Подбор вкладышей подшипников
1. Предоставьте коленчатый вал для осмотра и обмера специалисту по ремонту. Он сможет произвести шлифовку/восстановление и предоставить вкладыши коренного подшипника и подшипника нижней головки шатуна.
Установка коленчатого вала
На заметку: При установке коленчатого вала следует устанавливать новые болты крепления крышки коренного подшипника/поддона картера.
2. Убедитесь, что масляные форсунки установлены с подшипниками в блоке цилиндров (где это предусмотрено конструкцией).
1.1 и 1.4-литровые бензиновые двигатели
3. Смажьте небольшим количеством смазки верхние упорные полукольца по сторонам второго коренного подшипника; убедитесь, что смазочные канавки каждого упорного кольца свободны (не находятся впритык к блоку цилиндров).
4. Очистите тыльные стороны вкладышей и посадочные места подшипников в блоке цилиндров/картере и в бугелях/крышке подшипников.
5. Установите вкладыши на их места, убедившись, что шпонка на каждом вкладыше совмещена с меткой на блоке цилиндров/картере или на бугелях/ крышке подшипников. Не касайтесь пальцами рабочих поверхностей вкладышей подшипников. Отметьте, что на втором и четвертом подшипнике устанавливаются верхние и нижние вкладыши с желобком (см. иллюстрацию).
17.5 На втором и четвертом коренном подшипнике устанавливаются верхние и нижние вкладыши с желобком - 1.1 и 1.4-литровые бензиновые двигатели
6. Обильно смажьте чистым моторным маслом каждый вкладыш в блоке цилиндров/картере.
7. Установите сегментную шпонку, затем ведущую звездочку масляного насоса и цепь на звездочку (см. иллюстрацию). Установите коленчатый вал в положение верхней мертвой точки для второго и третьего цилиндра; первый и четвертый цилиндр будут находиться в нижней мертвой точке. В этом положении первый поршень готов к установке. Проверьте люфт коленчатого вала, как описано в подразделе 13.
17.7 Установите звездочку, затем цепь привода масляного насоса - 1.1 и 1.4-литровые бензиновые двигатели
8. Тщательно обезжирьте сопрягаемые поверхности блока цилиндров/ картера и бугелей коренных подшипников. Нанесите тонкий слой изоляции на сопрягаемую поверхность блока цилиндров/картера и бугелей коренных подшипников, затем распределите слой изоляции до состояния пленки (см. иллюстрацию).
17.8 Нанесите тонкий слой изоляции на сопрягаемую поверхность блока цилиндров - 1.1 и 1.4-литровые бензиновые двигатели
9. Убедитесь, что установочные штыри находятся на своих местах и смажьте чистым моторным маслом нижние вкладыши подшипников. Установите бугеля коренных подшипников на блок цилиндров, убедившись, что нижние подшипники установлены правильно.
10. Установите крепящие болты бугелей и затяните их вручную. Работая по принципу спирали от центральных болтов к крайним, равномерно и постепенно затяните болты до установленной для первой затяжки отметки динамометрического ключа. После затягивания с усилием первой затяжки, работая в той же самой последовательности, с помощью головки и удлинительного рычага доверните болты на указанный угол второй затяжки. Для достижения точности при проведении данной процедуры рекомендуется использовать измеряющий угол датчик (см. иллюстрацию). При отсутствии датчика нанесите белой краской метки до доворота и после. Метки можно использовать для проверки достаточности затяжки болтов.
17.10 Затяните десять болтов коренных подшипников с установленным усилием затяжки - 1.1 и 1.4-литровые бензиновые двигатели
11. Установите меньшие болты, крепящие бугеля к основанию блока цилиндров и затяните их с установленным усилием затяжки. Проверьте плавность и свободу вращения коленчатого вала.
12. Установите узлы поршень/шатун на коленчатый вал,как описано в подразделе 18.
13. Убедившись в правильности установки цепи на звездочке, установите масляный насос и поддон, как описано в части А этой главы.
14. Установите два новых сальника коленчатого вала, как описано в части А этой главы.
15. Установите маховик, как описано в части А этой главы.
16. Установите головку блока цилиндров (если она снималась), как описано в части А этой главы. Также установите звездочку коленчатого вала и зубчатый ремень привода (см. часть А).
1.6-литровые бензиновые двигатели
17. Смажьте небольшим количеством смазки верхние упорные полукольца по сторонам второго коренного подшипника; убедитесь, что смазочные канавки каждого упорного кольца свободны (не находятся впритык к блоку цилиндров).
17.17 Установите упорные полукольца по сторонам второго коренного подшипника, оставив свободными смазочные каналы - 1.6-литровые бензиновые двигатели
18. Установите вкладыши на их места, как описано в пунктах 4 и 5 (см. иллюстрацию). При установке новых вкладышей убедитесь, что их защитная смазка смыта растворителем. Вытрите насухо вкладыши и шатуны тканью. Обильно смажьте чистым моторным маслом вкладыши подшипников в блоке цилиндров/картере и крышке.
17.18 Убедитесь в соответствии шпонки (отмечена стрелкой) и паза при установке вкладышей - 1.6-литровые бензиновые двигатели
19. Установите коленчатый вал в положение верхней мертвой точки для второго и третьего цилиндра; первый и четвертый цилиндр будут находиться в нижней мертвой точке. В этом положении первый поршень готов к установке. Проверьте люфт коленчатого вала, как описано в подразделе 13.
20. Смажьте нижние вкладыши подшипников в крышке коренных подшипников чистым моторным маслом. Убедитесь, что установочные выступы на вкладышах совмещены с соответствующими выемками в крышках.
