Примечания:
- Двигатель может быть снят с автомобиля только в сборе с трансмиссией, затем отделен от нее.
- На моделях с двигателями 1,2 и 1,8 л с системой кондиционирования воздуха перед снятием двигателя система кондиционирования воздуха должна быть разряжена. Эта работа должна быть выполнена дилером Fiat.
Снятие
Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке, причем вокруг автомобиля должно быть достаточно места для свободного перемещения вокруг него. Затяните стояночный тормоз и упорами надежно заблокируйте задние колеса. Это необходимо для того, чтобы автомобиль не сместился после поднятия его передней части при извлечения двигателя, в то время, когда автомобиле будет располагаться под углом.
На автомобилях, не оборудованных дисками из легкого сплава, снимите декоративные колпаки и ослабьте гайки крепления приводных валов к ступицам передних колес.
Уменьшите давление в топливной системе.
Отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи и снимите батарею.
При наличии отверните гайки, отметьте расположение и отсоедините дополнительную электропроводку, подсоединенную к положительной клемме аккумуляторной батареи.
На моделях с двигателями 1,6 л снимите блок управления двигателем.
Снимите с главного поддона батареи пластмассовый поддон и отсоедините от него дренажную трубку. Снимите с поддона батареи кронштейн предохранителей/реле и по мере необходимости отсоедините электрические разъемы (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Снятие пластмассового поддона батареи | Рис. 6.2. Снятие крышки с блока пре дохранителей/реле |
Рис. 6.3. Расположение гаек крепления поддона батареи
Выверните болты крепления поддона к кузову и достаньте поддон из моторного отсека (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Снятие поддона аккумуляторной батареи
Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
Отсоедините шланги от радиатора, расширительного бачка и кожуха термостата. В задней части моторного отсека отсоедините шланги, идущие через перегородку моторного отсека к радиатору отопителя. Промаркируйте любые шланги, место установки которых неочевидно.
Для увеличения рабочего пространства выверните два болта, крепящие воздухозаборник к передней части моторного отсека, и снимите его, отделяя от воздушного канала.
Для исключения повреждения радиатора снимите его с автомобиля.
Ослабьте хомуты и отсоедините воздуховод от воздушного фильтра и впускного коллектора, при этом также отсоедините все вентиляционные трубки.
Соблюдая меры предосторожности отсоедините от двигателя шланги подачи и возврата топлива.
Отсоедините электропроводку топливной системы от дроссельного узла или топливной распределительной магистрали.
Отсоедините разъемы LT от катушек зажигания (рис. 6.5). На моделях с двигателями 1,8 л выверните болт крепления жгута проводов катушек зажигания к головке цилиндров, затем отсоедините жгут проводов из большого соединителя, расположенного в левом торце головки цилиндров.
Рис. 6.5. Отсоединение разъема LT от катушки зажигания
Отсоедините от двигателя трос акселератора.
Проследите трубки (синего цвета), идущие от канистры с древесным углем, установленной в правом заднем углу моторного отсека или под правым крылом, и отсоедините трубки на соединениях, расположенных на внутренней стороне крыла (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Отсоединение трубки системы улавливания паров топлива
Отсоедините вакуумную трубку от вакуумного усилителя тормозов.
На перегородке моторного отсека ослабьте винт и снимите пластмассовую крышку с кронштейна блока реле. Промаркируйте провода и, при необходимости, отсоедините разъемы от реле и других элементов (рис. 6.7). На моделях с двигателями 1,4 л также отсоедините многоконтактный разъем от блока управления двигателем (рис. 6.8).
Рис. 6.7. Снятие пластмассовой крышки с кронштейна блока реле | Рис. 6.8. Расположение разъема блока управления двигателем на моделях с двигателями 1,4 л |
На моделях с двигателями 1,4 л отсоедините воздуховод подачи горячего воздуха от кожуха выпускного коллектора. Для увеличения рабочего пространства выверните болт крепления коленчатого патрубка к правому внутреннему крылу и снимите патрубок с автомобиля (рис. 6.9, 6.10).
