На этой странице вы найдете подробное руководство по обслуживанию и ремонту советских внедорожников малого класса «ВАЗ-2121 Нива» с постоянным полным приводом, производившихся с 1977 года по 1994 год.
Модификация российского компактного внедорожника «ВАЗ-21213 Нива» производилась с 1994 года по 2006 год, с 2000 года называется «Lada 4x4» и представляет собой автомобиль с постоянным полным приводом и одной понижающей передачей.
Модификация автомобиля «ВАЗ-21214 Нива» (с 2000 года называется «Lada 4x4») это российский полноприводный внедорожник малого класса, выпускался с 1994 до 2006 года и отличается от предыдущей модификации наличием центрального впрыска топлива.
Lada Niva Legend, ранее называвшаяся Lada Niva, ВАЗ-2121, ВАЗ-2131 и Lada 4×4, представляет собой серию полноприводных, малых (хэтчбек) и компактных (универсал и пикап) внедорожников, разработанных и выпускаемых АвтоВАЗом с 1977 года. Первоначально ориентированных на сельский рынок, более поздние модели также были нацелены на городских пользователей. Трех- и более поздние пятидверные хэтчбеки 4×4 продавались под маркой Lada на многих рынках и находятся в непрерывном производстве с 1977 года.
Нива 1981 года, вид спереди
В 1990-х годах к модельному ряду добавились трех- и пятидверные универсалы на удлиненной на 50 см колесной базе и пикап со сверхдлинной колесной базой. После того, как оригинальный Land Rover и его преемник Land Rover Defender были сняты с производства в 2016 году, Niva стала самым долгоиграющим легковым автомобилем для бездорожья, который все еще производился в своем первоначальном виде. К концу 2020 года по всему миру было продано около 650 000 автомобилей Lada Niva.
Lada Niva — первый в мире серийный внедорожник с несущей конструкцией (кузов и рама полностью интегрированы). Это предшественник современных кроссоверов SUV, большинство из которых построены по схожей схеме. Он частично вдохновил на создание Suzuki Vitara.
Нива 1991 года, вид сзади
В августе 2020 года Lada взяла на себя производство Chevrolet Niva 2003 года и переименовала ее в «новую» Lada Niva. В декабре 2020 года новая Niva была дополнительно переименована в Lada Niva Travel, а старая модель была переименована в Lada Niva Legend в январе 2021 года.
За пределами России «Нива» в первую очередь конкурирует с Suzuki Jimny — малолитражным внедорожником схожей конструкции.
«Нива» — это русское слово, которое буквально означает «поле» (чаще всего имеется в виду поле с хлебными злаками), но также может означать «сферу деятельности». Название «Нива» было образовано как аббревиатура из инициалов детей главных конструкторов Нивы: двух дочерей Петра Прусова и двух сыновей Владимира Соловьёва.
Нива 1983 года, вид слева
Нива была описана ее конструкторами как «Renault 5, поставленный на шасси Land Rover». Разработка началась в 1971 году после 24-го съезда КПСС, на котором Алексей Косыгин (тогдашний премьер Советского Союза) дал конструкторам ВАЗа и АЗЛК задачу создать автомобиль, подходящий для сельской местности (в частности, для сельских жителей и фермеров Советского Союза), поскольку обычные «Жигули», «Москвичи» и «Запорожцы», предназначенные в первую очередь для простых людей, не были особенно востребованы в изолированных районах, которые составляли большую часть СССР. В том же году группа конструкторов ВАЗа во главе с Соловьевым начала конкурировать с АЗЛК за работу над «цивилизованным» полноприводным автомобилем. Новый автомобиль был частично вдохновлен прототипом ИЖ-14 1974 года. Это была первая модель ВАЗа, которая не была основана на Fiat, хотя многие из ее механики были перенесены из более ранних моделей Жигулей на базе Fiat 124 или 125 (в основном ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106). Кузов, система полного привода и передняя подвеска были разработаны ВАЗом. Первый прототип появился в 1971 году и был официально обозначен как Э-2121 и прозван «крокодилом» из-за своей отличительной передней части, но был отклонен как слишком утилитарный, поэтому были добавлены двери и жесткая крыша. Эта версия (обозначенная как 2Э-2121) дебютировала в 1973 году и отличалась от внедорожников того периода, поскольку использовала современный кузов хэтчбек. Выбор дизайна был вдохновлен прототипом, известным как ВАЗ-1101 (который, в свою очередь, является производным от Fiat 127), и был создан дизайнером Валерием Павловичем.
