Большой пробег автомобиля не обязательно означает необходимость проведения капитального ремонта, как не исключает его и малый пробег. Пожалуй, решающим фактором здесь является частота проведения технического обслуживания. Двигатель, у которого достаточно часто заменялось масло и фильтры и выполнялись требуемые регулировочные процедуры, не будет доставлять вам хлопот при больших пробегах. Напротив, запущенному двигателю может очень быстро потребоваться капитальный ремонт.
Избыточное потребление масла указывает на необходимость обратить внимание на поршневые кольца, седла клапанов и/или направляющие втулки клапанов. Но прежде, чем подозревать кольца и/или направляющие втулки, проверьте, нет ли утечек масла. Для определения объема необходимых ремонтных работ проведите проверку давления сжатия (компрессии) в цилиндрах (см. раздел 3).
Снимите датчик давления масла и измерьте давление с помощью установленного на его место контрольного манометра (см. иллюстрации). Сравните результаты с техническими условиями, приведенными в данной главе. Общим правилом является увеличение давления масла в двигателе на 10 фунто-сил на квадратный дюйм при возрастании частоты вращения на 1000 об/мин. Слишком низкое давление масла может быть связано с износом подшипников и/или масляного насоса.
2.4а. Датчик давления масла на двигателе с рабочим объемом 3,8 л расположен в верхней части корпуса масляного фильтра (указан стрелкой). Снимите датчик...
2.4б. Датчик давления масла на двигателе с рабочим объемом 3,1 л расположен в передней части блока цилиндров между масляным фильтром и стартером
2.4в. ...и установите датчик давления масла в двигатель
Потеря мощности, неравномерная работа двигателя, стук и "металлические" шумы в двигателе, стук клапанов и высокий расход топлива могут также указывать на необходимость капитального ремонта, особенно если они проявляются одновременно. Если все возможные регулировки не исправляют ситуацию, единственным выходом является проведение ремонтных работ.
Капитальный ремонт двигателя включает восстановление внутренних частей до состояния, соответствующего техническим характеристикам нового двигателя. При капитальном ремонте заменяются поршневые кольца и обрабатываются стенки цилиндров (повторная расточка и хонингование). Если повторная расточка выполняется в авторемонтной мастерской, то при этом устанавливаются новые поршни больших (ремонтных) размеров. Коренные подшипники, шатунные подшипники и подшипники распределительного вала обычно заменяются и, при необходимости, может быть проведена повторная шлифовка коленчатого вала для восстановления состояния шеек. Как правило, обслуживаются и клапаны, так как их состояние на момент проведения ремонта обычно далеко от идеального.
Примечание. Детали системы охлаждения, такие как шланги, приводные ремни, термостат и насос системы охлаждения, при капитальном ремонте двигателя обязательно должны заменяться на новые. Следует тщательно осмотреть радиатор с точки зрения возможной течи и засорения (см. главу 3, раздел 5). Не рекомендуется ремонтировать масляный насос на двигателе с рабочим объемом 3,1 л - при ремонте двигателя всегда устанавливайте новый насос.
Прежде чем приступать к капитальному ремонту двигателя, изучите все планируемые операции для ознакомления с объемом работ и существующими требованиями. Ремонт двигателя не будет слишком трудным, если тщательно следовать инструкциям, иметь все инструменты и оборудование и внимательно относиться к техническим условиям. Проверьте наличие требуемых запасных частей и заранее заготовьте необходимые инструменты и оборудование. Большая часть работ может быть выполнена с помощью стандартных ручных инструментов, хотя для проверки состояния деталей при выяснении необходимости их замены потребуются некоторые точные измерительные приборы.
Примечание. Не спешите принимать решение о том, какие сервисные и ремонтные операции будут выполняться в авторемонтной мастерской, прежде чем вы полностью не разберете двигатель и не проверите все его детали, особенно блок цилиндров. Поскольку состояние блока цилиндров является решающим фактором при принятии решения, ремонтировать ли двигатель или купить восстановленный, не покупайте запасные части и не ремонтируйте другие детали до тщательной проверки блока. Не старайтесь сэкономить, устанавливая изношенные или нестандартные детали.
И, наконец, чтобы гарантировать максимальный срок службы восстановленного двигателя с минимальными проблемами, все сборочные работы должны выполняться тщательно и в условиях безупречной чистоты.