На заметку: Перед снятием головки блока цилиндров убедитесь, что двигатель холодный.
Снятие
1. Отсоедините аккумулятор (см. Главу 5А).
2. Слейте хладагент, как описано в Главе 1А.
3. Снимите катушку зажигания (см. Главу 5В), затем выкрутите свечи зажигания (см. Главу 1А).
4. Снимите клапанную(ые) крышку(ки), как описано в подразделе 4.
5. Снимите верхний и нижний кожухи приводного зубчатого ремня, как описано в подразделе 5.
6. Совместите установочные отверстия звездочек, как описано в подразделе 3 и заблокируйте звездочку(ки) распределительного вала и маховик/ планшайбу в установочной позиции.
Предостережение: Не пытайтесь завести двигатель, пока блокирующие инструменты находятся в рабочем положении
7. Далее предполагается, что головка блока цилиндров будет снята с впускным и выпускными коллекторами; так проще, но это делает тяжелым обращение при сборке. Если желаете снять коллекторы в начальной стадии, снимите их, как описано в Главе 4А.
8. Выполните следующие операции, как описано в Главе 4А:
- а) Отсоедините переднюю выпускную трубу от коллектора. Отсоедините провод датчика кислорода.
- b) Снимите воздухоочиститель в сборе и трубы воздухозаборника.
- с) Отсоедините подающий топливный шланг от топливной магистрали (закройте все штуцеры для предотвращения потери топлива и попадания грязи в топливную систему).
- d) Запомните исходное положение и затем отсоедините имеющиеся провода и шланги вакуумного усилителя/сапуна от выпускного коллектора и кожуха дроссельной заслонки.
- е) Где предусмотрено конструкцией, выкрутите болт из кронштейна поддержки выпускного коллектора.
- f) Отсоедините тросик акселератора (где предусмотрено конструкцией).
9. Выкрутите монтажный болт и снимите верхнюю секцию трубки направляющей измерительного щупа.
10. Запомнив исходное положение, распустите хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения от головки блока цилиндров. Аналогично, запомнив исходное положение, отсоедините электрические провода от головки блока цилиндров.
1.1 и 1.4-литровые двигатели
11. Поместите гидравлический домкрат под двигатель, поместив брус между головкой домкрата и поддоном для предотвращения повреждений. Поддомкратьте двигатель.
12. Выкрутите три болта, крепящие правую опору двигателя к кронштейну, и два болта, крепящих опору к кузову (см. иллюстрацию 6.8). Снимите опору и усиливающую пластину.
13. Отпустите стопорную гайку шкива механизма натяжения приводного зубчатого ремня (см. иллюстрацию 6.9). Поверните шкив приблизительно на 60° по часовой стрелке шестиугольным ключом через отверстие во втулке шкива, затем повторно затяните стопорную гайку.
14. Снимите зубчатый ремень привода со звездочки распределительного вала и расположите ремень отдельно от звездочки. Убедитесь, что ремень не перегнут и не заломлен.
15. Работая в последовательности, обратной последовательности затяжки (см. иллюстрацию 11.38а), постепенно ослабьте крепящие болты головки блока цилиндров до тех пор, пока их можно будет открутить вручную (см. иллюстрацию).
11.15 Ослабьте крепящие болты головки блока цилиндров - 1.1 и 1.4-литровые двигатели
16. Выкрутив болты крепления головки блока цилиндров, снимите коромысла в сборе с головки блока цилиндров (см. иллюстрацию).
11.16 Снимите коромысла в сборе - 1.1 и 1.4-литровые двигатели
На заметку: Избегайте касаться рабочих поверхностей подшипников ролика коромысла пальцами. Обратите внимание на установочные штифты в основании опор коромысел. Если какой-нибудь штифт имеет свободную посадку в головке или опоре, удалите его для сохранности.
17. Рассоедините сопряжение между головкой блока цилиндров с прокладкой и блоком цилиндров/картером, не нарушая целостность мокрых гильз. Для разъединения этого сопряжения воспользуйтесь двумя крепкими отвертками, которые проходят в отверстия болтов крепления головки блока цилиндров. Мягко покачивайте головку блока цилиндров, рассоединяя по направлению к передку автомобиля (см. иллюстрацию). Не пытайтесь проворачивать головку относительно блока цилиндров/картера; она зафиксирована штырями и вершинами гильз.
11.17 Воспользовавшись двумя крепкими отвертками, покачивайте головку блока цилиндров, отсоединяя от блока - 1.1 и 1.4-литровые двигатели
На заметку: Если по неосторожности смещены гильзы, есть вероятность нарушения сопрягаемой поверхности, которая может дать течь после установки головки блока. После рассоединения сопряжения отделите головку от блока; воспользуйтесь посторонней помощью, если возможно, поскольку головка тяжела, особенно если она снимается заодно с коллекторами.
