Здесь на этой странице вы найдете подробное руководство, предназначенное для технического обслуживания и ремонта японских легковых автомобилей «Mazda Familia 5» пятого поколения (код BF), которые выпускались с 1985 года по 1989 год и также имели название «Mazda 323» и «Mazda Protege».
На этой странице находится полезная информация для владельцев японских автомобилей «Mazda Familia 6» шестого поколения (код BG), выпускавшиеся с 1989 года по 1994 год, а именно подробная инструкция с иллюстрациями для обслуживания и ремонта этого автомобиля, которые также назывались «Mazda 323» или «Mazda Protege».
Mazda Familia, также известная как Mazda 323, Mazda Protegé и Mazda Allegro, представляет собой небольшой семейный автомобиль, производившийся Mazda в период с 1963 по 2003 год. Линия Familia была заменена Mazda3/Axela в 2004 году.
В Японии он продавался как Familia, что на латыни означает «семья». На экспорт более ранние модели продавались с шильдиками: «800», «1000», «1200» и «1300». В Северной Америке модель 1200 была заменена Mazda GLC, а более новыми моделями стали «323» и «Protegé». В Европе все Familia, проданные после 1977 года, назывались «323».
Familia также была переименована в Ford Laser и Ford Meteor в Азии, Океании, Южной Африке, некоторых странах Латинской Америки, а с 1991 года — в Ford Escort и Mercury Tracer в Северной Америке. Кроме того, название Familia использовалось как Mazda Familia Wagon/Van, версия универсала Nissan AD (1994–2017 гг.) и Toyota Probox (с 2018 г. по настоящее время), разработанная под значок.
Mazda Familias производилась на заводе в Хиросиме, а также собиралась из «разборных комплектов» в различных странах, включая Тайвань, Индонезию, Малайзию, Южную Африку, Зимбабве, Колумбию и Новую Зеландию. Некоторые из этих заводов продолжали производить Familia еще долгое время после того, как производство было прекращено в стране.
Первое поколение (1963-1968)
Автомобильные планы Mazda на начало шестидесятых годов заключались в росте вместе с японской экономикой. Для достижения этой цели они начали с создания чрезвычайно доступного кей-кара R360 в 1960 году, планируя постепенно внедрять более крупные и дорогие автомобили по мере того, как японские клиенты смогут их себе позволить. В качестве предварительного просмотра, испытания на воде, более крупный прототип Mazda 700 был показан на восьмом Токийском автосалоне в 1961 году и лег в основу будущей Mazda Familia. Между тем, четырехдверная версия R360 была представлена как Mazda Carol, которая появилась в 1962 году и снята с производства в 1964 году.
Familia 1 1967 года, седан
Первая серийная модель Familia, созданная молодым Джорджетто Джуджаро во время работы в Carrozzeria Bertone, появилась в октябре 1963 года. В соответствии с политикой Mazda лишь постепенно приближаться к производству частных автомобилей (роскошь в Японии в то время), первая Familia была Первоначально доступен только как коммерческий двухдверный универсал под названием Familia van. В апреле 1964 года к фургону присоединился более роскошный универсал Familia, в октябре — четырехдверный седан, а в ноябре — двухдверный седан. Сообщается, что дизайн «плоской палубы» версий седана был вдохновлен Chevrolet Corvair. Версии частного автомобиля получили противотуманные фары в решетке радиатора, а также больше хромированной отделки. Familia продавалась на других рынках как 800.
Familia 1 1964 года, универсал
Familia была представлена на японском рынке к летним Олимпийским играм 1964 года, которые начались в октябре.
В автомобилях использовался четырехтактный алюминиевый рядный четырехцилиндровый двигатель SA объемом 782 см³, также известный как «белый двигатель». С ноября 1964 года также была доступна версия пикапа, а в начале или середине 1965 года был добавлен фургон (называемый Mazda «фургоном»).
Familia 1 1966 года, вид сзади
Новое купе Familia 1000 появилось в ноябре 1965 года с двигателем SOHC «PC» объемом 985 см³, а в 1966 году к нему присоединилась более крупная Mazda Luce. Примерно в то же время двигатель 800 был модернизирован, добавив три лошадиных силы. Поскольку конкуренты Mazda представили ряд новых 1-литровых автомобилей, в январе 1967 года появился еще один двигатель 987 см³ OHV (PB), который использовался в новых версиях седана и фургона 1000. Седаны и фургоны с объемом двигателя 1 литр можно узнать по более широким закругленным прямоугольным фарам.
