2. Аккуратно разожмите кольца на поршнях. Используйте два или три старых измерительных щупа для снятия колец, заскочивших в канавки (см. иллюстрацию). Остерегайтесь поцарапать поршни краями колец. Кольца хрупкие и могут лопнуть при чрезмерном разжимании. Работайте с защищенными руками и пальцами, принимая во внимание остроту колец. Отметьте, что третье кольцо имеет замок. Снимайте кольца через верх поршня. Храните каждый набор колец с соответствующим поршнем, если предполагается повторно использовать кольца.
12.2 Снимите поршневые кольца с помощью измерительного щупа
3. Удалите следы нагара с поверхности поршней. После удаления большей части нагара обработайте поршни проволочной щеткой или мелкой наждачной бумагой.
4. Удалите нагар из канавок поршней с помощью старого кольца. Для этого сломайте кольцо напополам (остерегайтесь оцарапать пальцы, так как поршневые кольца остры). Старайтесь не захватывать частицы металла и не царапать поршень, удаляя нагар из канавок колец.
5. После удаления нагара очистите узел поршень/шатун керосином или другим подходящим растворителем и полностью высушите. Убедитесь, что масляные отверстия в канавках поршней не засорены.
6. Если поршни и расточки цилиндров на блоке не повреждены и не изношены чрезмерно, а блок цилиндров не должен подвергаться растачиванию цилиндров, то можно установить старые поршни. При нормальном износе допускается наличие признаков износа на рабочей поверхности поршня и небольшой люфт высшего кольца в его канавке. При сборке двигателя всегда устанавливаются новые кольца.
7. Тщательно проверьте наличие трещин вокруг юбки, в области отверстия поршневой палец и между канавками колец.
8. Обратите внимание на наличие борозд и признаков заедания на юбке поршня, отверстий в головке поршня и сожженных областей на краю рабочей поверхности. Если юбка имеет борозды, двигатель, возможно, пострадал от перегревания и/или неправильного сгорания, вызвавшего чрезмерно высокие рабочие температуры. Тщательно проверьте систему охлаждения и смазки. Следы пережигания на поверхностях поршней указывают на прорыв газов. Отверстия в головке поршня, сожженные области по краю рабочей поверхности поршня указывает, что имело место неправильное сгорание (раннее зажигание, детонация или калильное зажигание). При наличии любой из вышеупомянутых проблем, следует установить и устранить ее причины. В противном случае повреждение произойдет снова. Причины, вероятно, кроются в неисправном инжекторе или в неисправности системы управления двигателем.
9. Коррозия поршня в форме точечек указывает на просачивание хладагента в камеру сгорания и/или картер. В этом случае также причина должна быть устранена, или проблема может сохраниться в восстановленном двигателе.
10. Не возможно заменить поршни не зависимо от колец и гильз на двигателях с алюминиевыми блоками цилиндров (см. подраздел 11). При наличии чугунного блока, поршни можно приобрести в фирменной сети или у специалиста по ремонту.
11. Тщательно проверьте каждый шатун на наличие признаков повреждения, таких как трещины вокруг подшипников верхней и нижней головок шатуна. Так же проверьте шатун на предмет изгиба или скручивания. Повреждение шатуна маловероятно при условии, что двигатель не был заклинен или чрезмерно перегрет. Тщательная проверка шатуна в сборе может быть осуществлена только специалистом, при наличии у него специального оборудования.
12. Накидные гайки нижней головки шатуна следует заменять всякий раз после воздействия на них. Хотя производители не настаивают на замене болтов при этом, рекомендуется заменять гайки и болты совместно.
13. На бензиновых двигателях поршневые пальцы неподвижно посажены в подшипнике верхней головки шатуна. Поэтому замену поршня и/или шатуна следует поручить специалисту по ремонту двигателя со специальным инструментом для снятия и установки поршневых пальцев.
14. На дизельных двигателях поршневые пальцы имеют плавающую посадку с фиксацией двумя стопорными кольцами. На этих двигателях поршни и шатуны могут быть разъединены следующим образом.
15. С помощью небольшой плоской отвертки снимите стопорные кольца и выдвиньте поршневой палец (см. иллюстрации). Снять палец возможно и вручную. Держите поршень и шатун вместе для обеспечения правильной сборки. Извлеките стопорные кольца. При сборке используйте новые кольца.
12.15а Снимите с помощью рычага стопорное кольцо...
12.15b ...и выдвиньте поршневой палец
16. Проверьте поршневой палец и подшипник верхней головки шатуна на наличие признаков повреждения или износа. Износ может быть устранен заменой пальца и втулки (если позволяет конструкция) или заменой шатуна. Замена втулки должна быть поручена специалисту из-за необходимости наличия прессового оборудования и требуемой точности посадки втулки.
17. Шатуны сами по себе не нуждаются в замене при условии, что не происходило заклинивания или какой-либо другой механической поломки. Проверьте ровность шатунов визуально и, при обнаружении отклонений, предоставьте их специалисту для более детальной проверки.
18. Исследуйте все компоненты и приобретите требующиеся новые запчасти. Новые поршни будут снабжены поршневыми пальцами и стопорными кольцами. Стопорные кольца также можно приобрести отдельно.
19. Убедитесь в правильности расположения поршня и шатуна, затем смажьте поршневой палец чистым моторным маслом (см. иллюстрацию). Задвиньте его в поршень и верхнюю головку шатуна. Проверьте, чтобы поршень свободно вращался на шатуне, затем зафиксируйте палец двумя новыми стопорными кольцами. Проверьте правильность расположения стопорных колец в углублении поршня.
12.19 Узел поршень/шатун на дизельном двигателе: 1. Шатун; 2. Вкладыши нижней головки шатуна; 3. Болты нижней головки шатуна; 4. Поршневые кольца; 5. Поршневые пальцы; 6. Стопорные кольца