В этом разделе представлена инструкция по самостоятельному ремонту французских минивэнов «Renault Espace I и II» первого и второго поколения, которые выпускались с 1984 по 1996 год.
В этом разделе представлено руководство по ремонту и эксплуатации для владельцев автомобилей «Renault Espace III» третьего поколения, которые выпускались с 1996 по 2002 год.
Renault Espace — это серия автомобилей, выпускаемых компанией Renault с 1984 года. Первые пять поколений Espace были многоцелевыми транспортными средствами (MPV, M-сегмент), а шестое поколение было переработано и превратилось в среднеразмерный кроссовер SUV.
Первые три поколения Espace были одними из первых современных минивэнов или MPV и производились компанией Matra для Renault. Четвёртое поколение, также являющееся MPV, было произведено Renault. Renault Grand Espace — это версия с удлинённой колёсной базой (LWB), увеличенным пространством для ног сзади и объёмом багажника. Пятое поколение представлено в стиле кроссовера SUV, сохраняя при этом классификацию MPV и тип кузова. Renault описывает пятое поколение Espace как «кроссовер-MPV», который сочетает в себе элементы седана, внедорожника и MPV, сохраняя внутреннее пространство и практичность последнего. Шестое поколение дебютировало в 2023 году как семиместный внедорожник на базе Austral.
Название «Espace» в переводе с французского означает «пространство». В феврале 2012 года Espace был снят с производства в Соединённом Королевстве в рамках плана по сокращению расходов.
Первое поколение «J11» (1984-1991)
Концепция Espace была первоначально задумана в 1970-х годах британским дизайнером Фергюсом Поллоком, который работал на Chrysler UK в дизайнерском центре Whitley в Ковентри. Matra под руководством греческого дизайнера Антониса Воланиса разработала дизайн для Simca, тогдашней французской дочерней компании Chrysler, с намерением продавать автомобиль как Talbot. Он должен был заменить автомобиль для активного отдыха Matra Rancho на производственных линиях Matra. В ранних прототипах использовались детали Simca, поэтому они имели решётку радиатора, напоминающую Simca 1307 (Chrysler Alpine).
Espace J11 1987 года, вид спереди
В 1978 году, за шесть лет до начала производства Espace, компании Chrysler UK и Simca были проданы французской компании PSA PeugeotCitroën. Через десять лет PSA прекратила выпуск Simca из-за падения продаж. PSA решила, что Espace слишком дорогой и рискованный проект для запуска в производство, и предпочла сосредоточиться на восстановлении финансового здоровья Talbot. Дизайн вернули компании Matra, которая назвала его Matra P23 и предложила идею Renault.
Espace J11 1988 года, вид сзади
Renault принял концепцию Matra как проект J11, который затем получил название «Espace». Одна из трудностей заключалась в том, что в Renault использовались двигатели с продольным расположением, в то время как P23 был разработан с учётом более эффективной поперечной компоновки. В итоге в конструкции использовали продольную компоновку, которая обеспечивала большую гибкость при установке двигателя, а также упрощала разработку полноприводной версии. С самого начала рассматривалась возможность установки PRV V6, но в итоге пришлось подождать до появления второго поколения. Чтобы сделать установку двигателя максимально короткой, радиатор разместили слева в моторном отсеке, при этом двигатель доходил до решётки радиатора. Компактная установка потребовала удлинённого переднего конца для турбодизельных моделей, так как этот двигатель был длиннее; у них выступающая решётка радиатора и соответственно больший передний бампер. Renault улучшил оригинальный дизайн Matra, сделав ставку на абсолютно ровный пол на всём пространстве за передними сиденьями.
Espace J11 1989 года, интерьер
Дизайн предусматривал корпус из стекловолокна, установленный на стальной монокок с горячей оцинковкой, используя ту же технологию и сборочную линию на заводе, что и Talbot Matra Murena. Процесс оцинковки повысил жёсткость на кручение на 60% и сопротивление изгибу на 20%, но при этом масса увеличилась на 30 кг. Распределение веса было довольно смещено вперёд: 62,9% веса приходилось на передние колёса (оригинальная бензиновая версия).
Espace J11 1986 года, багажник
В конце концов Renault выпустила Espace в июле 1984 года. После медленного старта в первый месяц было продано всего девять Espaces, но потребители осознали преимущества концепции MPV, и Espace стал популярным. Появление Espace потребовало, чтобы относительно небольшой завод Matra прекратил производство Murena, освободив место для Espace. Он продавался в Соединённом Королевстве с августа 1985 года. В октябре 1984 года появились турбодизельные версии Turbo D и Turbo DX.
В 1984 году American Motors Corporation (AMC) объявила, что начнёт продавать переднеприводный Espace в Соединённых Штатах. Минивэн был представлен потребителям на Чикагском автосалоне 1985 года, но переговоры AMC с Matra продолжались по поводу цены на импорт автомобиля. Планы по запуску Espace в США закончились покупкой AMC компанией Chrysler.