Рис. 6.9. Отсоединение воздуховода подачи горячего воздуха от кожуха выпускного коллектора на моделях с двигателями 1,4 л | Рис. 6.10. Расположение болтов крепления коленчатого патрубка к правому внутреннему крылу |
На моделях с механическими коробками передач выполните следующие действия:
- отсоедините разъем от переключателя света заднего хода, расположенного на картере коробки передач, и провод соединения с «массой» (рис. 6.11, 6.12);
- отсоедините разъем от датчика спидометра, расположенного в задней части картера коробки передач (рис. 6.13);
- на моделях с тросовым приводом сцепления отсоедините трос от коробки передач;
- на моделях с гидравлическим приводом сцепления выверните болт крепления рабочего цилиндра сцепления, затем для исключения выхода поршня обмотайте цилиндр широкой лентой и переместите его в сторону (рис. 6.14);
- отсоедините от коробки передач тросы и тяги переключения и выбора передач, для чего в зависимости от модели отсоедините наконечники тросов или с помощью рычага отсоедините шаровые шарниры или выверните стяжной болт и гайку (рис. 6.15-6.17);
- слейте трансмиссионное масло из коробки передач (рис. 6.18).
Рис. 6.11. Отсоединение разъема от переключателя света заднего хода | Рис. 6.12. Отсоединение от коробки передач провода соединения с «массой» |
Рис. 6.13. Отсоединение разъема от датчика спидометра | Рис. 6.14. Выворачивание болта крепления рабочего цилиндра сцепления |
Рис. 6.15. Использование отвертки для снятия шарового шарнира тяги переключения передач | Рис. 6.16. Отворачивание болта и гайки крепления тяги переключения передач |
Рис. 6.17. Снятие с пальца тяги переключения передач | Рис. 6.18. Слив трансмиссионного масла из коробки передач |
На моделях с автоматической коробками передач выполните следующие действия:
- выверните три болта, крепящие кронштейн троса селектора к верхней части картера коробки передач, рычагом снимите наконечник троса и переместите кронштейн в сторону (рис. 6.19);
- отсоедините провод соединения с «массой», расположенного под рычагом выбора передач (рис. 6.20);
- отсоедините три разъема от коробки передач;
- отсоедините разъем от датчика спидометра, расположенный в задней части картера коробки передач;
- выверните болт крепления трубы и кронштейна жгута проводов, расположенного за рычагом выбора передач;
- слейте трансмиссионную жидкость из коробки передач.
Рис. 6.19. Расположение болтов крепления кронштейна троса селектора к верхней части картера коробки передач | Рис. 6.20. Расположение болта крепления провода соединения с «массой» |
Снимите с задней части стартера крышку, отметьте расположение и отсоедините провода от стартера, при этом отметьте последовательность расположения гаек и шайб (рис. 6.21).
Рис. 6.21. Отсоединение проводов от стартера
Слейте жидкость из гидравлического привода усилителя рулевого управления и отсоедините трубки от насоса. Для исключения попадания грязи подходящими пробками или полиэтиленовыми пакетами закройте отсоединенные трубки. На некоторых моделях (с двигателем 1,6 л) можно вывернуть болт крепления насоса усилителя рулевого управления к двигателю и оставить его в моторном отсеке.
На моделях с двигателями 1,8 л выполните следующие действия:
- выверните болт крепления бачка усилителя рулевого управления и привяжите бачок к двигателю;
- отсоедините разъем от датчика концентрации кислорода, расположенного впереди кожуха термостата;
- выверните болт крепления направляющей трубки для указателя уровня моторного масла к выпускному коллектору;
- при наличии разрядите систему кондиционирования воздуха у дилера Fiat;
- снимите уплотнение с перегородки моторного отсека со стороны пассажира и выверните четыре винта, крепящие секцию пластмассовой панели. Для снятия панели необходимо предварительно снять со стороны пассажира щетку стеклоочистителя;
- снимите вещевой ящик. Через отверстие для вещевого ящика отсоедините разъем от блока управления двигателем и различных реле. В зависимости от модели необходимо отсоединить до восьми разъемов. Через отверстие, открывшееся после снятия пластмассовой панели, вытяните жгут проводов в моторный отсек и привяжите его к двигателю.
Ослабьте болты крепления передних колес, поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. Снимите передние колеса. Имейте в виду, что передняя часть автомобиля должна быть поднята на высоту, достаточную для опускания двигателя и извлечения его из-под автомобиля.
Найдите расположение датчика концентрации кислорода в верхней части приемной выхлопной трубы под выпускным коллектором, затем, перемещаясь по проводу, найдите разъем датчика и отсоедините его.
Выверните болты крепления приемной выхлопной трубы к каталитическому нейтрализатору.
