седан.
Вскоре наладили сборку в кузове хэтчбек (только пятидверный вариант) и универсал. Фактически это была масштабная модификация десятой модели. При этом двигатели остались старыми: 1,5-литровый мощностью 80 лошадиных сил и 1,6-литровый мощностью 93 лошадиных силы.
ВАЗ 2190 «Гранта», седан
ВАЗ 2190 «Гранта», хэтчбек
ВАЗ 2190 «Гранта», универсал
Несмотря на все старания российских инженеров, экономический кризис 2008-го года нанес АвтоВАЗу болезненный удар. Российскому автопроизводителю стало сложно конкурировать с южнокорейским и китайским автопромом, которые предлагали продукцию высшего качества приблизительно за те же деньги. Спасать ситуацию решили сверхбюджетным автомобилем, им стала «Гранта». Машину построили на базе «Калины». Простая модель не могла похвастаться ни интересным дизайном, ни техническими характеристиками, но своего покупателя она нашла, а это позволило заводу держаться на плаву.
Лада Ларгус 2012 года
Лада Ларгус, фургон
Лада Ларгус, интерьер фургона
Вторым решением для выхода из кризиса стало присоединение к альянсу Renault-Nissan. Благодаря сотрудничеству с французами в Тольятти наладили выпуск Largus. Это авто является адаптированным к российским условиям Renault Logan первого поколения в кузове универсал. Российский «Логан» получил также более комфортабельный салон и дизайн кузова с косметическими изменениями, что сделало его современнее внешне по сравнению с французским «собратом».
ВАЗ 2180 «Веста», седан
ВАЗ 2180 «Веста», универсал
ВАЗ 2180 «Веста», интерьер
Благодаря тесной работе с Renault-Nissan, в 2010-м году начались работы по созданию автомобилей новой генерации. Речь идет о Vesta – машине, которая значительно повысила имидж Lada. Новое поколение «Икс», в которое вошли модель гольф-класса Vesta и кроссовер XRAY, стали настоящим прорывом. Впервые, спустя много лет, АвтоВАЗ снова предложил современные автомобили, которые на равных конкурировали с зарубежными аналогами.
Лада XRAY 2015 года
Лада XRAY, вид сзади
Лада XRAY, интерьер
Х-дизайн, который объединил решетку радиатора, воздухосборники и фары в литеру «икс», разработал Стив Маттин. Позже свежий «передок» появился и на старых моделях – Largus, Kalina 2, Granta, Niva. История доказывает, что выпуск даже самых удачных моделей однажды подходит к концу. Скоро конвейер остановится и для Vesta, до 2025-года АвтоВАЗ планирует выпустить пять новых моделей разных классов.
Сегодня АвтоВАЗ является дочерней компанией французского Renault. На заводе работает 30 тысяч сотрудников. В Тольятти, помимо производства автомобилей Lada, также налажена сборка Renault, Datsun и Nissan. Кроме того, АвтоВАЗ поставляет комплектующие для других автозаводов. В 2020-м году с конвейера сошел юбилейный 30-миллионый автомобиль.