21. Установите крышку коренных подшипников, убедившись в правильности установки (выемки, соответствующие выступам вкладышей на блоке и крышке должны быть по одну сторону).
22. Смажьте небольшим количеством моторного масла резьбы и тыльные стороны головок болтов крепления крышки подшипников, затем установите болты. Работая по принципу спирали от центральных болтов к крайним,равномерно и постепенно затяните болты до установленной для первой затяжки отметки динамометрического ключа. После затягивания с усилием первой затяжки, работая в той же самой последовательности, с помощью головки и удлинительного рычага доверните болты на указанный угол второй затяжки. Для достижения точности при проведении данной процедуры рекомендуется использовать датчик, измеряющий угол. При отсутствии датчика нанесите белой краской метки до доворота и после. Метки можно использовать для проверки достаточности затяжки болтов.
23. Проверьте плавность и свободу вращения коленчатого вала.
24. Установите узлы поршень/шатун на коленчатый вал, как описано в подразделе 18.
25. Установите сегментную шпонку, затем ведущую звездочку масляного насоса и цепь на звездочку.
26. Убедитесь, что сопрягаемые поверхности корпуса правого сальника (со стороны зубчатого ремня привода) и блока цилиндров чистые и сухие. Запомните исходную глубину посадки сальника, затем, используя большую плоскую отвертку, извлеките сальник из кожуха с помощью рычага.
27. Обработайте сопрягаемую поверхность корпуса сальника соответствующей изоляцией и убедитесь в наличии установочных штырей. Установите кожух на коленчатый вал в блоке цилиндров. Надежно затяните крепящие болты кожуха.
28. Выполните действия, описанные в пунктах 26 и 27, и установите корпус, левого сальника (со стороны маховика/планшайбы).
29. Установите новые сальники коленчатого вала, как описано в части А этой главы.
30. Убедитесь в правильности расположения цепи на ведущей звездочке и установите масляный насос с поддоном, как описано в части А этой главы.
31. Установите маховик/планшайбу, как описано в части А этой главы.
32. Установите головку блока цилиндров (если она снималась) и звездочку коленчатого вала с зубчатым ремнем привода, как описано в соответствующих подразделах части А этой главы.
Дизельные двигатели
33. Очистите тыльные стороны вкладышей подшипников в блоке цилиндров/картере и в бугелях коренных подшипников. При установке новых вкладышей убедитесь, что их защитная смазка смыта растворителем. Вытрите насухо вкладыши тканью.
34. Установите вкладыши на их места, убедившись, что шпонка на каждом вкладыше совмещена с меткой на блоке цилиндров/картере или на бугелях/крышке подшипников. Не касайтесь пальцами рабочих поверхностей вкладышей подшипников. Отметьте, что верхние вкладыши имеют на рабочей поверхности желобок, а нижние имеют обычную рабочую поверхность. Существенно, что нижние половины вкладышей расположены в центре бугелей. Этого можно добиться, используя специальный шаблон, помещенный на бугеля, и вставляя вкладыши через пазы приспособления (см. иллюстрацию).
17.34 Установка вкладышей коренных подшипников - дизельные двигатели: 1. Вкладыш подшипника; 2. Бугеля коренных подшипников; 3. Специальное приспособление Citroen No 0194-0; 4. Установочные штифты
35. Обильно смажьте каждый вкладыш в блоке цилиндров, затем установите коленчатый вал.
36. Установите упорные полукольца по сторонам второго коренного подшипника и прижмите их к цапфе подшипника, пока их края не примут горизонтальное положение. Убедитесь, что смазочные канавки на упорных полукольцах свободны (не впритык к блоку цилиндров). Затем установите поршни и шатуны в сборе, как описано в подразделе 18.
37. Тщательно обезжирьте сопрягаемые поверхности блока цилиндров и бугелей/кожуха крышки подшипников коленчатого вала. Нанесите тонкий слой герметика на сопрягаемую поверхность кожуха крышки подшипников. Производители рекомендуют использовать для этой цели Loctite Autojoint Noir. С помощью двух установочных штифтов (которые можно приобрести в фирменной сети), вставленных в корпус бугелей, обеспечьте правильную установку при сборке.
38. Смажьте нижние вкладыши подшипников чистым моторным маслом, затем установите кожух крышки подшипников, убедившись, что вкладыши не смещены и что установочные штыри правильно совмещены. Извлеките установочные штыри из корпуса бугелей.
39. Установите большие и малые крепящие болты кожуха крышки/бугелей подшипников коленчатого вала и затяните до их вступления в контакт с кожухом. Отметьте, что следует использовать новые большие болты (М11).
40. Затяните болты бугелей коренных подшипников с установленным усилием первой затяжки в указанной последовательности (см. иллюстрацию).
17.40 Последовательность затяжки болтов бугелей коренных подшипников - дизельные двигатели
41. Ослабьте (вторая затяжка) большие болты бугелей на пол оборота (180°), затем затяните их в установленной последовательности с усилием третьей затяжки и доверните на указанный угол четвертой затяжки. Обработайте герметиком два новых колпачка болтов бугелей коренных подшипников и установите их на два болта со стороны маховика.
42. Наконец, затяните малые болты бугелей подшипников с усилием второй затяжки.
43. Установив кожух крышки подшипников, проверьте свободу вращения коленчатого вала.
44. Установите масляный насос и поддон, как описано в части В этой главы.
45. Установите новый левый сальник коленчатого вала и маховик, как описано в части В этой главы.
46. Установите головку блока цилиндров, звездочку коленчатого вала и зубчатый ремень привода, если они были сняты, как описано в части В этой главы.