Выверните гайки крепления приемной выхлопной трубы к выпускному коллектору и отделите трубу от коллектора (рис. 6.22). В некоторых случаях шпильки крепления выпускного коллектора могут быть вывернуты из головки цилиндров, в этом случае, используя две гайки, навернутые на шпильку, вверните шпильки в головку цилиндров.
Рис. 6.22. Расположение гаек крепления приемной выхлопной трубы к выпускному коллектору
Достаньте болты крепления приемной выхлопной трубы к каталитическому нейтрализатору и снимите приемную выхлопную трубу. При снятии трубы соблюдайте осторожность, чтобы не повредить датчик концентрации кислорода, так как он очень хрупкий.
Для улучшения доступа к элементам передней подвески снимите подкрылки передних колес, которые крепятся винтами и фиксаторами. Для снятия панелей подкрылков, возможно, потребуется отсоединить разъемы датчиков износа тормозных колодок.
Отверните гайки и специальным инструментом Fiat 1.847.038.000 извлеките шаровые шарниры наконечников рулевых тяг из поворотных кулаков (рис. 6.23).
Рис. 6.23. Извлечение шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака
Отсоедините тормозные шланги и провод датчиков ABS/ износа тормозных колодок от стойки передней подвески (рис. 6.24).
Рис. 6.24. Отсоединение тормозных шлангов и проводов датчиков ABS/ износа тормозных колодок от стойки передней подвески
Отверните две гайки и достаньте два болта нижнего крепления передней стойки к поворотному кулаку, затем отклоните поворотный кулак от автомобиля, при этом не растягивайте тормозной шланг (рис. 6.25). Извлеките приводной вал из ступицы колеса.
Рис. 6.25. Расположение болтов и гаек нижнего крепления передней стойки к поворотному кулаку
Переместите приводной вал в сторону и временно закрепите поворотный кулак на передней стойке. Для исключения повреждения внутреннего шарнира равных угловых скоростей (ШРУСа) приводного вала мягкой проволокой закрепите его на передней стойке.
Аналогичным образом отсоедините от ступицы левый приводной вал.
На моделях с двигателями 1,6 л выверните три болта крепления внутреннего конца левого приводного вала (рис. 6.26). Внутренний конец правого приводного вала крепится к коробке передач посредством защитного чехла ШРУСа.
Рис. 6.26. Расположение болтов крепления внутреннего конца левого приводного вала на автомобилях с двигателями 1,6 л
На моделях с двигателями 1,8 л выверните болты крепления фланцев внутренних ШРУСов приводных валов (рис. 6.27).
Рис. 6.27. Расположение болтов крепления фланцев внутренних ШРУСов приводных валов на автомобилях с двигателями 1,8 л
Вставьте монтировку между внутренним ШРУСом приводного вала и картером коробки передач и резким ударом по монтировке выбейте приводной вал из коробки передач (рис. 6.28). Если с коробки передач не слито трансмиссионное масло, установите подходящий контейнер для сбора масла, вытекающего из коробки передач. Достаньте приводные валы из-под автомобиля.
Рис. 6.28. Использование монтировки для выбивания внутреннего ШРУСа приводного вала из картера коробки передач
На моделях с автоматической коробкой передач отверните соединительные гайки, отсоедините трубки от картера коробки передач и отведите их в сторону так, чтобы они не мешали снятию силового агрегата.
Поднимите переднюю часть автомобиля так, чтобы можно было опустить силовой агрегат и извлечь его из-под автомобиля.
Закрепите захваты грузоподъемного механизма за подъемные проушины двигателя и поднимите настолько, чтобы вес двигателя воспринимался грузоподъемным механизмом.
Отверните и снимите опоры силового агрегата.
Еще раз убедитесь, что все детали, провода и шланги, которые могут помешать снятию силового агрегата, отсоединены или сняты. Убедитесь также в том, что при снятии агрегата не будут деформированы или повреждены другие детали автомобиля (например, тяга или шток управления коробкой передач).
Для перемещения силового агрегата из-под автомобиля необходимо использовать колесную тележку. Имейте в виду, что, если двигатель опустить непосредственно на масляный поддон, он может быть поврежден, поэтому подложите под двигатель толстый лист пенопласта.
Опустите силовой агрегат из моторного отсека и извлеките его из-под автомобиля.
Отделение коробки передач от двигателя
Зафиксируйте снятый силовой агрегат деревянными брусками, поставив его на верстак или на чистую ровную площадку в мастерской.
