Примечание. В пункты ремонта изготовителем в запчасти поставляются новые и восстановленные головки цилиндров. Из-за того, что для процедур разборки и проверки потребуется специализированный инструмент, а запасные части найти иногда нелегко, более целесообразным представляется приобретение новой головки блока, чем разборка, проверка и ремонт головки, бывшей в эксплуатации.
Разборка
На двигателях 1,4 и 1,8 л снимите шкив распределительного вала.
Снимите головку цилиндров.
Снимите впускной и выпускной коллекторы.
Выверните болты и снимите катушки зажигания.
На двигателях 1,2 л выверните из кожуха термостата датчик температуры охлаждающей жидкости. Выверните болт и снимите кожух термостата и прокладку.
Двигатели 1,4 и 1,8 л
Выверните болты и снимите с правой стороны головки цилиндров водяной насос и прокладку.
При отсутствии промаркируйте крышки подшипников распределительного вала, начиная отсчет со стороны зубатого ремня (рис. 6.34).
Рис. 6.34. Расположение маркировки крышек подшипников распределительного вала двигателя 1,4 л
На двигателях 1,4 л выверните болты и снимите трубку подачи смазки, отверткой как рычагом снимите заглушку с канала подачи смазки, а также достаньте уплотнительные кольца, установленные в головке цилиндров (рис. 6.35-6.37).
Рис. 6.35. Отворачивание болта крепления трубки подачи смазки | Рис. 6.36. Расположение заглушки канала подачи смазки |
Рис. 6.37. Снятие уплотнительного кольца трубки подачи смазки
Постепенно ослабьте и выверните болты и снимите крышки подшипников распределительного вала (рис. 6.38).
Рис. 6.38. Снятие крышки подшипника распределительного вала
Снимите распределительный вал с головки цилиндров, при этом убедитесь, что гидравлические толкатели не извлечены за счет «приклеивания» моторным маслом (рис. 6.39). На двигателях 1,4 л для воздействия на два впускных клапана каждого цилиндра используются более широкие кулачки распределительного вала.
Рис. 6.39. Снятие распределительного вала двигателя 1,4 л
Достаньте гидравлические толкатели и для исключения вытекания масла расположите их так, чтобы поверхность, контактирующая с клапаном, была внизу. Альтернативно, расположите гидравлические толкатели в контейнере с ячейками, заполненными маслом так, чтобы гидравлические толкатели полностью находились в масле.
Все двигатели
Приспособлением для сжатия клапанных пружин Fiat 1.860.887.000 и 1.860.644.000 сожмите первую клапанную пружину, снимите сухари и расположите их так, чтобы при сборке их можно было установить в исходные положения.
Плавно ослабьте приспособление для сжатия пружины и снимите его.
Снимите верхнюю тарелку пружины, пружину и нижнюю тарелку пружины. На двигателях 1,2 и 1,4 л установлены по одной пружине на клапан, а на остальных двигателях - по две пружины на клапан.
Аналогичным образом снимите пружины с остальных клапанов.
Извлеките клапаны из головки цилиндров и пассатижами Fiat 1.860.835.000 снимите маслоотражательные колпачки.
Клапан следует хранить вместе с сухарями, пружиной и тарелками пружины. Клапаны также следует пометить, чтобы установить на прежнее место, за исключением тех, у которых обнаруживается сильный износ, из-за которого требуется замена клапана. Если клапаны будут устанавливаться снова, то поместите их в отдельный полиэтиленовый пакетик, снабженный соответствующим номером (рис. 6.40).
- a) Клапан №1 расположен со стороны зубчатого ремня.
- b) На двигателях 1,4 л в каждом цилиндре установлены по два впускных клапана, диаметр которых меньше диаметра выпускного клапана. Пронумеруйте впускные клапаны цифрами от 1 до 8, а выпускные клапаны цифрами от 1 до 4.
- c) На двигателях 1,2 и 1,8 л выпускные клапаны расположены с передней стороны двигателя, а впускные - с задней. Пронумеруйте впускные и выпускные клапаны цифрами от 1 до 8.
- d) На двигателях 1,6 л впускные клапаны расположены с передней стороны двигателя, а выпускные - с задней. Пронумеруйте впускные и выпускные клапаны цифрами от 1 до 8.
Рис. 6.40. Размещение каждого клапана в отдельном полиэтиленовом пакете, снабженном соответствующим номером
Очистка
Тщательная очистка головки цилиндров и деталей клапанного механизма с последующей проверкой позволит оценить объем работ по ремонту клапанов и механизма привода клапанов при капитальном ремонте двигателя. Если двигатель часто перегревался, то вероятнее всего головка цилиндров могла покоробиться, при этом тщательно проверьте наличие признаков деформации головки.
