Снятие
Снимите масляный поддон и датчик масляного насоса. На двигателях 1,6 л снимите масляный насос полностью.
Вкладыши шатунных подшипников можно заменить без снятия головки цилиндров, для чего необходимо вывернуть болты, снять крышки шатунов и деревянным брусков вдавить поршень с шатуном на 25 мм в цилиндр, при этом шатунная шейка коленчатого вала этого цилиндра должна находиться в НМТ. Если изношены вкладыши шатунных подшипников, значит, наверняка также изношены и вкладыши коренных подшипников. В этом случае необходимо снять и проверить состояние коленчатого вала.
Для снятия поршней и шатунов предварительно снимите головку цилиндров.
На двигателях 1,2 л для улучшения доступа выверните десять болтов крепления демпфирующей пластины к крышкам коренных подшипников и снимите пластину, при этом отметьте ее установочное положение.
Проверьте наличие маркировки на нижних головках и крышках шатунов и при ее отсутствии краской или керном отметьте положение шатуна и крышки шатуна, и номер цилиндра (рис. 6.61).
Рис. 6.61. Расположение маркировки на нижней головке и крышке шатуна З-о цилиндра
Проверните коленчатый вал и установите поршни 1-о и 4-о цилиндров в положение НМТ (нижней мертвой точки). Выверните болты (на двигателе 1,6 л гайки) и снимите крышку шатуна и нижний вкладыш шатунного подшипника.
На двигателях 1,6 л для предотвращения повреждения шеек коленчатого вала шпильками шатуна обмотайте шпильки липкой лентой или оденьте на них трубки из мягкого материала.
Если имеется нагар в верхней части цилиндра, удалите его скребком из мягкого материала. Наличие ступеньки в верхней части цилиндра свидетельствует о чрезмерном износе цилиндра и необходимости расточки цилиндров двигателя. Рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр и достаньте поршень через верхнюю часть блока цилиндров. Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника и приклейте его липкой лентой к снятому шатуну.
Аналогичным образом снимите поршень 4-о цилиндра.
Проверните коленчатый вал на 180°и установите в НМТ поршни 2-о и З-о цилиндров. Достаньте из этих цилиндров шатуны с поршнями.
Проверка
Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и тщательно очистите поршни.
Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо и вставьте под кольцо, равномерно по окружности два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня (рис. 6.62, 6.63). Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут треснуть, если их разжать очень сильно. Рабочие кромки колец очень острые, поэтому обращайтесь с ними осторожно, чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнем для повторной установки их на свои места.
Рис. 6.62. Снятие поршневого кольца при помощи лезвия щупа | Рис. 6.63. Снятие расширителя маслосъемного поршневого кольца |
Очистите все следы нагара с верхней части поршня.
Используя старое поршневое кольцо, удалите нагар из канавок под поршневые кольца в поршне. Снимайте только нагар, удалять металл нельзя. При очистке не поцарапайте стенки канавок.
После удаления налета очистите поршень с шатуном растворителем и вытрите их насухо. Убедитесь в чистоте отверстий для стока масла в канавках под поршневые кольца.
Если поршни и цилиндры не повреждены или не изношены чрезмерно и если блок цилиндров не должен растачиваться, поршни можно использовать повторно. При сборке двигателя желательно использовать новые поршневые кольца.
Тщательно осмотрите каждый поршень на наличие трещин вокруг юбки и отверстий под поршневой палец.
Проверьте износ на юбке поршня, в отверстии в головке поршня, а также отсутствие прожога в верхней части поршня. Если юбка выработана или истерлась, возможно, двигатель перегревался и/или имело место аномальное сгорание, которое приводило к возникновению чрезмерно высоких рабочих температур. В этом случае полностью проверьте системы охлаждения и смазки двигателя.
Следы оплавления на боковой поверхности поршня свидетельствуют о прорыве газов из камеры сгорания. Прогорание днища поршня или обгоревшие участки по краям днища указывают на ненормальную работу двигателя из-за неправильной установки момента зажигания (слишком раннее зажигание) или вследствие детонации. При наличии любых вышеперечисленных проблем необходимо выявить и устранить причину их появления, так как, в противном случае, возможно повторное возникновение повреждений.
Точечная коррозия поршня показывает, что охлаждающая жидкость попадала в камеру сгорания или картер двигателя. В этом случае также необходимо выявить и устранить причину ее появления, так как, в противном случае, возможно повторное возникновение повреждений в восстановленном двигателе.