Нива 1990 года, интерьер
Перед выпуском «Нива» в течение многих лет испытывалась группой под руководством Вадима Котлярова в самых сложных условиях Советского Союза, таких как Урал и Сибирь, пустыни Казахской ССР и горы Памира в Таджикской ССР, где ее сравнивали с военным аналогом УАЗ-469 и некоторыми западными внедорожниками — британскими Land Rover Series и Range Rover Classic.
Нива 2015 года, пятидверная
Оригинальная Niva имеет атмосферный 1,6-литровый четырехцилиндровый бензиновый двигатель с верхним распредвалом, мощностью 56 кВт (75 л. с.) и крутящим моментом 126 Н·м при 5000 об/мин, четырехступенчатую механическую коробку передач и постоянный полный привод. Система привода использует три дифференциала: центральный, передний и задний. Раздаточная коробка включает в себя рычаг селектора высокого/низкого диапазона и еще один для блокировки центрального дифференциала. Как и обычное переключение передач, обе вышеупомянутые функции, естественно, требуют использования сцепления для правильного выбора. Однако, в то время как центральный дифференциал обычно можно заблокировать во время движения, раздаточная коробка не может и требует полной остановки. Оригинальная Niva развивает максимальную скорость 130 км/ч.
Нива 1982 года, двигатель
Винтовые пружины расположены на каждом из четырех колес, а подвеска спереди независимая, тогда как задняя ось — пятирычажная, с передаточными числами от 3,90 до 4,30 в зависимости от модели и рынка. Дорожный просвет составляет 235 мм, а в воде глубина достигает 510 мм.
Тормоза двухконтурные с сервоприводом, сцепление гидравлическое. Диаметр поворота составляет 11,05 м. Объем грузового отсека составляет 0,48 м3 или 1,33 м3 при сложенных задних сиденьях, и, как у классических «Жигулей», передние сиденья можно сложить в два спальных места. Запасное колесо можно хранить в моторном отсеке под капотом.
Нива 1999 года, багажник
ВАЗ-2121 «Нива» или Lada Niva 1600 выпускалась до 1993 года (она существовала в параллельном производстве с новой моделью до конца 1993 года), когда был представлен более новый и мощный четырехцилиндровый бензиновый двигатель, заменивший ранее используемый двигатель ВАЗ-2106. Стандартный карбюратор Weber был заменен одноточечным впрыском топлива, первоначально поставляемым General Motors на модели 21214/1.7i, и улучшенным карбюратором Solex на модели 21213/1.7. Трансмиссия была изменена с четырех на пять скоростей, было заменено механическое зажигание, а электроника и подвеска получили некоторые относительно незначительные изменения. Выхлопная система также была немного переработана, а на более новых моделях приводные валы получили гомокинетические шарниры.
Нива 1984 года, задние сиденья
Удлиненная модель универсала с более длинной колесной базой и пятью дверями была выпущена в 1995 году. Первоначально она была известна как ВАЗ-2131 «Нива», но в коммерческом плане она не имеет отличий в названии от стандартной трехдверной модели и часто упоминается как пятидверная «Нива». Из-за увеличенного веса из-за более длинной колесной базы она может использовать рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 1774 см³. Хотя она все еще производилась, как и базовая модель, она имела ограниченное применение и редко экспортировалась, в основном из-за более длинной колесной базы и увеличенного веса, и была немного более дорогой по сравнению со стандартной моделью. В 2015 году также появилась пятидверная модель для Lada 4×4 Urban.
Нива Легенд 2022 года, вид спереди
В 1999 году была выпущена модель Нивы с дизельным двигателем, известная как ВАЗ-21215 Нива, или коммерческое название Lada Niva 1.9. Она выпускалась до 2007 года и продавалась только на нескольких рынках. Она была оснащена рядным четырехцилиндровым дизельным двигателем Peugeot XUD 9SD объемом 1905 см³, и была менее мощной, чем стандартный бензиновый двигатель ВАЗ-21213/21214 объемом 1680 см³.
