В данном разделе нашего сайта вы найдете пошаговую инструкцию с иллюстрациями по обслуживанию и самостоятельному ремонту советских и российских автомобилей «Лада Ока» (ВАЗ-1111), который выпускался с 1988 года по 1996 год.
Lada Оkа (ВАЗ-1111, СеАЗ-1111, КамАЗ-1111, Astro 11301) — городской автомобиль, разработанный в Советском Союзе в конце семидесятых годов на АвтоВАЗе. Он поступил в производство в 1988 году с двухцилиндровым двигателем SOHC объемом 644 см³. Несмотря на то, что он был разработан на АвтоВАЗе командой под руководством Юрия Кутеева, серийные модели там не производились. Вместо этого производство было передано на аутсорсинг на завод СеАЗ в Серпухове и ЗМА в Набережных. Челны (тогда принадлежали Камазу, а сейчас принадлежат СеверстальАвто). Были большие планы по строительству нового завода в Елабуге, но они не были реализованы. Автомобиль также производился в Азербайджане на Гянджинском автомобильном заводе. Название происходит от реки Ока в России, на которой расположен Серпухов.
КамАЗ-1111 1988 года, вид спереди
ЗАЗ Запорожец 966-968 с воздушным охлаждением и задним расположением двигателя в качестве «народного автомобиля». Завод СеАЗ специализировался на производстве специальных автомобилей для водителей-инвалидов, и к 1970-м годам их предложением стал С-3Д, спартанский, квадратный двухместный седан с двигателем от мотоцикла. Несмотря на шум и дымность, С-3Д, тем не менее, был очень популярен среди водителей с ограниченными возможностями, многие из которых были ветеранами Второй мировой войны и, как таковые, получали свои автомобили бесплатно. Когда инженеры в Серпухове под руководством директора завода Александра Попова (который сообщил Минавтопрому (автомобильному министерству), что СеАЗу нужен новый продукт) задумали «Оку», они обратились за помощью к своим коллегам по ВАЗу. Проект был одобрен в 1983 году. До «Оки» конструкторы ВАЗа работали над рядом микроавтомобилей, в том числе над похожим на него вариантом ВАЗ-1101, предложенным конструктором Юрием Даниловым в 1971 году, однако эти модели в производство не пошли.
СеАЗ-1111 1989 года, вид сзади
Маленький автомобиль должен был стать заменой С-3Д и, как и его предшественник, имел простой мотоциклетный двигатель. Андрей Розов, один из ведущих конструкторов двигателей на ВАЗе, предложил новый трехцилиндровый двигатель, но из-за нехватки времени этот двигатель не был разработан, и было принято решение использовать двухцилиндровый вариант четырехцилиндрового двигателя ВАЗ-2108, по сути, разрубив последний пополам. Это был 1983 год, и первый советский переднеприводный автомобиль, 2108, был готов выйти на рынок. «Ока» быстро стала следующим проектом «народного автомобиля», транспортным средством, которое «может себе позволить каждый заводской инженер».
ВАЗ-1111 1990 года, вид слева
Вдохновение для Юрия Верещагина, дизайнера экстерьера ВАЗа, который написал Oka, пришло от японских кей-каров, таких как Daihatsu Cuore, который в свою очередь, а также похожие на него Fiat Uno и Fiat Panda, напоминали стиль культового французского супермини Renault 5. Однако вдохновение ограничивалось только размерами и общими пропорциями, а автомобиль отличался по дизайну. Советское министерство предпочло Oka другим трехдверным микроавтомобилям, разработанным СеАЗом и НАМИ, а также другому, футуристическому варианту нового автомобиля, предложенному Верещагиным в 1984 году. Жестко ограниченный спецификациями проекта, он делал свою работу, полагая, что его творение имеет мало шансов увидеть производство.
ВАЗ-11113 1996 года, пикап
Однако в итоге он оказался неправ, поскольку в целом приемлемые эксплуатационные характеристики и низкая цена «Оки» привели к тому, что за почти два десятилетия с конвейера сошло около 700 000 экземпляров. Во время тест-драйвов на дорогах и в горах Кавказа автомобиль продемонстрировал хорошую управляемость, устойчивость на дороге и, что удивительно для транспортного средства такого размера, отличные внедорожные возможности.
ВАЗ 11113-27 Тойома 2001 года
На Московском международном автосалоне 1989 года ВАЗ представил аккумуляторно-электрическую версию, известную как ВАЗ-1111Э. Автомобиль выпускался по спецзаказу до 1998 года. Аккумуляторные батареи напряжением 120 В размещались в моторном отсеке, под сиденьями и в грузовом отсеке, обеспечивая автомобилю запас хода около 100 км.
Астро-11301 2002 года, вид спереди
В 2002 году автомобиль получил ноль звезд из четырех возможных по российской программе оценки безопасности ARCAP. Версия, произведенная на заводе ЗМА, оказалась немного безопаснее той, что произведена на СеАЗе.
