То, что большой пробег не всегда является показателем необходимости капитального ремонта, а малый пробег не является основанием не проводить таковой - вероятно самое важный фактор, требующий рассмотрения. Двигатель, на котором регулярно заменялось масло и фильтр, проводилось другое необходимое обслуживание должен надежно проработать в течении многих тысяч километров. Заброшенному двигателю наоборот, может потребоваться капитальный ремонт при очень небольшом пробеге.
Чрезмерный расход масла указывает на то, что поршневые кольца, сальники клапанов и/или направляющие втулки клапана требуют осмотра. Убедитесь, что утечки масла не послужили поводом полагать, что кольца и/или направляющие изношены. Произведите замер компрессии, описанный в частях А или В этой главы (в зависимости от типа двигателя) для определения вероятной причины проблемы.
Проверьте давление масла, подключая датчик к отверстию указателя давления масла и сравните его с установленным. Если давление чрезвычайно низкое, вероятно, изношены коренные подшипники, подшипники нижней головки шатуна и/или масляный насос.
Потеря мощности, неустойчивая работа двигателя, стук и металлический скрежет, чрезмерный шум клапанного механизма и высокий расход топлива также указывают на потребность в капитальном ремонте, особенно если перечисленные факторы проявляются одновременно. Если полное техобслуживание не решает проблему, то капитальный ремонт неизбежен.
Капитальный ремонт включает в себя восстановление всех внутренних компонентов двигателя до параметров нового. Во время капитального ремонта производится замена поршней и поршневых колец, растачивание цилиндров двигателя до ремонтных размеров. Устанавливаются новые коренные подшипники и подшипники нижней головки шатуна; в случае необходимости производится шлифовка коленчатого вала из-за износа его шеек. Так же восстанавливаются клапаны, так как на этом этапе их состояние обычно оставляет желать лучшего. Обратите внимание на состояние масляного насоса при проведении капитального ремонта и, при необходимости, замените его. В итоге ремонта Ваш двигатель должен стать подобен новому, способному безотказно проработать на протяжении многих километров пробега.
Требующие пристального внимания компоненты системы охлаждения, такие как шланги, термостат и водяной насос должны быть заменены при осуществлении капитального ремонта двигателя. Следует проверить радиатор на наличие подтеканий и засорений. Кроме того, во время проведения ремонта появляется возможность замены масляного насоса.
Перед началом капитального ремонта прочитайте описание всей процедуры для ознакомления с требованиями и условиями ее проведения. Проверьте наличие и пригодность запчастей и удостоверьтесь в наличии всех необходимых специальных инструментов и оборудования. Большая часть работ может быть выполнена обычными инструментами, хотя могут потребоваться точные измерительные инструменты для осмотра и определения целесообразности замены тех или иных компонентов.
Почти наверняка придется прибегнуть к услугам ремонтных мастерских или специалистов, особенно если потребуются расточка цилиндров или шлифовка коленчатого вала. Кроме осуществления механической обработки, они будут осматривать компоненты и могут посоветовать относительно ремонта и замены. Так же там можно приобрести новые компоненты, такие как поршни, поршневые кольца и вкладыши подшипников. Рекомендуется обращаться на авторитетные станции обслуживания.
Перед принятием решения о виде обслуживания и перечне ремонтных операций дождитесь снятия двигателя и осмотра всех его компонентов (особенно блока цилиндров/картера и коленчатого вала). Состояние этих компонентов является определяющим в принятии решения ремонтировать старый двигатель или приобрести новый или отремонтированный, поэтому не покупайте запчасти и не производите ремонт других компонентов, пока не были осмотрены блок цилиндров и коленвал. Как правило, основные затраты на ремонт - это трата времени, поэтому не стоит устанавливать изношенные или нестандартные запчасти.
В заключение добавим, что для обеспечения максимального срока службы и редких поломок в дальнейшем отремонтированного двигателя требуется аккуратность при сборке и чистота проведения работ.