Espace J11 1985 года, двигатель
Основываясь на своём успехе, Espace был обновлён в 1988 году, при этом большая часть оставшихся компонентов Talbot/Simca была заменена эквивалентными деталями Renault. Шасси и механические компоненты автомобиля остались в основном без изменений.
В 2004 году в автомобильном шоу BBC «Махинаторы» устроили гонку между двумя Espace, Toyota Previa, Toyota MasterAce, Mitsubishi Space Wagon и Nissan Serena. Espace заняли первое и второе места — хотя, как отметил Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд вёл Espace с двигателем V6, что дало ему преимущество над другими автомобилями.
Второе поколение «J63» (1991-1996)
В январе 1991 года был представлен значительно переработанный Espace, который приобрёл семейный облик Renault вместо оригинального стиля Talbot. По сути, это была новая оболочка оригинального автомобиля с новой приборной панелью и другими улучшениями интерьера. Шасси осталось без изменений. Производственные мощности Matra по-прежнему были ограничены, и в первые несколько лет поставки были строго распределены. Новым стал вариант двигателя V6 — 2849-кубовый PRV V6 мощностью 153 л.с. (113 кВт). Полный привод («Quadra») был доступен только с 2,2-литровым бензиновым двигателем; автоматическая коробка передач изначально не предлагалась.
Espace J63 1995 года, вид спереди
Второе поколение претерпело незначительные изменения за время своего существования. К V6 была добавлена четырёхступенчатая автоматическая коробка передач. В 1995 году в линейку добавили версию турбодизеля с изменяемой геометрией турбокомпрессора, благодаря чему мощность увеличилась с 88 до 92 л.с. (с 65 до 68 кВт). Производство прекратилось в октябре 1996 года после того, как было построено 316 419 экземпляров. Это поколение Espace также «собирали» в Китае, где компания Sanjiang Renault Automobile получала почти готовые Espace и продавала их как продукцию местной сборки благодаря лазейкам в китайских правилах CKD.
Espace J63 1991 года, вид сзади
Высокопроизводительный прототип (P46), названный Espace Biturbo Quadra, также был предложен компанией Matra в 1990 году перед тем, как второе поколение Espace поступило в производство. В нём планировалось использовать тот же двигатель, который позднее был установлен в Safrane Biturbo и выдавал около 270 лошадиных сил (199 киловатт).
Espace J63 1994 года, интерьер
Однако он так и не поступил в производство из-за опасений по поводу его устойчивости, и сегодня остался только один прототип. По оценкам, его характеристики были следующими: разгон от 0 до 100 км/ч примерно за 7,5 секунд, максимальная скорость выше 230 км/ч.
Espace J63 1993 года, багажник
Третье поколение «JE0» (1996-2002)
Третье поколение Espace появилось в декабре 1996 года, а в начале 1998 года на рынке появился Grand Espace с длинной колёсной базой. Самой заметной особенностью Espace III стал радикально футуристичный интерьер (включая удлинённую центральную панель приборов, цифровой спидометр и радио/CD-дисплей). Espace III снова получил пластиковый (GRP) кузов на оцинкованном независимом стальном шасси. В сентябре 2000 года Espace III прошёл рестайлинг.
Espace JE0 1998 года, вид спереди
В ноябре 1999 года в линейку добавили меньший 1,9-литровый турбодизель. Espace III разделил большую часть ходовой части с Laguna той же эпохи. Несмотря на то, что Espace III был под маркой Renault, его продолжали производить на заводе Matra.
Espace JE0 1999 года, вид сзади
Несколько автомобилей Espace третьего поколения были использованы в качестве основы для переоборудования в автомобили на природном газе (NGV) и такси для международного аэропорта Куала-Лумпур и транспортного узла Куала-Лумпур Сентрал в Малайзии, которые были переименованы в Enviro 2000.
Espace JE0 1997 года, интерьер
Espace третьего поколения был последним автомобилем Espace, который был построен компанией Matra (позже на той же производственной линии был выпущен недолговечный Avantime). В 2001 году компании Matra и MG Rover обсуждали возможную сделку по созданию обновлённых версий Espace и их продаже. Однако сделка не состоялась.
Espace JE0 1996 года, багажник
Производство закончилось в сентябре 2002 года, а общее количество произведённых автомобилей составило 357 120.
Четвертое поколение «J81» (2002-2015)
Четвёртое поколение Espace было представлено в ноябре 2002 года и стало первой полностью разработанной и произведённой моделью Renault. Эта модель на 90% состоит из перерабатываемых материалов и содержит множество облегчающих вес компонентов, что позволяет снизить расход топлива. Алюминиевые двери и капот на 20 кг легче своих стальных аналогов.
Espace J81 2005 года, вид спереди
Его дизайн отражает новое направление в дизайне Renault, символом которого стали радикальные модели Vel Satis и Avantime, знаменуя собой значительный отход от предыдущей модели, которая также переместила модельный ряд на более высокий уровень.
