Chevrolet Lumina — автомобиль среднего размера, который производился и продавался подразделением Chevrolet компании General Motors с 1989 по 2001 год.
Первое поколение Lumina заменило Chevrolet Celebrity и Chevrolet Monte Carlo под единой шильдиком; Механически не связанный с ним минивэн Chevrolet Lumina APV стал преемником универсала Celebrity. Модельный ряд был основан на переднеприводной платформе GM10 (позже получившей обозначение GM W), используемой совместно с Buick, Oldsmobile и Pontiac. В 1995 году было представлено второе поколение Lumina, ставшее существенной внешней доработкой предыдущего поколения (двухдверное купе было переименовано в Monte Carlo). В 2000 модельном году Lumina была заменена Chevrolet Impala. Модельный ряд сохранит платформу W до 2016 модельного года.
На протяжении всего производства оба поколения Lumina производились компанией General Motors Canada на заводе Oshawa Car Assembly (Ошава, Онтарио). Для рынков за пределами Северной Америки Chevrolet Lumina был создан на основе других больших седанов GM. С 1998 по 2013 год Lumina продавалась на Ближнем Востоке и в Южной Африке как версия Holden Commodore под маркой Chevrolet, производимая в Австралии. С 2005 по 2006 год GM Philippines продавала Lumina как версию Buick Regal под маркой Chevrolet (большую часть кузова разделяла со своим американским аналогом).
Первое поколение (1989-1994)
Североамериканский Chevrolet Lumina был основан на платформе GM10 среднего размера, которая использовалась совместно с Pontiac Grand Prix, Oldsmobile Cutlass Supreme и Buick Regal. Хотя Lumina стала популярным продавцом, GM широко критиковалась в автомобильной прессе за опоздание с представлением прямого конкурента Ford Taurus с аэродинамической конструкцией. Название «Lumina» рассматривалось компанией Ford на стадии подготовки к производству Taurus. Оба типа кузова были доступны в базовой и спортивной европейской комплектации, которая стала преемницей Celebrity Eurosport.
Lumina I 1990 года
На момент появления подушек безопасности еще не было, поэтому ремни безопасности были установлены в передних дверях в качестве «пассивных удерживающих устройств». Эти ремни были прикреплены к верхней и нижней частям передних дверей и могли оставаться запертыми, позволяя передним пассажирам входить и выходить из автомобиля, не снимая их. Технически это соответствует постановлениям правительства США, касающимся требований пассивной безопасности пассажиров. GM подвергся резкой критике за отсутствие подушек безопасности в Lumina. К 1993 году Ford Taurus, Honda Accord и Toyota Camry были оснащены как минимум одной передней подушкой безопасности.
Lumina I 1991 года, вид сзади
На купе и седане были установлены передние стойки MacPherson, а в задней подвеске использовались стойки Чепмена и поперечно установленная листовая рессора из стекловолокна, заимствовавшая подход, использованный у задней подвески Chevrolet Corvette (C4).
Производство первого поколения Chevrolet Lumina закончилось в августе 1994 года, что сделало это поколение автомобилей GM10 первого поколения самым коротким выпуском.
Lumina I 1992 года, интерьер
Начиная с 1990 года, Chevrolet предлагала высокопроизводительную версию Lumina — Lumina Z34. В стандартную комплектацию он входил пакет спортивной подвески FE3, двигатель LQ1 V6 мощностью 210 л.с. (157 кВт), используемый совместно с Lumina Euro 3.4 (седан), 5-ступенчатую механическую коробку передач Getrag 284, двойной выхлоп и четырехколесную антиблокировочную систему. -заблокировать тормоза.
Двигатели:
1990-1992: 2,5 л Iron Duke I4
1993: 2,2 л 122 I4
1990-1994: 3,1 л LHO V6
1991-1994: 3,4 л LQ1 V6
Второе поколение (1994-2001)
General Motors начала разработку обновленной модели Lumina в 1989 году под руководством главного инженера Норма Шоллера, запуск которой запланирован на конец 1992 года. К 1991 году был утвержден окончательный дизайн кузова. В конечном итоге разработка заняла больше времени, чем планировалось, в результате чего запуск был отложен на 18 месяцев. Обновленная Lumina была представлена на автосалоне в Лос-Анджелесе в январе 1994 года как модель 1995 года. Lumina 1995 года получила округлый кузов, увеличивший его размеры, а также обновленный салон. В отличие от других аналогов на платформе W, Lumina сохранила шасси первого поколения. На смену двухдверному купе Lumina пришло возрожденное Monte Carlo. От LH0 V6 отказались в пользу L82 V6, известного как 3100 SFI; последний двигатель выдавал на 20 лошадиных сил больше при том же рабочем объеме за счет пересмотренного впускного коллектора и головок цилиндров.
Lumina II 1995 года
Первоначальные комплектации состояли из базовой и LS; последний заменяет комплектацию «Евро». Опции включали люк с электроприводом, кожаные ковшеобразные сиденья, электрические стеклоподъемники, сиденье водителя с электроприводом и стереосистему AM/FM с проигрывателем компакт-дисков. Эта Lumina была доступна в пакетах для полиции (код 9C3) и такси, поскольку производство Chevrolet Caprice было прекращено после 1996 модельного года. Производство купе Monte Carlo началось в феврале 1994 года и 7 марта 1994 года для седанов Lumina на заводе GM в Ошаве, а 6 июня 1994 года модель 1995 года будет представлена на рынке.
Lumina II 1996 года, вид сзади
Комплектация LTZ была представлена в 1996 году для модели 1997 года, поскольку производство Impala SS и Caprice было прекращено. Стандартные функции включали 16-дюймовые полированные алюминиевые диски, радиальные спортивные шины с черными стенками, спортивную подвеску, 3,1-литровый двигатель V6 мощностью 160 л.с. (119 кВт) и 251 Н·м или дополнительный 3,4-литровый двигатель V6 мощностью 215 л.с. (160 кВт) и крутящий момент 298 Н·м, задний спойлер, рестайлинговые передние и задние зажимы кузова (напоминающие Monte Carlo Z34), тахометр и напольный рычаг переключения передач.
Lumina II 1998 года, вид сбоку
В 1998 году 3,4-литровый двигатель V6 был заменен на 3800 Series II, который развивал мощность 200 л.с. (149 кВт) и крутящий момент 305 Н·м. Несмотря на увеличенный крутящий момент, 3,8-литровый LTZ продемонстрировал немного худшие характеристики из-за пониженной мощности: время разгона от 0 до 60 миль в час (0–97 км/ч) составило 7,5 секунды (в отличие от 7,2 секунды для LQ1) и 1/4 милю (~400 м) за 15,7 секунды (в отличие от 15,5 секунды для LQ1). Максимальная скорость автомобиля ограничена компьютером на уровне 107 миль в час (172 км/ч), а ограничитель оборотов срабатывает при 5800 об/мин для 3,8-литрового двигателя (ограничитель оборотов находится на 7000 об/мин для 3,4-литрового LQ1).
Lumina II 1997 года, интерьер
Также в 1997 году Luminas 1998 модельного года получила подушки безопасности второго поколения. Переднеприводный Chevrolet Impala был представлен в качестве замены Lumina в 2000 году, хотя GM производила Luminas 2001 модельного года для продажи исключительно для сдачи в аренду. Розничные продажи Lumina закончились в Канаде в 1999 году, а год спустя в США. Производство автопарка закончилось 26 апреля 2001 года. В некоторых азиатских странах Lumina продолжала выпускаться под новым брендом Buick Century/Regal.