18. Снимите прокладку с верхней части блока, обращая внимание на два установочных штыря. Если они имеют свободную посадку, удалите их с головкой для сохранности. Не выбрасывайте прокладку - она понадобится для идентификации (см. пункты 28 и 29). Операции, которые требуют вращения коленчатого вала (например очистка головок поршней) могут быть выполнены только после того, как гильзы цилиндров будут жестко зажаты в исходном положении (см. иллюстрацию). В отсутствии специальных зажимов гильз Citroen, гильзы могут быть зажаты в исходной позиции с помощью больших плоских прокладок, помещенных под болтами подходящей длины. Или используя штатные болты с подходящими прокладками, приспособленными к их стержням.
11.18 Жестко зажмите в исходном положении гильзы цилиндров перед вращением коленчатого вала (зажимы отмечены стрелками) - 1.1 и 1.4-литровые двигатели
19. Если головка блока цилиндров должна быть демонтирована для переоборудования, снимите распредвал, как описано в подразделе 10, затем обратитесь к части С этой главы.
1.6-литровые двигатели
20. Снимите внутренний кожух зубчатого ремня привода, как описано в подразделе 5.
21. Работая в последовательности, обратной последовательности затяжки (см. иллюстрацию 11.38b), постепенно ослабьте крепящие болты головки блока цилиндров до тех пор, пока их можно будет открутить вручную .
22. Отделите головку от блока; воспользуйтесь посторонней помощью, если возможно, поскольку головка тяжела, особенно если она снимается заодно с коллекторами.
23. Снимите прокладку с верхней части блока, обращая внимание на два установочных штыря. Если они имеют свободную посадку, удалите их с головкой для сохранности. Не выбрасывайте прокладку - она понадобится для идентификации (см. пункты 28 и 29). Операции, которые требуют вращения коленчатого вала (например, очистка головок поршней) могут быть выполнены только после того, как гильзы цилиндров будут жестко зажаты в исходном положении
24. Если головка блока цилиндров должна быть демонтирована для переоборудования, снимите распредвал, как описано в подразделе 10, затем обратитесь к части С этой главы.
Подготовка к установке
25. Тщательно очистите сопрягающиеся поверхности головки и блока цилиндров/картера перед установкой головки. С помощью твердого пластмассового или деревянного скребка удалите остатки от прокладки и нагар; также очистите головки поршней.
На заметку: На 1.1 и 1.4-литровых двигателях зажмите гильзы в исходном положении перед проворачиванием коленчатого вала (см. пункт 18). Будьте предельно аккуратны при очистке, поскольку алюминиевый сплав легко повреждается. Кроме того, убедитесь, что частицы нагара не попадают в масляные и охлаждающие каналы - это особенно важно для системы подачи СОЖ, поскольку частицы нагара могут блокировать подачу масла к компонентам двигателя. При помощи скотча и бумаги за-изолируйте магистрали хладагента, масла и отверстия под болты в блоке цилиндров/картере. Для предотвращения попадания частиц нагара между поршнями и гильзами смажьте промежуток небольшим количеством смазки. После очистки поршня удалите смазку с частицами нагара небольшой щеткой, затем вытрите остаток чистой тряпкой. Очистите все поршни таким же образом.
26. Проверьте сопрягаемые поверхности блока цилиндров/картера и головки блока цилиндров на предмет задиров, глубоких царапин и других повреждений. Небольшие повреждения можно аккуратно удалить напильником, но при наличии чрезмерных повреждений следует прибегнуть к механической обработке или произвести замену.
27. Если подозревается коробление поверхности головки блока цилиндров, используйте для проверки прямоугольные направляющие. При необходимости, обратитесь к части С этой главы.
28. Приобретая новую прокладку, обратите внимание на ее толщину. На некоторых моделях возможно установить прокладку только одной толщины, что снимает проблему. На остальных устанавливается прокладка стандартной толщины или более толстая ремонтная прокладка (+0.2 мм). Прокладки могут быть идентифицированы, как описано в следующем пункте, по меткам в левом углу прокладки.
29. При правильно установленной на блоке цилиндров прокладке будет видна одинарная или двойная метка в ее задней левой части, указывающая тип двигателя (например, двигатель TU3JP). В центре прокладки, вероятно, будет другая серия между 0 и 4 метками, указывая изготовителя прокладки и наличие асбеста (эти метки имеют небольшое значение). Важное расположение метки - спереди прокладки; на стандартной не будет никакой метки, тогда как на более толстой ремонтной прокладке будет одинарная метка (см. иллюстрацию). Проверьте тип прокладки и убедитесь, что новая прокладка имеет нужную толщину. Если есть сомнения насчет правильности выбора прокладки, покажите старую прокладку специалисту для подтверждения правильности выбора.
11.29 Метки идентификации прокладки:
А Расположение метки идентификации типа двигателя В Расположение метки идентификации изготовителя прокладки С Расположение метки идентификации толщины прокладки
30. Проверяйте состояние болтов крепления головки блока цилиндров, особенно их резьбы, всякий раз при выкручивании. Вымойте болты подходящим растворителем и вытрите насухо. Проверьте каждый болт на признаки видимого износа или повреждения и, при необходимости, замените. Измерьте длину каждого болта от обратной стороны его головки к краю болта (см. иллюстрацию). Болты для 1.1 и 1.4-литровых двигателей имеют длину 175.5 мм; если какой-нибудь болт имеет большую длину, чем 176.5 мм, замените все болты крепления головки блока цилиндров. На 1.6-литровых двигателях максимальная длина болтов 122.6 мм. Хотя изготовители не требуют замены, рекомендуется заменять болты независимо от состояния всякий раз, когда они потревожены.
