Если вы являетесь обладателем подержанного французского легкового автомобиля «Citroen Xantia» (коды X1/X2), выпуска 1992 по 2002 год, то вам с большой долей вероятности будет полезна эта инструкция с подробным описанием процедур технического обслуживания и ремонта данных автомобилей.
Citroën Xantia исполнилось 30 лет, а это значит, что по закону его можно зарегистрировать как исторический, но действительно ли это классический автомобиль? Можем ли мы считать его коллекционным автомобилем? Это может быть интересная и деликатная дискуссия, поскольку мы хорошо знаем, что многие пуристы могут стать очень непримиримыми, а иногда и очень экстремистскими.
Как бы то ни было, нравится это пуристам или нет, Citroën Xantia — это классика французской фирмы, или, по крайней мере, ее следует считать таковой. Потому что? Каким должен быть автомобиль, чтобы считаться классическим? Что есть, например, у Citroen BX, чтобы все считали его классикой?
Xantia 1998 года, вид спереди
Одним из первых препятствий, которые должна преодолеть Xantia, является ее широкое присутствие на дорогах. Найти машины в обращении и притом в отличном состоянии по-прежнему очень легко. Новая классика уже не такая, как прежде; Их дизайн, качество изготовления и примененная технология позволяют им быть полностью работоспособными даже спустя 30 лет. В наши дни Xantia может использоваться как повседневный автомобиль, и даже может быть экономичным транспортным средством, если оснащена одним из знаменитых турбодизельных двигателей HDi. И именно это мешает хорошему восприятию классического Citroen Xantia.
Тем не менее, у Xantia есть достаточно аргументов, чтобы считаться классическим автомобилем и оценивать его по достоинству. Взять, к примеру, его производство, которое продолжалось почти 10 лет, с 1993 по 2002 год в Европе, с 1996 по 1997 год в Китае, а в Иране продолжалось до 2010 года. Всего было выпущено 1.326.259 единиц, подавляющее большинство которые производятся на заводе Rennes-Janais во Франции.
Xantia 2000 года, вид сбоку
Разумеется, гидроактивная подвеска всегда будет неотъемлемой частью Citroën Xantia, так же как и вышеупомянутые двигатели HDi и знаменитый комфорт, присущий практически всем «большим» Citroën. Какой автомобиль был выбран «Автомобилем года» в 1993 году? Влияет ли это на ваше понимание классики? Конечно, так и должно быть.
Важная деталь, которая должна стать весомым аргументом, заключается в том, что он появился на рынке в качестве замены Citroën BX, а это, в целом, довольно трудная задача. Это также была первая модель французской фирмы, принявшая новую стратегию в номиналах, которая отказалась от сочетания букв и делала ставку на имена, некоторые из них с наличием буквы X — Xsara, Saxo и самого Xantia, что продолжалось и дальше — ZX, AX и BX.
Xantia 1997 года, вид сзади
Соперники Citroën Xantia
Наш главный герой был официально представлен в марте 1993 года, во время празднования Женевского автосалона, который был одним из самых важных событий в Европе и на международном уровне. Это была замена BX, автомобиля, который имел успех в продажах и успех у критиков благодаря таким версиям, как GTi или BX 4×4, вариантам, которые затерялись в подвешенном состоянии и которые мы больше никогда не видели в Citroën.
Когда он был выпущен на рынок, он вскоре привлек внимание из-за своей важности как модели. В те годы в сегменте седанов и среднеразмерных седанов - у седана пять дверей, даже если у него есть "зад", а седан всегда трехкузовный с дверью - концентрировался высокий уровень продаж. Фактически, это был один из самых важных сегментов, и Xantia пришла, чтобы обойти такие модели, как Renault Laguna, пришедший на смену R21, Ford Mondeo, заменивший вышедшего на пенсию легендарного Ford Sierra, и Opel Vectra, чтобы дать еще один пример, который стал заменой Opel Ascona. То есть он собирался попасть на рынок, где конкурентов не существовало.
Xantia 2001 года, универсал
Обычный дизайн по сравнению с BX
Эта ситуация, возможно, заставила их не рисковать своим дизайном, который Citroenistas назвали традиционным, хотя справедливо признать, что, хотя он и был традиционным, он излучал неоспоримую ауру Citroën. Была работа Бертоне, где в качестве источника вдохновения они взяли некоторые рисунки, сделанные во время разработки Citroen XM.
Однако человеком, ответственным за наброски и завершение проекта, был Дэниел Абрамсон, который также работал над такими автомобилями, как Talbot Tagora, Peugeot 405, 309 и Citroën Activa, двумя прототипами, которые позволили ему выделиться и закрепиться в команде французской фирмы. Мы также не можем упускать из виду тот факт, что Абрамсон также работал над Xsara Picasso и Citroën C6, проектом, после которого он покинул PSA.
Citroen BX 1986 года
Таким образом, Citroën Xantia не привлекла внимания и не удивила, как другие модели марки, но имела успех. Ну и, кроме всего прочего, в том же году своей презентации она была выбрана «Автомобилем года». Как заявил бренд, при проектировании Xantia целью было передать динамизм, плавность и надежность с острым профилем - как в XM-, что в конечном итоге повлияло и на Citroën Xsara, который появился на рынке несколько лет назад. позже на замену Citron ZX.