Тщательно проверьте наличие таких повреждений на шатунах, как трещины на головках около поршневых пальцев и в местах установки вкладышей шатунных подшипников.
Рекомендуется при каждой разборке проводить замену шпилек и гаек крепления крышки шатуна. Это необходимо сделать после проверки рабочего зазора шатунного подшипника.
На двигателях 1,2 л разборку и сборку поршней и шатунов необходимо предоставить специалисту, у которого имеется соответствующее оборудование. Поршневые пальцы могут удалены или установлены только после нагревания поршней и шатунов до температуры 240°С.
На двигателях 1,2 л установлены поршневые пальцы плавающего типа, закрепленные двумя стопорными кольцами. На этих двигателях поршни и шатуны могут быть разделены следующим образом.
Маленькой отверткой как рычагом снимите с поршня стопорные кольца, затем молотком и выколоткой выбейте поршневой палец (рис. 6.64-6.67). Выбросьте снятые стопорные кольца, так как при установке необходимо использовать новые.
Рис. 6.64. Использование маленькой отвертки для снятия стопорного кольца поршневого пальца | Рис. 6.65. Снятие стопорного кольца поршневого пальца |
Рис. 6.66. Использование молотка и выколотки для выбивания поршневого пальца | Рис. 6.67. Извлечение поршневого пальца из поршня |
Проверьте состояние поршневого пальца и подшипника верхней головки шатуна на наличие износа или повреждений. Замена втулки в верхней головке шатуна должна быть поручена дилеру Fiat.
Проверьте, имеется ли деформация шатуна (перекручивание или изгиб). Повреждение шатунов маловероятно и проявляется только в случаях заклинивания двигателя или сильного перегрева. Тщательную проверку шатунов можно выполнить только у дилера Fiat, где имеется необходимое оборудование.
Установите шатун в поршень. Смажьте поршневой палец и вставьте его в отверстия поршня и шатуна. Проверьте, что поршень плавно и легко поворачивается относительно шатуна, затем закрепите поршневой палец двумя стопорными кольцами.
Установка поршней и шатунов
Перед установкой поршней и шатунов проверьте рабочий зазор шатунных подшипников следующим образом.
Проверка рабочего зазора шатунного подшипника
Очистите вкладыши шатунных подшипников- и их гнезда в шатуне и на крышке шатуна.
Установите вкладыши подшипников на свои места. Для правильной установки нижнего вкладыша совместите выступ на вкладыше с пазом на крышке и шатуне (рис. 6.68, 6.69). Запрещается прикасаться к рабочей поверхности вкладышей пальцами. Смажьте рабочую поверхность каждого вкладыша чистым моторным маслом. Если устанавливаются первоначальные вкладыши, убедитесь, что они установлены на свои места. Зазор может быть проверен любым из двух способов.
Рис. 6.68. Установка шатунного вкладыша в шатун, при этом необходимо совместить выступ на вкладыше с пазом на шатуне | Рис. 6.69. Установка шатунного вкладыша в крышку шатуна, при этом необходимо совместить выступ на вкладыше с пазом на крышке шатуна |
Один из методов состоит в том, чтобы установить крышку шатуна вместе с вкладышами на шатун и привинтить ее требуемым моментом. Измерьте внутренний диаметр каждой собранной пары вкладышей шатунных подшипников. Измерьте диаметр каждой шатунной шейки коленчатого вала. Зазор в шатунных подшипниках определяется как разность внутреннего диаметра собранных шатунных подшипников и измеренного диаметра шатунных шеек коленчатого вала.
Второй (и более точный метод) состоит в том, чтобы использовать изделие, известное как Plastigauge. Установите шатун с вкладышем на соответствующую шейку коленчатого вала. Шейки коленчатого вала и вкладыши должны быть совершенно чистыми и сухими. Отрежьте кусочек пластикового стержня Plastigauge (он должен быть слегка короче, чем ширина шатунных подшипников) и установите его на измеряемую шейку коленчатого вала.
Установите шатунные крышки с нижними вкладышами, при этом метки на шатуне и крышке шатуна должны находиться с одной стороны.
Затяните гайки/болты крепления крышек шатунов требуемым моментом. В процессе измерения зазора методом Plastigauge не вращайте коленчатый вал.
Отвинтите крышку шатуна, снимите ее и к деформированному пластиковому стержню Plastigauge приложите масштабную линейку, напечатанную на упаковке. Сравнивая ширину деформированного пластикового стержня с контрольной шириной на масштабной линейке, определите величину зазора.