Familia 1 1963 года, интерьер
Второе поколение «FA2/FA3» (1967-1977)
Новая Familia появилась в ноябре 1967 года с тем же двигателем объемом 987 см³, который использовался в седанах предыдущего поколения. На некоторых рынках он продавался как «Mazda 1000». В июле 1968 года была представлена версия с роторным двигателем (R100), а также новый кузов купе, который также был доступен с поршневым двигателем объемом 1200 см³. После фейслифтинга в апреле 1970 года (на внутреннем японском рынке он назывался «Familia Presto») также предлагался немного другой 1-литровый двигатель OHC «PC». Более крупная версия с рядным четырехмоторным двигателем объемом 1169 см³ появилась в феврале 1968 года и стала экспортной «Mazda 1200». В таком виде автомобиль впервые был выставлен в Европе на Парижском автосалоне 1968 года осенью того же года. Выходная мощность (общая по SAE) в Японии обновленных версий с верхним расположением распредвала составляла 62 и 75 л.с. (46 и 55 кВт) соответственно. Модель фургона (универсала) была доступна с тремя или пятью дверями, хотя на большинство экспортных рынков поступала только пятидверная версия.
Familia FA2 1970 года, купе
С апреля 1970 года фирменная табличка Presto была добавлена ко всей линейке Familia, «Presto» в переводе с итальянского означает «быстрый». Также появился новый 1,3-литровый двигатель TC с верхним распредвалом, созданный на основе меньшего 1,0-литрового двигателя с верхним расположением распредвала, который уже использовался в купе Familia первого поколения. В то же время модельный ряд получил легкий фейслифтинг, включая хромированную полосу вокруг передней решетки. В отличие от грузовика, фургоны также использовали название Familia Presto. Коды шасси: SPCV для 1,0-литрового двигателя и STBV для 1,3-литрового двигателя, с выходной мощностью, как для седана/купе. Были доступны версии Standard и Deluxe, причем Deluxe также предлагал пятидверный кузов.
Familia FA2 1969 года, седан
Familia экспортировалась как «Mazda 1300» и заменила модель 1200 предыдущего поколения на большинстве рынков. В Финляндии Familia Presto продавалась как Mazda Marella. Седан и купе были обновлены в 1972 году в Японии и осенью 1973 года для экспортного рынка, но версии грузовика и универсала/фургона продолжали выпускаться с небольшими изменениями. Фургоны и пикапы фактически прослужили до 1978 года, когда была представлена универсальная версия последующей модели FA4 Familia (323/GLC). Более поздние версии пикапа также были доступны в версии с длинной колесной базой и по-прежнему имели версию 1,3-литрового двигателя TC мощностью 85 л.с. (63 кВт) (брутто по SAE), на которую не повлияли более жесткие японские стандарты выбросов для легковых автомобилей.
Familia FA3 1973 года, универсал
Модели пикапов производились до 1991 года для таких рынков, как Южная Африка, Зимбабве и Филиппины. В Южной Африке маленький бакки продавался как «Mazda F-1000» или «F-1300». В Таиланде версия пикапа производилась в небольшом количестве до конца 1990-х годов под названием Familia Super Cab.
В сентябре 1971 года Mazda представила Mazda Grand Familia и Mazda Savanna, чтобы лучше конкурировать с Toyota Corolla и Nissan Sunny в Северной Америке.
Обновленная версия Familia Presto была анонсирована в сентябре 1973 года, за месяц до нефтяного кризиса 1973 года. По сути, это была обновленная версия Familia Presto 1970 года, с кузовом, увеличенным на 60 мм, и переработанным дизайном передней и задней части. В Японии он рекламировался и продавался как «Widebody». Эти изменения были внесены только в седаны и купе, в то время как фургоны/универсалы и грузовики остались в производстве, сохранив исходный более узкий кузов с небольшими изменениями. Familia Presto продолжала использовать название «Mazda 1000/1300» на большинстве экспортных рынков, название «Mazda Marella» также было сохранено в Финляндии.
