На заметку: Если двигатель был сильно перегрет, лучше предположить, что головка блока цилиндров покороблена.
Тщательно проверьте головку на наличие признаков коробления.
Очистка
2. Очистите сопрягаемую поверхность головки блока цилиндров от остатков прокладки.
3. Очистите камеры сгорания и каналы головки блока цилиндров от следов нагара, затем вымойте целиком головку блока цилиндров керосином или другим подходящим растворителем.
4. Очистите от следов нагара клапана, затем с помощью щетки-насадки на электродрели удалите залежи нагара с тарелки и штока клапанов.
Осмотр
На заметку: Убедитесь в том, что все следующие процедуры осмотра выполнены перед принятием решения о необходимости обращаться на станцию техобслуживания. Составьте список всех компонентов, требующих пристального внимания.
Головка блока цилиндров
5. Тщательно проверьте головку блока на предмет наличия трещин, следов подтекания хладагента и других повреждений. При обнаружении трещин головку блока следует заменить. С помощью линейки и измерительного щупа проверьте ровность сопрягаемой поверхности головки (см. иллюстрацию). Если поверхность неровная, установите, возможно ли подвергнуть ее механической обработке, учитывая степень неровности и возможное уменьшение высоты головки.
7.5 Проверьте ровность сопрягаемой поверхности головки
6. Исследуйте седла клапанов в каждой камере сгорания. Если они окажутся чрезмерно слизаны, сколоты или пережжены, замените их или подвергните механической обработке.
Если они только лишь слегка слизаны, это можно устранить с помощью соответствующего состава для притирки клапанов, как описано ниже,
7. Проверьте направляющие втулки клапанов на предмет износа, вставляя соответствующий клапан и раскачивая его из стороны в сторону. Допустим лишь небольшой люфт. Если люфт окажется чрезмерным, извлеките клапан. Измерьте диаметр штока клапана (см. ниже) и замените клапан, если он изношен. Если шток клапана не изношен, то изношена направляющая втулка клапана, которую следует заменить. Замена направляющих втулок предпочтительнее должна производиться специалистом, имеющим необходимые для этого инструменты. При отсутствии установленного диаметра штока клапана обратитесь за советом к представителям производителя или высококвалифицированному механику.
8. При замене направляющих втулок, седла клапана следует подвергать механической обработке только после установки направляющих втулок.
Клапаны
9. Исследуйте тарелку каждого клапана на признаки точечной коррозии, прогорания, трещин и общего износа. Проверьте шток клапана на наличие признаков выработки и заеданий. Вращая клапан, проверьте наличие признаков его изгиба. Исследуйте на наличие раковин или чрезмерного износа концы штоков клапанов. Замените клапана с признаками износа или повреждения.
10. Если состояние клапана удовлетворительно на данном этапе, замерьте диаметр штока клапана в нескольких точках, используя микрометр (см. иллюстрацию). Существенное различие в полученных результатах указывает на износ штока клапана. При наличии износа замените клапан.
7.10 Замерьте диаметр штока клапана, используя микрометр
11. Если клапаны находятся в удовлетворительном состоянии, установите их в соответствующие седла и убедитесь в газонепроницаемости посадки. Если седло слегка изношено, примените состав для притирки клапанов. При значительном износе не используйте крупноабразивный состав. В этом случае обратитесь к специалисту для осмотра головки блока цилиндров и клапанов и принятия решения о необходимости механической обработки или замене клапана и седла (где возможно).
12. Притирка клапанов осуществляется следующим образом. Установите головку блока цилиндров вверх сопрягаемой поверхностью на подставку.
13. Нанесите соответствующий состав для притирки клапанов на поверхность седла и нажмите притирочным инструментом на тарелку (см. иллюстрацию). Производя полуобороты, притрите тарелку клапана к ее седлу, поднимая иногда тарелку с седла для перераспределения притирочного состава. Поместив под тарелку клапана легкую пружину, можно упростить эту процедуру.
7.13 Притрите клапана
14. При притирке клапанов доведите крупноабразивным составом поверхности клапана и седла до матового блеска, затем вытрите остатки и продолжите притирку мелкоабразивным составом. Когда кольцевые поверхности клапана и седла по всей длине приобретут серый матовый блеск, операцию притирки можно считать завершенной. Не притирайте клапана сверх меры, так как при этом тарелка клапана глубже проникает в головку блока цилиндров.
15. После притирки клапанов тщательно смойте все следы притирающего состава с помощью соответствующего растворителя перед сборкой головки блока.
Компоненты клапанного механизма
16. Проверьте пружины на наличие признаков повреждения и износа. Производитель не приводит установленную длину разжатой пружины, поэтому единственный способ оценить износ пружины - это сравнить ее с новой.
17. Установите каждую пружину на плоской поверхности и проверьте ее прямоугольность (см. иллюстрацию). Если даже только одна пружина повреждена, потеряла форму или упругость, замените полный комплект пружин. При проведении капитального ремонта целесообразно заменить пружины клапанов независимо от их состояния.
7.17 Проверьте прямоугольность пружин клапанов
18. Замените сальники штоков клапанов независимо от их состояния.