Первоначальная установка коленчатого вала
Установка коленчатого вала является первой операцией сборки двигателя после капитального ремонта.
Установите блок цилиндров на чистом ровном верстаке, при этом привапочная поверхность масляного поддона должна быть сверху.
Очистите крышки коренных подшипников и болты крепления крышек, при этом проверьте состояние резьбы на болтах.
Очистите задние поверхности вкладышей коренных подшипников и установите их на блок цилиндров. Убедитесь, что выступы на вкладышах совместились с выемками и смазочные отверстия вкладышей совместились с каналами подачи смазки (рис. 6.89).
Рис. 6.89. Расположение выступа и смазочного отверстия на вкладыше, установленном в блок цилиндров
На двигателях 1,2 л расположите корпус подшипника с выступами восприятия осевого давления в положение центрального коренного подшипника.
На двигателях 1,6 л вкладыш центрального коренного подшипника не имеет смазочной канавки (рис. 6.90).
Рис. 6.90. Установка вкладыша центрального коренного подшипника без смазочной канавки на двигателе 1,6 л
На всех двигателях, кроме двигателей 1,2 л, установите упорные полукольца и закрепите их небольшим количеством консистентной смазки. На двигателях 1,6 л упорные полукольца устанавливаются на коренной подшипник №5, а на двигателях 1,4 и 1,8 л упорные полукольца устанавливаются на центральный коренной подшипник (рис. 6.91).
Рис. 6.91. Установка упорных полуколец на коренной подшипник №5 двигателя 1,6 л
Очистите рабочую поверхность каждого вкладыша. Запрещается прикасаться к рабочей поверхности вкладышей пальцами.
Установите коленчатый вал в блок цилиндров, при этом не сместите вкладыши коренных подшипников.
Проверка рабочего зазора коренного подшипника
Метод проверки рабочего зазора коренного подшипника состоит в том, чтобы использовать изделие, известное как Plastigauge. Это круглый пластмассовый стержень, который сжимается между вкладышем и шейкой коленчатого вала. После снятия крышки коренного подшипника деформированный пластиковый стержень измеряется специальным шаблоном, который имеется в комплекте Plastigauge. Процедура для использования Plastigauge следующая.
Отрежьте несколько кусочков пластикового стержня Plastigauge (они должны быть слегка короче, чем ширина коренных подшипников) и установите их на каждую шейку коленчатого вала (рис. 6.92).
Рис. 6.92. Стержень Piastigauge для измерения зазора в подшипниках расположенный на шейке коленчатого вала
Установите крышки подшипников с нижними вкладышами.
На всех двигателях, кроме двигателей 1,2 л, установите упорные полукольца.
Затяните болты крепления крышек подшипников требуемым моментом. В процессе измерения зазора методом Plastigauge не вращайте коленчатый вал.
Выверните болты и снимите крышки подшипников с нижними вкладышами и к деформированному пластиковому стержню приложите масштабную линейку, напечатанную на упаковке (рис. 6.93). Сравнивая ширину деформированного пластикового стержня Plastigauge с контрольной шириной на масштабной линейке, определите величину зазора.
Рис. 6.93. Измерение ширины деформированного стержня Plastigauge с использованием масштабной линейки
Если зазор отличается от рекомендуемого, то причиной может быть неправильный подбор вкладышей. Перед тем, как прийти к выводу о необходимости замены вкладышей убедитесь в том, что между крышками или блоком цилиндров и вкладышем при измерении отсутствовали грязь или масло. Если ширина деформированного стержня Plastigauge с одного края больше, то это указывает на конусность шейки.
В завершение ногтем или пластмассовым скребком тщательно очистите остатки материала Plastigauge с вкладышей и коленчатого вала.
Окончательная установка коленчатого вала
Осторожно извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.
Используя моторное масло, установите верхние упорные полукольца с каждой стороны коренного подшипника, причем смазочные канавки должны быть направлены к коленчатому валу. На двигателях 1,6 л упорные полукольца устанавливаются на коренной подшипник №5, а на двигателях 1,4 и 1,8 л упорные полукольца устанавливаются на центральный коренной подшипник
Смажьте рабочую поверхность каждого вкладыша чистым моторным маслом (рис. 6.94).
Рис. 6.94. Смазка верхнего вкладыша коренного подшипника
Установите коленчатый вал в блок цилиндров (рис. 6.95).
Рис. 6.95. Установка коленчатого вала в блок цилиндров
Установите нижние вкладыши коренных подшипников в крышки подшипников и смажьте чистым моторным маслом (рис. 6.96). Для правильной установки нижнего вкладыша совместите выступ на вкладыше с пазом на крышке.
Рис. 6.96. Смазка нижнего вкладыша коренного подшипника
Установите крышки на прежние места, ориентируясь по нанесенным меткам. Вверните болты и затяните их от руки.
На всех двигателях, кроме двигателей 1,6 л, в два этапа затяните болты крепления крышек коренных подшипников.
Установите новый сальник в заднюю крышку блока цилиндров, при этом рабочие кромки сальника должны быть направлены к блоку цилиндров. Установите заднюю крышку на блок цилиндров и закрепите болтами, при этом нижняя кромка крышки должна быть на одном уровне с привалочной поверхностью блока цилиндров. На двигателях 1,6 л установите переднюю крышку блока цилиндров с новым сальником.
Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно. В противном случае, проверьте рабочие зазоры подшипников коленчатого вала.
Проверьте осевой люфт коленчатого вала.
Установите поршни и шатуны.
Установите маховик/приводной диск.