Отметьте расположение электропроводки, соединяющей двигатель и коробку передач, и отсоедините ее.
Выверните болты и снимите стартер.
Выверните болты и снимите нижнюю пластину с картера коробки передач со стороны маховика.
Модели с механической коробкой передач
Убедитесь, что силовой агрегат надежно зафиксирован и выверните болты и гайки крепления картера коробки передач к двигателю. Отметьте расположение болтов (а на некоторых автомобилях и соответствующих кронштейнов), чтобы при сборке установить их на прежние места.
Осторожно отделите коробку передач от двигателя, следя за тем, чтобы вес коробки передач не воспринимался первичным валом во время выхода его из ведомого диска сцепления. Если направляющие штифты коробки передач свободно перемещаются, то достаньте их и храните так, чтобы впоследствии установить на прежнее место. Снимите переходную пластину.
Снимите кожух и ведомый диск сцепления.
Модели с автоматической коробкой передач
Маркером отметьте положение гидротрансформатора по отношению к приводному диску. Торцевым ключом выверните шесть болтов, которые крепят гидротрансформатор к приводному диску. Выверните первый доступный болт, затем, проворачивая коленчатый вал торцовым ключом за шкив, выворачивайте поочередно остальные болты крепления гидротрансформатора к приводному диску по мере доступа к этим болтам.
Убедитесь, что силовой агрегат надежно зафиксирован и выверните десять болтов крепления картера коробки передач к двигателю. Отметьте расположение болтов (а на некоторых автомобилях и соответствующих кронштейнов), чтобы установить при сборке на прежние места.
Отделите коробку передач от двигателя и снимите переходную пластину. Примите меры, исключающие падение гидротрансформатора, для чего приставьте к картеру коробки передач со стороны гидротрансформатора доску и проволокой привяжите ее к коробке передач.
Соединение коробки передач и двигателя
Модели с механической коробкой передач
На шлицы первичного вала коробки передач нанесите тонкий слой тугоплавкой смазки (рис. 6.29). Избыток смазки не допускается, в противном случае, возможно замасливание фрикционного диска.
Рис. 6.29. Нанесение смазки на шлицы первичного вала коробки передач
Установите переходную пластину и осторожно установите коробку передач на двигатель по предварительно смазанным направляющим штифтам (рис. 6.30-6.32).
Рис. 6.30. Установка на двигатель переходной пластины | Рис. 6.31. Смазывание направляющего штифта |
Рис. 6.32. Установка коробки передач на двигатель
Вверните болты крепления картера коробки передач, убедившись в правильности установки всех кронштейнов, затем равномерно затяните болты требуемым моментом.
Модели с автоматической коробкой передач
Снимите доску, поддерживающую гидротрансформатор. Убедитесь, что гидротрансформатор соединен с масляным насосом.
Установите переходную пластину и осторожно установите коробку передач на двигатель, при этом совместите ранее нанесенные метки, определяющие взаимное положение приводного диска и гидротрансформатора.
Вверните болты крепления картера коробки передач, убедившись в правильности установки всех кронштейнов, затем равномерно затяните болты требуемым моментом.
Все модели
Установите нижнюю пластину на картер коробки передач и закрепите ее болтами.
Установите стартер.
Подсоедините всю электропроводку, соединяющую двигатель и коробку передач.
Установка
Подкатите силовой агрегат под автомобиль.
Закрепите захваты грузоподъемного механизма за подъемные проушины двигателя.
Работая с помощником, установите силовой агрегат в моторный отсек, следя за тем, чтобы не задеть расположенные поблизости детали.
Установите опоры силового агрегата.
Отсоедините от двигателя захваты грузоподъемного механизма.
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
- убедитесь, что все жгуты проводов правильно проложены и закреплены зажимами, а все разъемы надежно подсоединены;
- на автомобилях с механической коробкой передач проверьте и, при необходимости, отрегулируйте тягу переключения передач;
- на автомобилях с автоматической коробкой передач проверьте и, при необходимости, отрегулируйте трос селектора;
- убедитесь, что все шланги для охлаждающей жидкости правильно подсоединены и надежно закреплены зажимами;
- залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
- залейте в двигатель и коробку передач требуемое количество рекомендованного масла;
- проверьте и, при необходимости, отрегулируйте натяжение ремня привода навесного оборудования;
- отрегулируйте трос акселератора;
- удалите воздух из гидравлического привода усилителя рулевого управления;
- после пуска двигателя проверьте герметичность топливной системы.