11.30 Измерьте длину каждого болта от обратной стороны головки к краю
31. На 1.1 и 1.4-литровых двигателях до установки головки блока цилиндров проверяют выступ гильз цилиндров, как описано в Главе 2С.
Установка
1.1 и 1.4-литровые двигатели
32. Тщательно протрите сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров/картера. Убедитесь, что два установочных штыря находятся в своих позициях с каждой стороны блока цилиндров/картера и, при необходимости, удалите зажимы гильз цилиндров (см. иллюстрацию).
11.32 Убедитесь, что два установочных штыря (отмечены стрелками) находятся в своих позициях, затем установите новую прокладку
33. Установите новую прокладку на блок цилиндров/картер, убедившись, что ее метки идентификации находятся слева и сторона с пометкой «ВЕРХ» является верхней.
34. Убедитесь, что маховик/планшай-ба и звездочка распределительного вала все еще заблокированы соответствующими инструментами, затем с помощником аккуратно установите головку блока цилиндров на блок, совмещая с установочными штырями.
35. Убедитесь, что в основаниях коромысел установлены шпонки, затем установите коромысла в сборе в головку блока цилиндров.
36. Смажьте резьбы и обратную сторону головок болтов, крепящих головку блока цилиндров, чистым моторным маслом.
37. Аккуратно введите болты в соответствующие отверстия (не бросать!) и закрутите вручную до тех пор, пока это возможно.
38. В определенной последовательности постепенно затяните болты крепления головки блока цилиндров до установленного момента первой затяжки, используя динамометрический ключ и подходящую головку (см. иллюстрации).
11. 38а Последовательность затяжки болтов, крепящих головку блока цилиндров - 1.1 и 1.4-литровые двигатели
11.38b Последовательность затяжки болтов, крепящих головку блока цилиндров - 1.6-литровые двигатели
39. После затягивания с усилием первой затяжки, снова в определенной последовательности постепенно доверните болты на указанный угол до усилия второй затяжки, используя удлинительный стержень и головку. Для достижения точности рекомендуется использовать датчик, измеряющий угол. Если датчика нет в наличии, используйте белую краску для нанесения меток совмещения между головкой болта и головкой блока цилиндров до затяжки, чтобы проверить правильность угла поворота болта.
1.6-литровые двигатели
40. Удалите блокирующие инструменты маховика и,используя гаечный ключ или головку, проверните коленчатый вал назад (против часовой стрелки) на 90° за болт шкива. Это должно предотвратить случайный контакт между поршнями и клапанами, так как головка блока цилиндров была демонтирована.
41. Проверьте правильность размещения распредвалов в головке блока цилиндров. Установочная метка впускного распредвала должна находиться в 7-часовом положении и в 8-часовом положении на выпускном распредвале (см. иллюстрацию 10.32). При необходимости, переустановите распредвалы с помощью двухстороннего гаечного ключа с квадратным захватом.
42. Тщательно протрите сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров/картера. Убедитесь, что два установочных штыря находятся в своих позициях с каждой стороны блока цилиндров/картера и, при необходимости, удалите зажимы гильз цилиндров (см. иллюстрацию).
43. Установите новую прокладку на блок цилиндров/картер, убедившись, что ее метки для идентификации находятся слева и сторона с пометкой «ВЕРХ» является верхней.
44. Смажьте резьбы и обратную сторону головок болтов крепления головки блока цилиндров чистым моторным маслом, затем установите и затяните болты, как описано в пунктах 37-39.
45. Установите внутренний кожух зубчатого ремня привода, как описано в подразделе 5, затем установите звездочки распределительных валов, как описано в подразделе 7.
Все двигатели
46. Установите зубчатый ремень привода, как описано в подразделе 6.
47. Подключите все шланги системы охлаждения и соединительные провода к головке блока цилиндров, выпускному коллектору и корпусу дросельной заслонки.
48. Согласно Главе 4А, выполните следующие операции:
- а) Подключите электропроводку, шланги подачи топлива и тросики привода к компонентам топливной системы и впускному коллектору.
- b) Подсоедините и отрегулируйте тросик акселератора (где предусмотрено конструкцией).
- с) Подсоедините переднюю трубу выхлопной системы к коллектору и подключите провод датчика кислорода.
- d) Установите воздухоочиститель в сборе и впускные патрубки.
49. На 1.1 и 1.4-литровых двигателях проверьте и, в случае необходимости, отрегуЛйруйте клапанные зазоры, как описано в подразделе 9.
50. Установите клапанную крышку, как описано в подразделе 4.
51. Установите свечи и катушку зажигания (см. Главы 1А и 5В).
52. В завершении, подключите аккумулятор (Глава 5А) и заполните систему охлаждения, как описано в Главе 1А.