Данное руководство предназначено для владельцев японских внедорожников класса люкс «Lexus RX300» первого поколения (код XU10, выпуск с 1997 по 2003 год), чтобы самостоятельно ремонтировать и обслуживать свой любимый автомобиль.
Lexus RX — роскошный кроссовер-внедорожник, продаваемый с 1998 года компанией Lexus, люксовым подразделением Toyota. Первоначально выпущенный на внутреннем рынке Японии в конце 1997 года как Toyota Harrier, экспортные продажи начались в марте 1998 года как Lexus RX.
На сегодняшний день выпущено пять поколений RX, считающегося первым роскошным кроссовером-внедорожником, первое из которых относится к компактным размерам, а второе относится к среднеразмерным. В серии RX использовались как переднеприводная, так и полноприводная конфигурации, а также предлагалось несколько вариантов бензиновой трансмиссии, включая двигатели V6 и гибридные системы. В модельном ряду Lexus RX находится ниже более крупного Lexus LX (продаваемого как рамные внедорожники Toyota Land Cruiser за пределами Северной Америки соответственно) и выше более короткого и менее широкого, но более высокого внедорожника GX. Название «RX» означает «Сияющий кроссовер». На некоторых рынках его также называют «рекреационным кросс-кантри». Нынешний аналог RX от Toyota — Highlander/Kluger. Прошлые аналоги включали Harrier и Venza.
RX собирается на заводе Toyota Motor Kyushu с момента запуска. RX и RX Hybrid были первыми моделями Lexus, производившимися за пределами Японии. Версии для рынка Северной Америки производились на заводе Toyota Motor Manufacturing Canada в Кембридже, Онтарио, начиная с 2003 года (RX) и расширялись в 2014 году (RX Hybrid). Гибридные коробки передач производятся на заводе Кокура в Китакюсю, Фукуока с 2009 года.
Первое поколение «XU10» (1997-2003)
Идея концепции RX — кроссовера между роскошным седаном и внедорожником — возникла в 1993 году, когда ее гипотезу выдвинули TMS (Toyota Motor Sales) и руководители Toyota Motor во время обеда в Нагое. К 1994 году этот автомобиль был официально предложен руководителями TMS на совещании по планированию продукции в Тойота-Сити, Япония, и запущен в разработку. В декабре 1995 года окончательный проект, разработанный дизайнером Макото Осимой, был одобрен для производства, а прототипы позже пошли на испытания в 1996 году. В Японии компания продавала Toyota Caldina, которая предлагала полный привод и просторный салон.
RX300 XU10 1999 года, вид спереди
RX 300 был построен на цельном шасси. Его внешний дизайн не был типичным для существующих на момент его появления четырехдверных автомобилей. Среди особенностей дизайна автомобиль отличался передними треугольными боковыми окнами, боковыми зеркалами на дверях, задней задней дверью со спойлером сверху, а также полупрозрачными крышками передних и задних фонарей с круглыми линзами. Цветовая гамма кузова была двухцветной, бампер и нижняя боковая обшивка кузова были серого цвета. RX 300 имел коэффициент лобового сопротивления Cd=0,36. Lexus RX первого поколения был построен на острове Кюсю, Япония.
RX300 XU10 2000 года, вид сзади
Представленный в Японии в декабре 1997 года вместе с версиями с двигателем V6, Harrier с четырехцилиндровым двигателем был доступен в переднеприводной (SXU10) и полноприводной (SXU15) форме. 2,2-литровый 5S-FE I4 выдавал 102 кВт (137 л.с.) JIS и крутящий момент 191 Нм. Обе модели оснащались 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Toyota Harrier для японского рынка может быть оснащена аудиосистемой JBL, спортивными сиденьями и кожаным рулевым колесом. Harrier добился успеха на японском рынке, а также поставлялся в качестве импорта на рынки с правым рулем в Азии и Канаде.