Удалите все остатки материала прокладок с привалочных поверхностей головки цилиндров с блоком цилиндров, впускным и выпускным коллекторами.
Таким же образом снимите нагар с камер сгорания, очистите от нагара все отверстия и каналы, затем промойте головку цилиндров керосином или растворителем.
Удалите массивные отложения нагара со всех участков клапанов, затем металлической щеткой с электроприводом удалите нагар с тарелок и стержней клапанов.
Проверка
Головка цилиндров
Внимательно осмотрите головку цилиндров на наличие трещин, следов проникновения охлаждающей жидкости и других повреждений (рис. 6.41). При обнаружении трещин замените головку цилиндров.
Рис. 6.41. Наличие на головке цилиндров следов проникновения охлаждающей жидкости
С помощью щупа и калибровочного бруска проверьте отклонение привалоч-ной поверхности головки цилиндров от плоскости (рис. 6.42). Если отклонение от плоскостности превышает допустимое значение, головку необходимо прошлифовать. Если деформация привалочной плоскости такова, что высота головки после шлифовки станет меньше допустимой, замените головку.
Рис. 6.42. Проверка плоскостности привалочной поверхности головки цилиндров
Проверьте состояние седел клапанов в каждой камере сгорания. При наличии выгорания, трещин, следов прогара потребуется ремонт головки в мастерской. Незначительные дефекты можно удалить притиркой клапана к седлу с использованием мелкодисперсной пасты.
Проверьте направляющие втулки клапана на износ, вставляя в них стержень клапана и перемещая его в стороны (рис. 6.43). Перемещение должно быть незначительным. Если перемещение чрезмерно, извлеките клапан и измерьте диаметр стержня клапана и, при необходимости, замените клапан (рис. 6.44). Если стержень клапана не изношен, значит, изношена направляющая втулка, которую необходимо заменить. Замену направляющих втулок клапанов следует производить на станции Fiat.
Рис. 6.43. Использование индикатора для измерения перемещения клапана в направляющей втулке | Рис. 6.44. Использование микрометра для измерения диаметра стержня клапана |
Если направляющие втулки будут меняться, после запрессовки новых втулок седла клапанов следует перешлифовать.
Распределительный вал(ы) и толкатели двигателей 1,4 и 1,8 л
Проверьте распределительный вал на наличие износа и выработки контура кулачков.
Проверьте крышки подшипников и поверхности шеек подшипников на наличие износа (рис. 6.45).
Рис. 6.45. Проверка крышек подшипников и поверхностей шеек подшипников на наличие износа
Проверьте поверхности гидравлических толкателей, контактирующих с кулачками распределительного вала, на наличие износа и задиров и, при необходимости, замените их. Если рабочая поверхность гидравлического толкателя сильно изношена, проверьте состояние соответствующего кулачка распределительного вала на наличие износа, так как, вероятно, они оба будут изношены.
Проверьте осевой люфт распределительного вала, для чего закрепите на корпусе индикатор стрелочного типа, а измерительный наконечник индикатора установите на торец распределительного вала (рис. 6.46). Переместите распределительный вал до упора в одну сторону и установите стрелку индикатора на ноль, затем переместите распределительный вал до упора в другую сторону и на индикаторе прочтите величину люфта.
Рис. 6.46. Измерение осевого люфта распределительного вала
Если распределительный вал и подшипники чрезмерно изношены, замените головку цилиндров вместе с распределительными валами и толкателями.
На двигателях 1,4 л очистите трубку подачи смазки.
Клапаны и детали клапанного механизма
Внимательно осмотрите тарелку каждого клапана, проверьте наличие трещин, степени износа и следов прогорания. Проверьте наличие на стержнях клапанов задиров и буртика, образовавшегося вследствие износа. Поворотом клапана проверьте его изгиб. Проверьте выработку на торцах стержней клапанов. При обнаружении любых признаков износа и повреждений замените клапан.
Если в результате этой проверки выяснится, что состояние клапана удовлетворительное, в нескольких местах измерьте диаметр стержня клапана. Заметное различие диаметров указывает на износ стержня клапана. При обнаружении заметного различия диаметров хотя бы в двух местах замените клапан или клапаны.
Если состояние клапанов удовлетворительное, их следует притереть к седлам, чтобы обеспечить герметичный контакт, исключающий прорыв газов. Если на седлах имеются лишь незначительные повреждения или седло подвергалось перешлифовке, притирку можно выполнить с использованием мелкодисперсной абразивной пасты. Крупнодисперсную притирочную пасту следует применять только в случае обнаружения следов глубокой выработки или сильного прогорания седел. В этом случае головку цилиндров и клапаны следует сдать на проверку опытному специалисту, чтобы определить, следует ли обрабатывать седла или заменить их.
