Снятие
Снимите масляный поддон, масляный насос с маслозаборной трубкой и маховик/приводной диск.
Снимите поршни и шатуны. Если поршни и шатуны не будут подвергаться ремонту, то нет необходимости снимать головку цилиндров. Поршни следует лишь втолкнуть в сторону камер сгорания, чтобы отодвинуть на достаточное расстояние от опор коленчатого вала.
Выверните болты и снимите заднюю крышку с сальником коленчатого вала и прокладку.
Проверьте осевой люфт коленчатого вала. Проверка осевого люфта проводится индикатором часового типа, кронштейн которого устанавливается на блоке цилиндров двигателя, а измерительный наконечник упирается в торец коленчатого вала. Перемещая коленчатый вал от упора до упора вдоль оси, измерьте величину осевого люфта. Если люфт превышает норму, то потребуется замена упорных полуколец (рис. 6.80).
Рис. 6.80. Проверка осевого люфта коленчатого вала с использованием индикатора часового типа
При отсутствии индикатора часового типа осевой люфт коленчатого вала можно измерить лезвием щупа, переместив коленчатый вал в одну сторону до упора и вставляя щуп в зазор между щекой коленчатого вала и упорным полукольцом, установленным на центральном коренном подшипнике. На двигателях 1,6 л осевой люфт коленчатого вала необходимо измерять задним коренным подшипником и перемычкой коленчатого вала (рис. 6.81).
Рис. 6.81. Использование щупа для проверки осевого люфта коленчатого вала двигателя 1,6 л
Проверьте наличие маркировки на крышках коренных подшипников. На крышке, расположенной со стороны привода газораспределительного механизма, должна быть одна линия, на второй крышке - две линии, на центральной крышке -буква С и три и четыре линии на оставшихся крышках (рис. 6.82). Альтернативно, на некоторых двигателях нет никаких линий на крышке, расположенной со стороны привода газораспределительного механизма (цилиндр №1), на второй крышке одна выемка, на третьей крышке две выемки и три выемки на четвертой крышке. При необходимости краской или керном нанесите метки на крышки.
Рис. 6.82. Расположение линий, определяющих установочное положение крышек коренных подшипников
Выверните болты крепления крышек коренных подшипников и снимите каждую крышку. Снимите нижние вкладыши коренных подшипников и липкой лентой приклейте каждый вкладыш к соответствующей крышке, чтобы исключить потерю или неправильную установку вкладышей.
Снимите коленчатый вал. Достаньте из блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников. Приклейте липкой лентой каждый вкладыш к соответствующей крышке, чтобы исключить их потерю или неправильную установку. Также снимите два упорных полукольца, расположенных с двух сторон центрального коренного подшипника (двигатели 1,4 и 1,8 л) или заднего коренного подшипника (двигатели 1,6 л). На двигателях 1,2 л верхняя половина оболочки центрального коренного подшипника имеет выступы восприятия осевого давления.
Проверка
Промойте коленчатый вал керосином или растворителем и просушите струей сжатого воздуха. Ершиком тщательно прочистите смазочные каналы внутри коленчатого вала.
Проверьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала на наличие износа, коррозии и трещин.
Износ шатунной шейки характеризуется металлическими стуками при работе двигателя, особенно под нагрузкой с низкой частотой вращения коленчатого вала, и уменьшением давления масла.
Износ коренных шеек коленчатого вала характеризуется сильной вибрацией двигателя и металлическим стуком, увеличивающимся при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя, а также уменьшением давления масла.
Проверьте шероховатость шеек коленчатого вала, проведя по ним пальцем, не надавливая сильно. Любая шероховатость (которая проявляется одновременно с явными признаками износа коренных и шатунных подшипников) указывает на необходимость перешлифовки шеек коленчатого вала (если это возможно) или его замены.
Микрометром измерьте диаметр коренных и шатунных шеек коленчатого вала и сравните результаты с техническими данными (рис. 6.83). Измерение шеек проводите в нескольких точках, как по диаметру, так и по длине шейки, что позволит выявить овальность и конусность, если они присутствуют.
Рис. 6.83. Измерение микрометром шатунной шейки коленчатого вала
Проверьте состояние шеек коленчатого вала, уплотняемых сальниками. Если на этих шейках имеется глубокая канавка, образовавшаяся в месте рабочих кромок сальника, то проконсультируйтесь у специалиста, так как потребуется ремонт или замена коленчатого вала.
Проверьте биение коленчатого вала, установив измерительный прибор DTI на шейку центрального коренного вал подшипника и вращая в V-образных призмах. Максимальное биение не указано производителем, однако оно не должно превышать 0,05 мм.