Если зазор значительно отличается от требуемого, возможно, установлены вкладыши несоответствующего размера. Перед тем, как прийти к выводу о необходимости замены вкладышей убедитесь в том, что между крышкой или шатуном и вкладышем при измерении отсутствовали грязь или масло. Если ширина деформированного стержня Plastigauge с одного края больше, то это указывает на конусность шейки коленчатого вала.
В завершение ногтем или пластмассовым скребком тщательно очистите остатки материала Plastigauge с вкладышей и коленчатого вала.
Окончательная установка поршней и шатунов
Дальнейшее описание предполагает, что сборка будет выполняться после того, как установлен коленчатый вал в сборе со всеми коренными подшипниками и крышками.
Проверьте, что шатунные вкладыши правильно установлены. Если устанавливаются новые вкладыши, проверьте, что все следы защитной смазки удалены растворителем. Вытрите вкладыши и шатуны чистой безворсовой тканью.
Смажьте цилиндры, поршни и кольца, затем выложите поршни в сборе с шатунами в той последовательности, в которой эти детали будут устанавливаться на двигатель (рис. 6.70).
Рис. 6.70. Смазки цилиндра перед установкой поршня | Рис. 6.71. Смазки поршня перед его установкой в цилиндр |
Установку поршней необходимо начинать с первого цилиндра. Проверьте правильность расположения поршневых колец на поршне, затем сожмите их специальной оправкой (рис. 6.72).
Рис. 6.72. Использование специальной оправки для сжатия поршневых колец на поршне
Вставьте поршень с оправкой, сжимающей кольца, в верхнюю часть первого цилиндра, при этом убедитесь в правильности установки следующим образом:
- на двигателях 1,2 л стрелка на днище поршня должна быть направлена к зубчатому ремню;
- на двигателях 1,4 и 1,6 л стрелки на поршнях показывают направление вращения коленчатого вала двигателя и должны быть направлены к передней части двигателя. На некоторых моделях имеется знак, выбитый на днище и смещенный с оси поршня, который должен располагаться со стороны зубчатого ремня (рис. 6.73, 6.74);
- на двигателях 1,8 л большие выемки в днищах поршней для впускных клапанов должны располагаться со стороны впускного коллектора, т.е. задней части двигателя.
Рис. 6.73. Стрелка на поршне, показывающая направление вращения коленчатого вала двигателя | Рис. 6.74. Знак на днище поршня, который должен располагаться со стороны зубчатого ремня |
Слегка постучите по поршню рукояткой молотка, чтобы поршень вошел в цилиндр и днище поршня сравнялось с привалочной плоскостью блока цилиндров (рис. 6.76).
Рис. 6.75. Установка поршня с шатуном в цилиндр двигателя | Рис. 6.76. Установка поршня в сборе с шатуном в цилиндр |
Убедитесь в том, что шатунные вкладыши установлены правильно и обильно смажьте вкладыши и шатунную шейку коленчатого вала (рис. 6.77). Осторожно, чтобы не повредить поверхность цилиндра, притяните шатун к шейке коленчатого вала.
Рис. 6.77. Смазывание вкладыша шатунного подшипника
На двигателях 1,6 л снимите липкую ленту или трубки из мягкого материала.
Оденьте крышку шатуна с вкладышем и затяните болты/гайки от руки. Имейте в виду, что плоскости на шатуне и на крышке шатуна, на которых нанесены метки, должны совместиться (это означает, что установочные выступы шатунных подшипников расположены напротив друг друга).
Рис. 6.78. Установка крышки шатуна с вкладышем шатунного подшипника
Постепенно и последовательно затяните болты/гайки крепления крышек шатунов требуемыми моментами.
Рис. 6.79. Наворачивание гайки крепления крышки шатуна
На двигателях 1,4 и 1,8 постепенно и последовательно затяните гайки крепления крышек шатунов требуемыми моментами, соответствующими стадии 1, затем доверните их на требуемый угол, соответствующий стадии 2.
После затягивания гаек крышек подшипников проверните коленчатый вал. Коленчатый вал должен вращаться свободно. Некоторое усилие потребуется при установке новых вкладышей, но в то же время не должно быть заеданий или проворачивания вала с приложением больших усилий.
Аналогичным образом установите три оставшихся поршня.
На двигателях 1,2 л установите демпфирующую пластину и закрепите ее болтами.
Установите головку блока цилиндров, масляный насос и масляный поддон.