Притирка клапанов выполняется следующим образом. Головку цилиндров положите на ровную поверхность, чтобы камеры сгорания были направлены вверх.
Смажьте пастой для притирки места на тарелке клапана и седле клапана, установите клапан на место и на тарелку клапана установите присоску с ручкой (рис. 6.47). Вращая клапан присоской в разные стороны, притрите клапан, причем периодически необходимо приподнимать клапан для перераспределения притирочной пасты. Притирка существенно облегчается, если под головку клапана подложить не очень жесткую пружину.
Рис. 6.47. Притирка клапана
Если используется грубая притирочная паста, притирку необходимо проводить до появления равномерной матовой поверхности на седле клапана и клапане. Затем сотрите используемый состав пасты и повторите процесс притирки с мелкодисперсной пастой. Притирку проводите до появления легкого серо-матового цвета. Дальнейшая притирка не допускается, так как из-за излишней выработки седла последующий его ремонт может стать невозможным.
После окончания притирки всех клапанов удалите остатки абразивного материала, тщательно промыв все детали керосином или растворителем.
Проверьте наличие на пружинах следов выкрашивания и повреждений. Минимальная свободная длина не определена Fiat, так что единственный путь проверки пружины - это сравнение с новой пружиной.
Установите пружины одним из торцов на станине, проверьте отклонение оси пружины от вертикальной плоскости и длину пружин (рис. 6.48). В случае повреждения одной из пружин необходимо заменить все пружины в комплекте.
Рис. 6.48. Проверка отклонения оси пружины от вертикальной плоскости
Замените маслоотражательные колпачки независимо от их состояния.
Сборка
Установите гнездо пружины (рис. 6.49). Опустите маслоотражательный колпачок в свежее моторное масло и установите его на место, соблюдая осторожность, чтобы не повредить его рабочие кромки. Для установки маслоотражательных колпачков используйте специальную металлическую оправку (рис. 6.50, 6.51).
Рис. 6.49. Установка нижнего гнезда пружины | Рис. 6.50. Установка маслоотражательного колпачка |
Рис. 6.51. Запрессовка маслоотражательного колпачка с использованием специального приспособления
Смажьте стержни клапанов моторным маслом и вставьте их на свои места. Клапаны установите на те места, где они были притерты (рис. 6.52).
Рис. 6.52. Смазывание стержня клапана перед установкой на место
Установите клапанную пружину или две пружины и тарелку пружины (рис. 6.53-6.55).
Рис. 6.53. Установка клапанной пружины | Рис. 6.54. Установка второй клапанной пружины (двигатель 1,6 л) |
Рис. 6.55. Установка тарелки пружины
Специальным приспособлением сожмите клапанную пружину и установите сухари в выемке стержня клапана (рис. 6.56, 6.57). Чтобы удержать сухари в канавках клапана во время снятия приспособления, закрепите сухари, нанеся на них консистентную смазку. Снимите приспособление для сжатия пружины. Повторите эту операцию на остальных клапанах.
Рис. 6.56. Установка специального приспособления для сжатия клапанной пружины | Рис. 6.57. Использование отвертки для установки сухарей |
Молотком через деревянный брусок постучите по торцу стержня клапана для того, чтобы все элементы клапана четко установились на свои места (рис. 6.58).
Рис. 6.58. Использование молотка и деревянного бруска для установки всех элементов клапана на свои места
Двигатели 1,4 и 1,8 л
Установите гидравлические толкатели на свои первоначальные места (рис. 6.59). На двигателях 1,4 л установите рычаги привода клапанов (рис. 6.60). После установки смажьте все элементы чистым моторным маслом.
Рис. 6.59. Установка гидравлического толкателя | Рис. 6.60. Установка рычага привода клапанов |
Смажьте шейки и кулачки распределительного вала и установите его в головку цилиндров, при этом кулачки распределительного вала первого цилиндра должны быть направлены вверх.
Установите крышки подшипников на свои первоначальные места вместе с новыми сальниками распределительных валов. На двигателях 1,4 л перед вворачиванием болтов установите трубку подачи смазки, новые уплотнительные кольца и заглушку масляного канала. По диагонали затяните требуемым моментом болты крепления крышек подшипников распределительных валов, постепенно поворачивая каждый болт на 1/4 оборота за один проход.
На двигателе 1,4 л Fiat рекомендует провернуть распределительный вал так, чтобы каждый гидравлический толкатель был сжат в течение 15 минут, что приведет к удалению из них воздуха и правильному функционированию при пуске двигателя.
Установите водяной насос с новой прокладкой.
Все двигатели
Дальнейшая сборка проводится в последовательности, обратной разборке.