Нива Легенд 2023 года, вид сзади
В 2006 году модель с карбюраторным двигателем нового поколения (ВАЗ-21213/Lada Niva 1.7) была снята с производства, а название «Нива» было официально заменено на новое официальное название Lada 4×4, поскольку права на наименование перешли к Chevrolet. Производство «Нивы» было прекращено по старой советской классификации внутреннего рынка ВАЗ-2121.
В 2014 году была выпущена новая рестайлинговая модель под названием Lada 4×4 Urban. Она имеет более современный, обычный внешний вид, включая новую маску, пластиковые бамперы, новые боковые зеркала, другие алюминиевые диски, новые шины, центральный стоп-сигнал, подогрев передних сидений и слегка рестайлинговый салон. По состоянию на 2019 год ни одна версия Lada 4x4 не имеет подушек безопасности.
Нива Легенд 2024 года, интерьер
В 2017 году выпускается Lada 4×4 Bronto, предназначенная в основном для бездорожья. Она отличается характерной маской и пластиковыми бамперами со встроенными передними и задними противотуманными фарами, пластиковыми рейлингами на крыше, новыми, более крупными колесами с черными алюминиевыми дисками и внедорожными шинами Bontyre Stalker 235/75-R16, еще большим дорожным просветом (увеличен еще на 35 мм) и пластиковыми защищенными от ржавчины кромками кузова (крыльями и порогами).
Нива Легенд 2021 года, багажник
Версии с более длинной колесной базой — пятидверный ВАЗ-2131, трехдверный ВАЗ-2129 и пикап ВАЗ-2329 — также производились с 1990-х годов, но на экспорт, как правило, не поставлялись.
Лада Нива Тревел
Lada Niva Travel — мини-внедорожник, выпускаемый с 1998 года Группой АвтоВАЗ. Первоначально называвшийся ВАЗ-2123 (1998–2002), внедорожник продавался как Chevrolet Niva с 2003 по 2020 год, когда АвтоВАЗ (головная компания бренда Lada) был в совместном предприятии с General Motors, называвшемся GM-АвтоВАЗ.
Нива Тревел 2023 года, вид спереди
Однако после того, как General Motors продала свою 50-процентную долю в фирме в 2020 году, автомобиль на короткое время был переименован в «Lada Niva», дав автомобилю то же название, что и оригинальная, выпущенная в 1977 году Lada Niva/Lada 4x4/VAZ-2121, которая до сих пор носит на некоторых европейских рынках — в то время как VAZ-2123 также является развитием своей предшественницы, механической основы VAZ-2121. 21 декабря 2020 года автомобиль был переименован в «Lada Niva Travel».
Нива Тревел 2022 года, вид сзади
ВАЗ/Lada 2123/Niva (II/Travel) выпускается только как 5-дверный кроссовер, такой же короткий, как Ford Bronco II, с колесной базой 2,45 м — ровно посередине между оригинальными колесными базами Lada Niva (Legend) 2,20 м и 2,70 м. Хотя кузов и салон полностью новые, он по-прежнему базируется на старом двигателе ВАЗ 2121, трансмиссии и большинстве механических узлов. Модель Niva Travel получила обновленный кузов, а 1,7-литровый бензиновый двигатель получил систему впрыска топлива.
Нива Тревел 2024 года, интерьер
Экспортная версия с усиленным кузовом, 1,8-литровым бензиновым двигателем Opel Ecotec Family 1 и полным приводом Aisin рассматривалась с 2003 года. Хотя большая часть инженерных работ была завершена, выпуск неоднократно откладывался. Хотя GM-АвтоВАЗ рассматривал возможность строительства нового завода по производству двигателей Ecotec, в июле 2005 года было объявлено, что проект отменен, как и планы по долгожданной «экспортной» Niva. Тем не менее, проект был возрожден осенью 2006 года, и «Niva FAM1» была представлена как новый уровень отделки для модельного года 2007 года. Цена была намного выше стандартной отделки, что привело к медленным продажам и прекращению производства этой модели в апреле 2008 года. Другой причиной стало прекращение производства двигателей Ecotec на венгерском заводе.
Нива Тревел 2021 года, багажник
В августе 2020 года Lada взяла на себя производство Chevrolet Niva, переименовав его в Lada Niva. В декабре 2020 года, вслед за новым поколением автомобиля, новая Lada Niva была дополнительно переименована в Lada Niva Travel, а старая Niva 4x4 была переименована в Lada Niva Legend в январе 2021 года.