Третье поколение «FA4» (1977-1980)
Familia AP (323 в большинстве стран мира, GLC для «Великого маленького автомобиля» в Северной Америке) дебютировал в январе 1977 года как малолитражка с задним приводом, заменив как Grand Familia (818), так и предыдущую Familia (1000/1300). 1300). На выбор были хэтчбеки и универсалы, оба доступны с трех- или пятидверным кузовом. Версия универсал появилась немного позже: впервые она была представлена в июне 1978 года, что также означало, что коммерческие версии, основанные на Familia 1970 года, наконец, могли быть сняты с производства. Были доступны три двигателя Mazda: PC объемом 985 см³, TC объемом 1272 см³ и UC объемом 1415 см³ (представленный в марте 1978 года). 1,0-литровый агрегат производился только для экспортных рынков. Новая Familia во многом разделила старую Mazda Grand Familia. Это было первое появление названия 323 только для экспортных рынков.
Familia FA4 1978 года, универсал
Familia AP была продана новому типу молодых японских потребителей и очень хорошо продавалась как дома, так и за рубежом. Тем не менее, традиционная заднеприводная основа автомобиля ограничивала внутреннее пространство и проявляла себя очень узкой колеей по сравнению с кузовом. FA4 был своего рода промежуточным решением, пока Mazda работала над переднеприводным автомобилем, но все же сумела продать около 890 000 экземпляров за три полных года производства.
Familia FA4 1979 года, хэтчбек
В июне 1979 года модель 323/Familia претерпела рестайлинг: прежние круглые фары были заменены прямоугольными блоками, которые были спроектированы как единое целое с решеткой радиатора. Новый стиль соответствовал стилю недавно выпущенной Mazda Capella/626 (CB). Вместе с фейслифтингом произошли и другие незначительные отличия.
Familia FA4 1980 года, вид сзади
Модельный ряд был заменен в 1980 году, однако модели универсал продолжали выпускаться до 1986 года.
Familia/323 серии FA4 был доступен в нескольких вариантах кузова:
Пятидверный четырехместный хэтчбек
Трехдверный четырехместный хэтчбек
Пятидверный четырехместный универсал (в Японии также фургон)
Трехдверный четырехместный универсал
Трехдверный двухместный фургон с удлиненным профилем крыши
Некоторые из них были доступны в нескольких комплектациях.
Двигатели:
1,0 л ПК, 45 л.с. (33 кВт) / 69 Н⋅м — только на экспорт
1,3 л TC (1977.01–1980) 60 л.с. (44 кВт) / 72 л.с. (53 кВт) в Японии
1,4 л UC (1978.03–1980) 83 л.с. (61 кВт) в Японии
В Австралии двигатель 1.3 имел мощность 45 кВт (61 л.с.) при 5700 об/мин, тогда как более крупный двигатель 1.4, представленный в июле 1978 года, предлагал 48 кВт (65 л.с.) при несколько более низких оборотах двигателя — 5500 об/мин. К 1.4 пришла новая, лучше оснащенная модель CS, которая была доступна только с пятидверным кузовом.
Familia FA4 1977 года, интерьер
Двигатели фургонов:
1,3 л TC (1978.06–1986), 85 л.с. (63 кВт) JIS (1979), 73 л.с. (54 кВт) JIS (чистая, более поздние годы), 60 л.с. (44 кВт) DIN (экспортные модели)
1,4 л UC (1978.06–1986), 85 л.с. (63 кВт) JIS (1979), 76 л.с. (56 кВт) JIS (нетто, в последующие годы)
1,5 л E5 (1982.10–1986) 70 л.с. (51 кВт) (DIN, только универсал/фургон)
Пятиступенчатая механическая коробка передач была представлена позже в качестве альтернативы исходной четырехступенчатой механической коробке передач. В то же время оригинальные 7-дюймовые (178 мм) фары с круглым закрытым светом были заменены на квадратные фары с закрытым светом на всех моделях, кроме фургона, вместе с общим стилем и механической модернизацией. Трехступенчатая автоматическая коробка передач также была доступна на моделях с более крупными двигателями; впервые она была представлена (на модели 1400) в конце июня 1978 года.
Четвертое поколение «BD» (1980–1986)
Четвертое поколение Familia (BD), впервые показанное 2 июня 1980 года, было совершенно новым — это был первый малолитражный автомобиль Mazda с передним приводом и передним расположением двигателя, который был доступен в кузовах хэтчбек и седан. Он был разработан при участии Ford, который в 1979 году приобрел долю японского производителя и имел близнеца под названием Ford Laser (и Ford Meteor для его четырехдверной модели седана в Австралии).