Xantia ушло шесть лет, в течение которых были завершены известные испытания с многочисленными прототипами и многочисленные предложения были отклонены. Его запуск планировался, в первую очередь, в трех вариантах отделки: X, SX и VSX. Кроме того, предлагается с тремя бензиновыми двигателями: 1.8i и 2.0i с 8-клапанной головкой и 2.0i с 16-клапанной головкой. Вскоре появились дизельные механики, как атмосферные, так и с турбонаддувом, хотя знаменитый HDi появился лишь в конце коммерческой жизни автомобиля. Коробка передач была пятиступенчатая механическая, хотя для атмосферного дизеля можно было сделать и автомат.
Xantia 1997 года, интерьер
Xantia Activa, автомобиль, который не кренится в повороте
Среди технических хитростей наш главный герой установил управляемый задний мост, впервые представленный на Citroën ZX. Это была довольно простая система, если сравнивать ее с тем, что можно было найти на рынке в XXI веке. Хотя больше всего внимания привлекла, очевидно, гидроактивная подвеска, та подвеска, которая предотвращала раскачивание кузова на поворотах, при торможении, при ускорении...
Это был 1994 год, и на рынок вышел Citroen Xantia Activa. Он включал в себя гидропневматическую подвеску Hydractive II с электронной системой управления. Он действовал на электромагнитные клапаны, которые, соединенные в общей сложности с 10 сферами (по дополнительной сфере для каждой оси), предотвращали баланс более чем на 0,5 градуса. Эффективность была такова, что компании Michelin пришлось разработать специальные шины.
Xantia 1994 года, двигатель
Для того времени это была действительно передовая разработка, и, среди прочего, она позволила установить рекорд 1999 года, который до сих пор не побит. Вилка Citroën Xantia Activa V6 прошла «лосиный тест» на скорости 85 км/ч. И все это без помощи электронных помощников, таких как система контроля тяги или устойчивости. Для сравнения: агрегат McLaren 575LT сумел провести тест в тех же условиях на скорости 83 км/ч в 2017 году, той же скорости, которую Audi R8 V10 Plus смог поддерживать в том же году. Однако раньше «лосиный тест» был немного менее сложным, чем нынешний, хотя это не умаляет «старой» Ксантии.
Хотя это не рекомендуется, а скорее подвергается резкой критике, существует видео, снятое в 2021 году, на котором можно увидеть две единицы Xantia. Activa на скорости 200 км/ч, всего с тремя колесами. Если бы это делалось на трассе, это было бы действительно похвально, но, к сожалению, это делалось на дорогах общего пользования.
Активная механика
Активную подвеску можно было комбинировать с разными двигателями, но особенно интересными были два: 2.0 турбо и V6 3.0. Первый дал жизнь Xantia Turbo CT, и это был 4-цилиндровый двигатель, которому при помощи турбонаддува Garrett T2 с давлением 0,7 бар удалось достичь мощности 150 л.с. и 240 Н·м крутящего момента. Это был неплохой двигатель, и в сочетании с системой Hydractive II он делал Xantia очень динамичной и интересной машиной.
Xantia 1995 года, багажник
V6, в свою очередь, обладал очарованием своей конфигурации и количеством цилиндров, причем это был не PRV, а собственная разработка PSA - код ES9J4, которую совместно финансировала Renault. Он выдавал 197 л.с. при 5750 оборотах и крутящий момент 267 Н·м при 4000 оборотах (была первая версия с 190 л.с.). Он сочетался с пятиступенчатой механической коробкой передач и был призван сделать Xantia не быстрым автомобилем, а плавным и изысканным. При всем при этом позволило ему разогнаться до 230 км/ч и завершить спринт с места до 100 км/ч за 7,5 секунды.
Citroën Xantia Turbo 4X4, самый зверь
В то время, когда Xantia вышла на рынок, автомобилем, который представлял бренд на соревнованиях, был Citron ZX, который позже передал эстафету Xsara, заменив ее в каталоге. Таким образом, Xantia не участвовала в соревнованиях, по крайней мере официально, потому что существовала соревновательная версия. А еще он был по-настоящему сумасшедшим: Citroen Xantia Turbo 4x4, участвовавший в чемпионате Европы по ралли-кроссу.
В начале 90-х целью, которую нужно было победить, был пилот Жан-Люк Палье. Он установил отличный рекорд в европейском ралли-кроссе, где ему удалось одержать 23 победы подряд за рулем Citroën BX GTi 16V Turbo 4×4. Однако, хотя это была дико мощная машина, ее триумфальная карьера подходила к концу и ее пришлось заменить. А что может быть лучше, чем его замена в каталоге Citroën?
Citroën Xantia Turbo 4X4
Г-н Пайллер приступил к работе и также сумел рассчитывать на поддержку сети Citroën. Непропорциональный и брутальный Xantia Turbo 4х4, с гидропневматической подвеской и турбомотором 1.9, способным выдавать 550 л.с. С ним Жан-Люк побеждал в 1994 и 1995 годах. В 1996 году автомобиль получил заметную эволюцию, затронувшую его кузов – чрезвычайно широкий и с радикальной аэродинамикой. Кроме того, вес был снижен до 1,035 килограмма и был установлен новый турбодвигатель 2,0 мощностью не менее 700 л.с. Это была настоящая группа B, которая разгонялась от 0 до 100 км/ч за 2,5 секунды и достигала 160 км/ч за 6 секунд.