RX300 XU10 2001 года, вид сбоку
Модель с двигателем V6 была доступна в переднеприводной (MCU10) и полноприводной (MCU15) форме, что охватывало все продажи RX 300 на экспортных рынках с марта 1998 по 2003 год, а также продажи Harrier V6 в Японии с 1997 по 2003 год. 3,0-литровый двигатель 1MZ-FE V6 имел мощность 164 кВт (220 л.с.) и 301 Н⋅м. Трансмиссия, 4-ступенчатая автоматическая, имела режим «Снег», который запускал автомобиль на второй передаче для лучшего сцепления с дорогой в неблагоприятных погодных условиях. Для RX 300 в стандартной комплектации была аудиосистема Pioneer мощностью 240 Вт с 7 динамиками, а в качестве опции была доступна настроенная аудиосистема премиум-класса Nakamichi. Внутренние особенности также включали отделку из орехового дерева и дополнительный встроенный в приборную панель чейнджер на шесть компакт-дисков.
RX300 XU10 1998 года, интерьер
В 2000 году RX 300 был обновлен с обновленными фарами и задними фонарями, а также с возможностью установки газоразрядных фар высокой интенсивности (HID). В салоне также появилась возможность установки навигационной системы на базе DVD. Бордовый цвет кузова Venetian Red Pearl предлагался только на моделях 1999–2000 годов выпуска.
RX300 XU10 2002 года, багажник
В ноябре 2000 года 2,2-литровый двигатель 5S-FE в Harrier был заменен 2,4-литровым четырехцилиндровым двигателем 2AZ-FE мощностью 117 киловатт (157 л.с.) JIS и 221 ньютон-метр крутящего момента. Как и прежде, двигатель предлагался либо в переднеприводной (ACU10), либо в полноприводной (ACU15) версиях. На Harrier также был проведен небольшой фейслифтинг. Опции включали спортивную подвеску и голосовую навигацию на DVD.
RX300 XU10 1998 года, двигатель
За пять лет присутствия на рынке RX 300 было продано более 370 000 единиц. Он имел успех с точки зрения продаж и вскоре после своего появления стал самой продаваемой моделью Lexus. Его популярность способствовала росту рынка кроссоверов-внедорожников премиум-класса: несколько конкурирующих производителей выпустили конкурирующие модели в ответ на RX 300.
Второе поколение «XU30» (2003-2008)
В 1999 году началась разработка платформы XU30 под руководством главного инженера Юкихиро Оканэ. Работы по проектированию были начаты под руководством Макото Осимы и продолжались до 2000 года, когда был одобрен концептуальный дизайн Хироши Сукуки. К началу 2001 года исполнительный совет дал зеленый свет окончательному серийному проекту, и первые прототипы прошли испытания в 2002 году. Патенты на промышленный образец были поданы 1 апреля 2002 года под номером 794 в Японское патентное ведомство и 21 апреля 2003 года — в Ведомство по патентам и товарным знакам США.
RX330 XU30 2004 года, вид спереди
XU30 был представлен в январе 2003 года на Североамериканском международном автосалоне. Обладая более изящным корпусом, чем его предшественник, XU30 имел коэффициент аэродинамического сопротивления Cd=0,35 и новые светодиодные задние фонари. Изнутри интерьер RX 330 отличался отделкой из настоящего клена «Золотой птичий глаз» или ореха, выдвижной многоуровневой центральной консолью для хранения вещей, двухзонным климат-контролем и рулевой колонкой с электроприводом наклона/телескопии. Доступные опции включали аудиосистему премиум-класса Mark Levinson мощностью 210 Вт с 11 динамиками, навигационную систему на базе DVD с камерой заднего вида, DVD-плеер на задних сиденьях с беспроводными наушниками, панорамный трехпанельный люк на крыше и сиденья с подогревом.
RX330 XU30 2005 года, вид сзади
Все модели RX в стандартной комплектации поставлялись с восемью подушками безопасности, включая двойные передние подушки безопасности, боковые подушки безопасности для туловища в переднем ряду, боковые шторки безопасности, подушку безопасности для коленей водителя; Система стабилизации автомобиля (VDIM на RX 400h) и система контроля давления в шинах входили в стандартную комплектацию.
