В этом всеобъемлющем руководстве представлена подробная инструкция по самостоятельному обслуживанию и ремонту переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108 с кузовом типа «купе», также известных как «Лада-Спутник-1300».
Советский и российский «ВАЗ-2109 Спутник» (позже стал называться «Самара») является первым с автомобилем с передним приводом и кузовом типа «хэтчбэк», в народе называется «девятка», выпускался с 1984 года по 1997 год и здесь вы найдете руководство по его самостоятельному ремонту в гаражных условиях.
Это всеобъемлющее руководство ориентировано на владельцев российских седанов с передним приводом ВАЗ-21099 «Спутник», оснащенных четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями объемом 1.
Описание и история автомобилей Lada Samara (Sputnik)
ВАЗ-2108, известный как Lada Samara в большей части Западной Европы (кодовое название, а позднее официальное название Lada Sputnik в России), представляет собой серию небольших семейных автомобилей, выпускавшихся советским/российским производителем автомобилей АвтоВАЗ под брендом Lada в период с 1984 по 2013 год. Название модели Samara изначально использовалось только для экспортируемых моделей, в Советском Союзе та же модель называлась Sputnik (Спутник) до 1991 года, когда седан Samara поступил в производство с использованием экспортного названия. Это был первый серийный автомобиль с передним приводом, построенный в Советском Союзе после ЛуАЗ-969В. Samara была модифицирована и рестайлингирована в течение лет производства, прежде чем она была окончательно прекращена в декабре 2013 года.
ВАЗ-2108 1990 года, вид спереди
Samara была автомобилем, который сочетал в себе прочную конструкцию и простоту обслуживания с современным стилем. Она выпускалась в различных трех-, четырех- и пятидверных исполнениях с бензиновыми двигателями объемом 1,1, 1,3 и 1,5 литра. ВАЗ надеялся, что Samara позволит ему конкурировать за продажи на основном европейском автомобильном рынке, где традиционные модели компании на базе Fiat 124 «Жигули» считались все более устаревшими и несовременными. Это была вторая автономная конструкция от ВАЗа (первая была Niva SUV), и первая модель, не основанная на механике Fiat 124.
ВАЗ-2108 1986 года, вид сзади
ВАЗ создал свой первый переднеприводный прототип ВАЗ-1101 в начале 1970-х годов. Был использован двигатель от Fiat 127. Дальнейшее развитие этого проекта привело к созданию прототипа трехдверного хэтчбека Ladoga объемом 900 см³ в 1976 году. Решение о строительстве Samara было принято 16 сентября 1978 года, намерение состояло в том, чтобы построить автомобиль с высоким потенциалом продаж на экспортных рынках Западной Европы. Были рассмотрены предложения по отличительному седану, четырехдверному, а также трех- и пятидверному хэтчбеку; было решено, что вместо этого седан должен разделить листовой металл трехдверного хэтчбека перед задней стойкой. (Работа над проектированием четырехдверного автомобиля перешла к ВАЗ-2110). При его разработке конструкторы ВАЗа уделили особое внимание современным Renault 9, Volkswagen Golf, Ford EscortMark III, Opel Kadett и Volvo 340, которые стали основными конкурентами нового ВАЗ-2108. Передняя подвеска представляла собой стойки Макферсон, задняя — торсионную балку. Он также имел реечное рулевое управление, еще одно советское новшество.
ВАЗ-2108 1987 года, интерьер
31 декабря 1979 года был завершен первый прототип ВАЗ-2108. Он сильно напоминал более раннюю «Ладогу» и седан ВАЗ-1106. Хотя в России его называли «Спутник», чаще его называли «Восьмерка» по последней цифре в коде модели. Экспортная версия была названа в честь реки Самара, притока Волги. Первые автомобили сошли с конвейера 18 декабря 1984 года. Эти трехдверные хэтчбеки (единственная доступная модель на первых порах) были оснащены рядным четырехцилиндровым двигателем SOHC объемом 1288 см³ с ременным приводом и мощностью 65 л. с. (48 кВт) и четырехступенчатой коробкой передач. К трехдверному автомобилю присоединились пятидверный и модели с двигателями объемом 1099 см³ (разряженная версия 1.3) или 1499 см³ (расточенный 1288). (Головка была разработана в сотрудничестве с Porsche, хотя большинство западных наблюдателей предполагали, что участие Porsche выходило за рамки только двигателей, а карбюраторы были связаны с Solex).
ВАЗ-2108 1988 года, двигатель
В 1987 году модельный ряд пополнился моделью 21083 с двигателем 72 л. с. (53 кВт) объемом 1499 см³ и пятиступенчатой коробкой передач, а также моделью 21081 с двигателем 53 л. с. (39 кВт) объемом 1099 см³. Модель 1.1 была только экспортным вариантом. Максимальная скорость составляла 140 км/ч (1.1), 148 км/ч (1.3) и 156 км/ч (1.5); расход топлива составлял 7,9 л/100 км (1099), 9,3 л/100 км (1288) или 9,5 л/100 км (1499).
ВАЗ-2109 1989 года, хэтчбек
В том же году ВАЗ также представил пятидверный хэтчбек ВАЗ-2109, который был доступен с двигателями объёмом 1,1, 1,3 и 1,5 литра. В 1989 году появился седан ВАЗ-21099 с новым капотом, решёткой радиатора, крыльями и увеличенным на 200 мм задним свесом, а также улучшенной приборной панелью. Дизайн передней части ВАЗ-21099 был использован для моделей ВАЗ-2109 в 1992 году и ВАЗ-2108 в 1994 году.
ВАЗ-2109 1988 года, интерьер
Затем последовало несколько других незначительных изменений, включая двигатели с впрыском топлива для соответствия нормам выбросов на экспортных рынках. На ранних моделях Samaras передний зажим был отдельной частью, окружающей фары. На версии седан крылья доходят до фар, а кромка капота опускается между фарами и встречается с более тонкой решеткой радиатора. Полное производство 21099 началось в декабре 1990 года с моделей 210993 (1288), 21099 (1499). Седан, задуманный как модель премиум-класса по сравнению с хэтчбеком, получил отличительный брендинг на некоторых экспортных рынках: Diva (Бельгия), Sagona (Франция), Forma (Германия). Бельгия также предлагала кабриолет местного производства. 1.1 и 1.3 в конечном итоге были сняты с производства, поскольку уже были сняты с экспортных рынков, в то время как мощность 1.5 увеличилась до 75 л. с. (55 кВт).