КамАЗ-1111 1998 года, интерьер
По состоянию на 2006 год выпускалось четыре модификации «Оки»: базовая ВАЗ-11113 «Ока» производства ЗМА (Набережные Челны) или завода СеАЗ (33 л.с., максимальная скорость 125 км/ч, расход топлива 3,2 л на 100 км), «кастомный» ВАЗ-11301 «Астро» (49 л.с.) и ВАЗ-11113-27 «Тойма» — легкий развозной автомобиль с грузовым отсеком вместо двух задних сидений.
ВАЗ-1111 1991 года, интерьер
Серийное производство «Оки» в России прекратилось в 2008 году, когда на СеАЗе была выпущена последняя партия «Ок» с китайскими двигателями ЕВРО-2. Летом 2023 года правительство России заговорило о возможном возрождении бренда.
Версии «Оки»:
ВАЗ-1111 — базовая модель с 2-цилиндровым двигателем объемом 650 см³. Выпускалась в 1988-1996 годах;
ВАЗ-1111е — экспериментальная модель с электроприводом.
СеАЗ-1111-01 — специальная версия на базе ВАЗ-1111 для инвалидов без обеих ног;
СеАЗ-1111-02 — специальная версия на базе ВАЗ-1111 для инвалидов с одной ногой;
СеАЗ-1111-03 — специальная версия на базе ВАЗ-1111 для инвалидов с одной ногой и одной рукой;
ВАЗ-11113 (LADA OKA) — версия с более мощным 750-кубовым 2-цилиндровым двигателем ВАЗ-11113. Выпускалась в 1996-2007 годах. В 2000 году на выставке «Автоэкзотика 2000» была представлена версия с 2-дверным кузовом «седан» с отдельным багажником;
СеАЗ-11113-01 — спецверсия на базе ВАЗ-11113 для инвалидов без обеих ног. В 2000 году на базе этой версии был показан прототип «Ока Престиж» с мягким брезентовым верхом на левой стороне крыши и поворотным сиденьем водителя;
СеАЗ-11113-02 — спецверсия на базе ВАЗ-11113 для инвалидов с одной ногой;
СеАЗ-11113-03 — специальная версия на базе ВАЗ-11113 для инвалидов с одной ногой и одной рукой;
СеАЗ-11116 — версия с трехцилиндровым инжекторным двигателем TJ FAW китайского производства объемом 1000 см³. Выпускалась в 2007-2008 годах на СеАЗе;
СеАЗ-11116-01 — специальная версия на базе СеАЗ-11116 для инвалидов без обеих ног;
СеАЗ-11116-02 — специальная версия на базе СеАЗ-11116 для инвалидов с одной ногой;
СеАЗ «Ока Юниор» — малосерийная спортивная версия для начинающих гонщиков. Оснащена каркасом безопасности, спортивным рулевым колесом и сиденьями с четырехточечными ремнями безопасности;
СеАЗ «Спорт» — гоночная «полупрофессиональная» версия с каркасом безопасности, сиденьями Sparco с четырехточечными ремнями безопасности, фиксаторами капота и облегченным салоном;
«Ока-Астро-11301» — малосерийная версия с удлиненной колесной базой, первоначально выпускавшаяся в 2002–2006 годах небольшим предприятием «Астро-кар» (позднее «Камский автосборочный завод»). На ней стоял украинский карбюраторный двигатель МеМЗ 245.1 объемом 1100 см³, сертифицированный по стандартам Евро-0. Эта конструкция в значительной степени собиралась вручную из доступных деталей;
«Астро-113011» — аналог «Астро-11301», но с инжекторным двигателем объемом 1100 см³, сертифицированным по стандарту Евро-2;
ВАЗ-17013 «Тойма» — лёгкая развозная версия на базе камской «Оки». Оснащён кузовом «седан-развозной» с увеличенным задним свесом, что увеличило полезный объём грузового отсека до 1,5 м³. Грузоподъёмность — до 250 кг (без пассажиров). Выпускался также на «Астрокаре» (позже «Камский автосборочный завод») небольшими партиями в 2000-2007 годах. Помимо базовой развозной модели «Тойма» имела следующие специализированные версии: «Милиция», «Скорая помощь» и «Социальная», с остеклённой надстройкой и иной компоновкой салонов, все выпускались очень малым тиражом;
ВАЗ-1301 «Гном» — прототип пикапа на базе камской «Оки» с рамой под грузовой платформой и грузоподъёмностью до 350 кг (без пассажиров). Не выпускался;
СеАЗ-11116-010-50 «Ока фургон» и СеАЗ-11116-011-50 «Ока пикап» — коммерческие версии на базе СеАЗ-11116 с кузовами «куб-фургон» и пикап соответственно. В 2007 году выпущена только опытная партия;
СеАЗ-11116-010-52 «Ока Универсал» — коммерческая модификация с кузовом типа хэтчбек с глухими бортами и задним грузовым отсеком с приподнятой крышей. Несколько опытных образцов построено в 2007 году.
СеАЗ-11116-60 — коммерческая версия с кузовом-стойкой. Несколько опытных образцов построены в 2007 году.
ТТМ-1901 «Беркут» — по сути, снегоход с лыжами спереди и гусеницами сзади. Предназначен для перевозки личного состава и буксировки лыжников. Изготовлен по заказу нижегородского предприятия «Транспорт» с использованием кузовов «Ока».