RX330 XU30 2003 года, интерьер
В Северной Америке продажи серии RX 330 для модели 2004 года начались в марте 2003 года. Здесь автомобиль получил обозначение RX 330, обозначающее его более крупный 3,3-литровый двигатель V6. RX 330 (MCU33/MCU38) оснащался 3,3-литровым двигателем 3MZ-FE V6, сертифицированным ULEV, мощностью 230 лошадиных сил (170 кВт) SAE и 323 Н·м, соединенным с 5-ступенчатой автоматической коробкой передач, и предлагался либо с передней, либо с передней или полный привод. Новые технологические особенности включали адаптивную систему переднего освещения (AFS) с поворотными фарами, регулируемую по высоте пневматическую подвеску на полноприводных моделях, систему динамического лазерного круиз-контроля и дворники с датчиками дождя. Все североамериканские модели изначально производились в Японии до сентября 2003 года, когда производство RX 330 началось в Кембридже, Онтарио, Канада. Каждый год выпуска RX второго и третьего поколения в Японии собиралось небольшое количество негибридных RX.
RX330 XU30 2006 года, двигатель
В 2006 году для 2007 модельного года RX получил обновление в середине цикла, состоящее из нового 3,5-литрового двигателя 2GR-FE V6, заменяющего 3,3-литровый двигатель 3MZ-FE V6 на негибридных моделях, что обновило название автомобиля с RX 330. до RX 350 с новыми кодами моделей GSU30 и GSU35. RX 350 также имел обновленную DVD-навигационную систему Lexus Generation V с улучшенной графикой, голосовым управлением пунктами назначения и новой функцией под названием «хлебные крошки». Хлебные крошки позволят водителям проследить свои шаги. Новая навигационная система также включала системы голосового набора и возможность вводить пункты назначения по голосовому адресу во время вождения.
Третье поколение «AL10» (2008-2015)
Lexus представил RX третьего поколения 19 ноября 2008 года. Серия AL10 производится в Японии и Канаде, а модели для Северной Америки в основном производятся в Кембридже, Онтарио, Канада. Продажи американского RX 350 начались в феврале 2009 года как модели 2010 года. В 2009 году переднеприводная версия RX 350 будет стоить от 36 800 долларов США, а полноприводная версия — от 38 200 долларов США. По оценкам Агентства по охране окружающей среды, экономия топлива увеличивается на 18/25/21 миль на галлон для модели FWD RX 350 и на 18/24/20 миль на галлон для модели с полным приводом. RX 350 (GGL10/GGL15) оснащен обновленным 3,5-литровым двигателем 2GR-FE V6 мощностью 275 лошадиных сил (205 кВт) с более широкой кривой мощности. Он остается сертифицированным ULEV-II и теперь использует шестиступенчатую автоматическую коробку передач с последовательным переключением передач.
RX350 AL10 2011 года, вид спереди
Новая трансмиссия RX третьего поколения может блокировать гидротрансформатор со 2-й по 6-ю передачи для повышения экономии топлива. Убрав центральный дифференциал с блокировкой, новая система полного привода Active Torque Control перенаправляет от 50% до 100% мощности на передние колеса, что снижает потери эффективности, связанные с трансмиссией, что, в свою очередь, повышает топливную экономичность. Система рулевого управления с электроусилителем (EPS) заменяет предыдущий гидравлический насос с ременным приводом. Задняя подвеска на двойных поперечных рычагах заменяет предыдущую конструкцию стойки МакФерсон для улучшения управляемости и увеличения грузового пространства, а дополнительный спортивный пакет добавляет подвеску, настроенную на производительность.
RX350 AL10 2009 года, вид сзади
Рестайлинг был разработан до конца 2010 года и запатентован 7 января 2011 года под европейским регистрационным номером 001845801-0004. Фейслифтинг был представлен на Женевском автосалоне в марте 2012 года с новыми колесами, цветами салона, новыми фарами и задними фонарями, а также новой решеткой радиатора. Также были представлены новые светодиодные ходовые огни. Был представлен F Sport с сотовой решеткой, 8-ступенчатой автоматической коробкой передач и уникальным спортивным интерьером. В США новая модель использует телематическую систему Lexus Enform, включающую систему Safety Connect SOS и тегирование Shazam. Продажи RX 350 и RX 450h по всему миру начались в апреле 2012 года, а продажи вариантов F-Sport начнутся в июле того же года.