Familia BD 1981 года, хэтчбек
При своем появлении в 1980 году он получил первую премию «Автомобиль года в Японии».
Новая серия двигателей Mazda E, основанная на предыдущей серии PC/TC/UC, была разработана специально для BD и предлагалась в трех различных объемах двигателя. Самый маленький 1,1-литровый агрегат E1 предназначался для определенных экспортных рынков, где его устраивала налоговая структура. Коды шасси были BD1011/BD1031/BD1051 в зависимости от установленного двигателя.
Самая мощная версия продавалась на европейских рынках как «323 GT». В январе 1983 года Familia/323 подвергся фейслифтингу.
Familia BD 1983 года, седан
Familia/323 1980 года была первым переднеприводным автомобилем Mazda с передним расположением двигателя после R130. Это поколение 323 было признано автомобилем года по версии журнала Wheels в 1980 году. Существующая версия универсала, просто обновленная версия предыдущей заднеприводной модели (оснащенная квадратными фарами и решеткой радиатора от новой модели), продавалась параллельно с БД. Универсал был доступен с тремя или пятью дверями и оснащался либо старым двигателем TC объемом 1272 см³, либо UC объемом 1415 см³. В 1983 году двигатель 1.4 был заменен недавно разработанным двигателем E5 объемом 1490 см³. TC 1.3 производит 60 л.с. (44 кВт), а более крупные версии — 70 л.с. (51 кВт). К 1985 году старый двигатель 1.3 был заменен двигателем E3 объемом 1296 см³ и мощностью 68 л.с. (50 кВт); он был доступен только с трехдверным кузовом универсал.
Familia BD 1984 года, интерьер
Пятое поколение «BF» (1985-1994)
В январе 1985 года пятое поколение Familia/323 было полностью обновлено. Только первый год он был доступен в виде хэтчбека (трех- или пятидверного) или четырехдверного седана. Модели универсал и кабриолет были добавлены в ноябре 1985 и марте 1986 года соответственно. В Японии универсал обычно продавался как легкий фургон, но впервые на внутреннем рынке Японии он также был доступен как модель универсала, ориентированного на пассажиров. В январе 1987 года была добавлена персональная версия купе с собственным кузовом Étude. В феврале 1987 года модельный ряд Familia претерпел небольшую реконструкцию, которая включала замену старых двигателей E на более современную серию B. На некоторых рынках, например в Индонезии, двигатель B продолжали устанавливать после фейслифтинга.
Familia BF 1985 года, седан
Это поколение Familia/323 также было доступно в версии с двигателем DOHC с турбонаддувом, с передним или полным приводом, мощностью 140 л.с. (103 кВт). Версия 4WD (продаваемая либо в облегченной комплектации GT, либо в комплектации GT-X с полным набором опций), представленная в октябре 1985 года, имела определенный успех в раллийной группе A. Специальная омологационная версия ограниченного производства, предназначенная только для Японии, 4WD GT-Ae, появилась в мае 1988 года и предлагала дополнительные десять лошадиных сил и вязкостный задний дифференциал повышенного трения (аналогично более позднему BG Familia). Постоянный полный привод также был доступен в более пешеходных версиях, таких как хэтчбек 1,5.
Familia BF 1986 года, вид сзади
Также была доступна 1,7-литровая дизельная версия мощностью 58 л.с. (43 кВт) при 4300 об/мин и 112 Н⋅м при 2800 об/мин. Представленный в июле 1985 года, это безнаддувный двигатель с непрямым впрыском.
Familia BF 1986 года, пятидверный
Как и более ранний 323 Wagon/Familia Van, универсал (BW) пропустил последующую смену поколений и продолжал быть доступен наряду со следующим поколением на большинстве рынков. Позже он был обновлен с новой решеткой радиатора и фарами и оставался доступным до 1994/95 года. Когда в конце 1987 года седаны и хэтчбеки получили новые двигатели, фургоны еще некоторое время продолжали использовать старые агрегаты серии E.
Familia BF 1987 года, интерьер
Шестое поколение «BG» (1989-1994)
Familia шестого поколения (BG) включала трехдверный хэтчбек, пятидверный фастбэк и четырехдверный седан, ни один из которых не имеет общих панелей кузова. Новая пятидверная версия фастбэка в Японии называлась Familia Astina, а в других странах продавалась как 323F или 323 Astina. Универсал BF (первоначально представленный в 1985 году) был перенесен в обновленной форме, хотя Ford продавал универсал на новой платформе как часть линейки North American Escort.