Espace J81 2008 года, вид сзади
В 2006 году Espace прошёл основательный рестайлинг (фаза II) и получил новые двигатели 2,0 и 3,0 dCi. В октябре 2010 года на Парижском автосалоне (фаза III) был представлен слегка переработанный автомобиль с небольшими косметическими изменениями, светодиодными фарами и улучшенным оборудованием.
Espace J81 2009 года, интерьер
В 2002 году Renault поставил цель выпустить 450 000 единиц Espace IV до 2009 года, что составит 20% европейского рынка минивэнов. Четвёртое поколение Espace заняло третье место снизу в опросе удовлетворенности Top Gear 2005 года.
Espace J81 2006 года, багажник
22 июня 2012 года Renault объявил о рестайлинге Espace (фаза IV), втором важном после 2006 года, включающем концепцию дизайна «семейного чувства» Лоренса ван ден Аккера. Также были представлены новые двигатели 2,0 dCi (M9R), соответствующие французским правилам в отношении ограничений выбросов CO2. Автомобиль продолжал выпускаться до появления нового поколения.
Пятое поколение «JFC» (2015-2023)
Espace пятого поколения был представлен на Парижском автосалоне в 2014 году в октябре 2014 года. Он отказался от традиционного большого MPV-дизайна предыдущих поколений, вместо этого получив стиль кроссовера SUV. Автомобиль основан на архитектуре Renault–Nissan Common Module Family, разработанной Renault и Nissan.
Espace JFC 2018 года, вид спереди
В качестве опции, Renault Espace оборудован радаром для адаптивного круиз-контроля и активного экстренного торможения.
Он комплектуется новейшей версией информационной системы Renault R Link 2 (голосовое управление, навигация, Bluetooth и радио), системой «старт-стоп» двигателя, помощником экстренного торможения, функцией предупреждения о выезде с полосы движения и распознавания дорожных знаков со сведениями о скоростных ограничениях, 360-градусными датчиками, камерой заднего вида и системой парковки без помощи рук.
Espace JFC 2017 года, вид сзади
Espace V доступен только на рынках с левосторонним движением, так как правосторонние модели не производятся и не реализуются, например, Renault Talisman.
В июне 2017 года 1,6-литровый бензиновый двигатель был заменен на более крупный 1,8 TCe. В сентябре 2018 года оба 1,6-литровых дизельных двигателя R-типа были заменены на более крупные и мощные 2,0-литровые двигатели из семейства MR двигателей Nissan.
Espace JFC 2015 года, интерьер
Обновленный Renault Espace поступил в продажу летом 2020 года. Это обновление включает в себя новый интерьер, дополнительные функции помощи водителю, обновленную информационно-развлекательную систему EasyLink и новую приборную панель. Бензиновые модели были сняты с производства в октябре 2020 года, оставив только двухлитровые дизели. Менее мощный дизель был снят с производства в январе 2022 года, и в настоящее время Espace предлагается только с двигателем Blue dCi 190 EDC мощностью 189 л.с. (139 кВт).
Espace JFC 2016 года, багажник
Производство этой модели было остановлено в марте 2023 года.
Шестое поколение «Austral» (2023-настоящее время)
Renault Espace VI — легковой автомобиль, выпускаемый французским автопроизводителем Renault. В отличие от предыдущих моделей серии, этот автомобиль является спортивным внедорожником, а не минивэном.
Espace VI 2023 года, вид спереди
Официально о шестом поколении Espace было объявлено 24 января 2023 года. Премьера состоялась 28 марта 2023 года. В продажу автомобиль поступил в апреле 2023 года в трех комплектациях. Собирается он в испанском городе Паленсия.
Espace VI 2024 года, вид сзади
В техническом плане Espace VI основан на Austral, выпущенном в 2022 году, но, в отличие от него, доступен также в качестве семиместного автомобиля. Сиденья во втором ряду можно сдвигать вдоль на 22 см. В отличие от предыдущей модели Espace V, этот внедорожник на 14 см короче, на 3,2 см ниже и более чем на 200 кг легче. Внедорожное купе Renault Rafale имеет размеры, схожие с Espace VI.
Espace VI 2025 года, интерьер
В салоне используется мультимедийная система «OpenR link», известная по Megane E-Tech и разработанная совместно с Google. Есть два экрана: 12,3-дюймовый дисплей в качестве приборной панели и 12-дюймовый сенсорный экран в центральной консоли для информационно-развлекательной системы.
Espace VI 2023 года, багажник
На презентации Espace был анонсирован только с полным гибридом из Austral, который обеспечивает общую мощность 147 кВт (200 л.с.). В качестве источника питания используется литий-ионный аккумулятор с напряжением 400 вольт и емкостью 1,7 кВт·ч. Мощность передается через так называемую мультирежимную коробку передач. Она имеет 15 передаточных чисел, которые состоят из двух передач для электропривода и четырех для 1,2-литрового бензинового двигателя. Будут ли предложены другие двигатели, такие как мягкие гибриды из Austral, пока неясно.