RX350 AL10 2010 года, интерьер
Четвертое поколение «AL20» (2015-2022)
Отходя от четкого дизайна задних фонарей, RX продолжает дизайн RC (XC10), IS (XE30) и NX (AZ10), которые были недавно представлены в то время. На передней панели изображена фирменная решетка Spindle Grille, которая была представлена на LF- Gh (концепт GS Mk4) в 2011 году. Первым серийным автомобилем, на котором она была представлена, был хэтчбек CT в 2011 году. На решетке радиатора имеется хромированная окантовка, а фары оснащены тройными светодиодами L-образной формы. Доступны два дизайна фар: компактный Bi-LED, который входит в стандартную комплектацию, или светодиод L-образной формы, сопровождаемый 18 отдельными светодиодами. «Интеллектуальный дальний свет» (IHB) — это система, которая автоматически переключает дальний и ближний свет в зависимости от дорожной ситуации.
RX350 AL20 2018 года, вид спереди
Задняя часть также имеет то, что бренд называет темой «веретенообразного дизайна», с задними L-образными задними фонарями, которые охватывают секцию заднего крыла для повышения функциональности. Задняя стойка затемнена, что должно создать эффект плавающей крыши. Общие внешние особенности включают в себя омыватели фар, расположенные заподлицо, двойную выхлопную систему, дополнительный панорамный люк на крыше, алюминиевые рейлинги на крыше, обновленный дизайн дверных ручек, включающих ключ-карту SmartAccess, а также подсветку дверных ручек. Коэффициент лобового сопротивления RX четвертого поколения достиг 0,33 Cd. Аэродинамические улучшения не только улучшают коэффициент лобового сопротивления, но также помогают снизить устойчивость и снизить уровень шума в салоне.
RX350 AL20 2017 года, вид сзади
Автомобиль больше, чем предыдущее поколение, с увеличенной на 2 дюйма (50,8 мм) колесной базой, что обеспечивает больше внутреннего пространства. Чтобы решить проблемы, связанные со слишком жестким качеством езды F-Sport предыдущей версии, в стремлении к спортивной управляемости новое поколение оснащено адаптивной регулируемой подвеской (AVS), позволяющей при необходимости регулировать качество езды. В пакет F-Sport добавлен активный стабилизатор поперечной устойчивости от европейской спецификации RX третьего поколения. Также доступны двадцатидюймовые легкосплавные диски и панорамный люк на крыше.
RX350 AL20 2016 года, интерьер
В ноябре 2017 года Lexus анонсировал трехрядные семиместные модели RX, RX 350 L и RX 450h L. Модель L на 11 см длиннее двухрядной модели, но имеет ту же колесную базу. Модель L отличается измененным дизайном задней части и более вертикальным задним стеклом, что позволяет максимально увеличить пространство сзади. При всех поднятых сиденьях объем составляет 200 л. При сложенном заднем сиденье объем увеличивается втрое до 650 л. При сложенных сиденьях объем составляет 1600 л, что на 2 литра больше стандартной длины RX.
RX350 AL20 2015 года, двигатель
В мае 2019 года модели 2020 модельного года подверглись фейслифтингу RX и RX L.
Пятое поколение «ALA10/ALH10» (с 2022 г. по настоящее время)
RX пятого поколения был представлен 31 мая 2022 года. Созданный на платформе GA-K, он доступен в четырех моделях: RX 350, RX 350h, RX 450h+ и RX 500h F Sport Performance. Модель RX 500h оснащена системой полного привода Direct4.
RX500h ALH10 2023 года, вид спереди
RX пятого поколения сохраняет ту же общую длину, что и предыдущая модель, хотя колесная база выросла до 2850 мм (увеличена на 60 мм), а более широкий кузов — 1920 мм (увеличен на 25 мм). Переход на платформу GA-K позволил снизить массу на 90 кг, снизить центр тяжести на 15 мм, а также расширить гусеницы. Новая платформа, измененные размеры и установка компонентов подвески позволили увеличить внутреннее пространство.
RX350h ALH10 2022 года, вид сзади
В отличие от предыдущего поколения, этот автомобиль имеет только пять пассажирских мест, семиместные сиденья в третьем ряду не предлагаются. Трехрядная модель предыдущего поколения под названием RX L была заменена TX в 2023 году.
RX350 ALA10 2024 года, интерьер
RX пятого поколения предлагается с четырехцилиндровыми двигателями семейства Toyota Dynamic Force, при этом вариант V6 объемом 3,5 литра полностью исключен.