Familia BG 1989 года, хэтчбек
BG Familia был доступен с передним или полным приводом и бензиновым двигателем объемом 1,3, 1,5, 1,6 или 1,8 л или дизельным двигателем объемом 1,7 л. Позже был добавлен двигатель с турбонаддувом, специально разработанный для целей омологации чемпионата мира по ралли, категория группы А. Полноприводные модели (включая GT-X с турбонаддувом) были представлены в августе 1989 года. В Японии SOHC 1.6 был доступен только в сочетании с полным приводом. С карбюратором он имел мощность 91 л.с. (67 кВт), такую же, как и 1.5 с более низкими характеристиками, но с несколько большей кривой крутящего момента. В Европе только двигатель 1.8 (без наддува, мощностью 106 л.с. или любой из вариантов с турбонаддувом) предлагался с полным приводом.
Familia BG 1992 года, фастбэк
Линии комплектации в Японии включали «Clair», «Interplay», «Supreme», «Pepper» и «GT-X». Модель Supreme была доступна только в форме седана и отличалась более крупными бамперами и углублением для номерного знака на крышке багажника, как у Protegé на американском рынке. Карбюраторные модели в основном были сняты с производства в 1991 году и заменены одноточечным впрыском топлива.
Familia BG 1993 года, универсал
В Северной Америке седан 323 стал Protegé, а хэтчбек 323 сохранил свое название. Там и на Филиппинах были доступны базовые модели (SE/DX), 4WD и топовые модели LX. Базовая модель 1990 года носит название SE и использует двигатель B8 1,8 л SOHC с 16 клапанами и гидрокомпенсаторами. В 1991 году название базовой модели было изменено на «DX». Модели 4WD существовали в 1990 и 1991 модельных годах, с двигателем SOHC и задними дисковыми тормозами. Версия Protegé LX включала 16-клапанный двигатель BP 1,8 л DOHC мощностью 125 л.с. (93 кВт). Модели LX также оснащены электрическими стеклоподъемниками, дверными замками и 14-дюймовыми колесами. Вентилируемые передние и цельнолитые задние дисковые тормоза, увеличенные передние тормоза, увеличенное сцепление, карданные валы одинаковой длины, двойной выпускной глушитель, дверные ручки и зеркала в цвет кузова, откидной задний центральный подлокотник, косметическое зеркало водителя и более крупные стабилизаторы поперечной устойчивости. Люк на крыше и 14-дюймовые диски из алюминиевого сплава были опциями для моделей LX.
Familia BG 1990 года, интерьер
Модели BG, собранные в Новой Зеландии, имели стеклянные фары вместо пластиковых и спидометр на 240 км/ч.
Производство BG Familia в основном закончилось 24 мая 1994 года, хотя производство 1,3-литрового хэтчбека продолжалось до октября 1996 года, поскольку изначально в следующем поколении не было варианта 1,3. В Австралии модель BG продолжала продаваться до 1996 года как более доступная альтернатива новой модели BH.
Familia BG 1991 года, двигатель
В Китае модель BG продавалась как Haima CA7130 и CA7160. Они производились с 1998 по 2004 год. В двигателе использовался 1,3-литровый двигатель 8A-FE или 1,6-литровый B6 от Toyota и Mazda соответственно.
Седьмое поколение «BH/BA» (1994-1998)
Седьмое поколение было выпущено для внутреннего рынка Японии в июне 1994 года с передним приводом. Версия седана снова продавалась как «Mazda Protegé» в Северной Америке, как Mazda Artis на некоторых рынках Южной Америки, как «Mazda Étude» в Южной Африке и как Mazda Allegro в Колумбии. Первоначально было доступно трехдверное купе (323C/Familia Neo), но после вялых продаж его заменила версия хэтчбека на базе обновленного седана Familia.
Familia BH 1997 года, седан
Необычная модель универсала JDM появилась в сентябре 1994 года, вместе со снятием с производства универсала поколения 1985 года. Mazda Familia Van, предложенная после этого года, представляла собой переименованный Nissan AD/Wingroad/Sunny California, который, по сути, был версией универсала Nissan Sunny/Sentra/Pulsar (N14). Новая модель появилась в том же месяце, когда прибыла версия, работающая на обедненной смеси, под названием GS-L: ее двигатель Z5-DEL выдает 94 л.с. (69 кВт), что на три меньше, чем у обычного Z5-DE, но расход бензина увеличился на десять. до пятнадцати процентов. Еще одним кредитом стал 1,7-литровый турбодизельный двигатель с промежуточным охлаждением, купленный у Isuzu для использования в седанах с октября 1994 года. Эти модели имеют выдающийся ковш на капоте. Примерно в то же время в Японии была представлена полноприводная модель либо с 1,6-литровым бензиновым двигателем, либо с турбодизелем Isuzu. Автомобили с полным приводом можно легко узнать по федеральному переднему (но не заднему) бамперу, включая боковые габаритные фонари.
Familia BA 1998 года, хэтчбек
Это поколение значительно выросло: колесная база четырехдверного седана всего на 5 миллиметров меньше, чем у тогдашней Mazda 626, автомобиля среднего размера. Изначально автомобиль с 1,3-литровым двигателем в Японии не предлагался, модельный ряд начинался с более крупного 1,5-литрового двигателя. Чтобы закрыть этот пробел в модельном ряду, хэтчбек BG с 1,3-литровым двигателем оставался доступным до октября 1996 года, когда была представлена новая модель хэтчбека (323P) и стал доступен двигатель меньшего размера.
Familia BA 1997 года, вид сзади
Редкая североамериканская модель ES оснащалась 1,8-литровым двухцилиндровым двигателем Miata (NA) (хотя внутренние детали были не совсем такими же), дисковыми тормозами всех колес и двойными стабилизаторами поперечной устойчивости. Этот же автомобиль поступил в продажу в Австралии во второй половине 1994 года с полнофункциональным двигателем BP-ZE. В 1995 модельном году в Северной Америке Protegé был классифицирован как «компактный автомобиль».
Familia BA 1998 года, интерьер
модель Familia/ Protegé /323 была обновлена и приобрела новый, несколько более спокойный стиль. Производство этого поколения было прекращено в 1998 году на большинстве рынков, но оно продолжало быть доступным на некоторых рынках до 1999 или 2000 года. Например, 3-дверный хэтчбек был доступен в Европе до октября 2000 года.
Восьмое поколение «BJ» (1998-2003)
BJ Familia восьмого поколения было представлено 9 июня 1998 года и выпущено 29 сентября 1998 года как модель 1999 года. Типы кузова включали четырехдверный седан и пятидверный S-Wagon (продаваемый как Protegé5 в США и Канаде, 323F в Европе и как Astina NU в некоторых азиатских странах). В Японии также существовал традиционный пятидверный легкий фургон (универсал для коммерческого использования), продававшийся под фирменной табличкой Familia, но этот автомобиль был просто Nissan с новым брендом. Были доступны автоматическая коробка передач 4EC и две пятиступенчатые механические коробки передач. Полный привод является опцией.
Familia BJ 2000 года, хэтчбек
Японская Mazda Familia в качестве опции имела полный привод. В Северной Америке двигатель ES по-прежнему имел объем 1,8 литра, но для восьмого поколения это была уменьшенная версия двигателя 626 (FP), а не более спортивный двигатель Miata, который использовался ранее. Задние дисковые тормоза ES были заменены на барабанные.
Familia BJ 2002 года, седан
Mazda 323 использовались в качестве полицейских машин некоторыми полицейскими управлениями, такими как полиция Сингапура в составе автомобилей быстрого реагирования (FRC), пока они не были выведены из эксплуатации в 2016 году.
Familia Van и Familia Business Wagon были представлены в 2000 году и продолжали поставляться Nissan по OEM-сделке на базе Wingroad.
Familia BJ 2003 года, вид сзади
В 2001 году вся линейка была обновлена: появился новый дизайн, измененная подвеска и новая аудиосистема. Для Северной Америки модели ES получили задние дисковые тормоза и более жесткую подвеску. Двигатель объемом 1,8 л был увеличен до 2,0 л для моделей ES и стал необязательным для модели LX, став 2.0LX. Стандартным двигателем Protegé LX 2001 года был перенесенный 1,6-литровый двигатель ZM-DE.
Familia BJ 2001 года, интерьер
2,0-литровый бензиновый двигатель появился в 2001 году на японском рынке Sport 20. В 1999 году компания Ford of Japan прекратила продавать модели на базе Mazda, а производство Ford Laser вместе с Ixion, Telstar и Festiva было прекращено.