Проверка люфта
1. Люфт коленчатого вала следует проверять, пока коленчатый вал все еще установлен в блоке цилиндров/ картере и может свободно вращаться (см. подраздел 10).
2. Проверка люфта осуществляется с помощью индикатора часового типа, установленного к краю коленчатого вала. Выдвиньте коленчатый вал полностью в одну сторону, затем установите на нуль датчик индикатора. Выдвиньте коленчатый вал полностью в другую сторону и проверьте люфт. Сравните результат замера с установленным значением и примите решение относительно замены упорных колец (см. иллюстрацию).
13.2 Проверка люфта коленчатого вала осуществляется с помощью индикатора часового типа...
3. При отсутствии индикатора часового типа можно использовать измерительный щуп. Выдвиньте коленчатый вал полностью в сторону маховика двигателя, затем с помощью щупа измерьте зазор между кривошипом второго шатуна и упорным кольцом (см. иллюстрацию).
13.3 ...или измерительного щупа
Осмотр
4. Очистите коленчатый вал с помощью керосина или другого подходящего растворителя и просушите его, желательно сжатым воздухом, если возможно. Убедитесь, что смазочные отверстия коленчатого вала очищены с помощью приспособления для чистки расточных отверстий и не забиты грязью.
Предупреждение: Защитите глаза спецсредствами, работая со сжатым воздухом.
5. Проверьте цапфы коренных подшипников и цапфы подшипников нижних головок шатунов на предмет неравномерного износа, борозд, точечной коррозии и разрушения.
6. Износ подшипников нижней головки шатуна сопровождается металлическим лязгом при работе двигателя (особенно ощутимым на малых оборотах) и некоторым снижением давления масла.
7. Износ коренных подшипников сопровождается ощутимой вибрацией двигателя и скрежетом. Со временем наблюдается повышение частоты вращения коленчатого вала и так же снижение давления масла.
8. Проверьте цапфу подшипника на предмет заеданий, слегка вращая пальцем рабочую поверхность подшипника. Любое заедание (которое сопровождается очевидным износом подшипника) указывает, что коленчатый вал требует переточки (где это возможно) или замены.
9. Проверьте поверхности контакта сальников на каждой стороне коленчатого вала на предмет износа и повреждений. Если сальники оставили глубокие углубления в поверхности коленчатого вала, проконсультируйтесь со специалистом по ремонту о целесообразности восстановления или замены коленчатого вала.
10. Предоставьте коленчатый вал специалисту для оценки износа шеек. При наличии чрезмерного износа специалист должен посоветовать Вам относительно переточки коленчатого вала и замены вкладышей подшипников.
11. Если коленчатый вал был перешлифован, проверьте наличие задиров вокруг смазочных отверстий (отверстия обычно имеют фаски, таким образом, задиров не должно быть, если переточка выполнена качественно). Устраните задиры мелким напильником или скребком и полностью очистите смазочные отверстия, как описано выше.
12. Во время написания данного Руководства не было ясно, выпускают ли производители вкладыши подшипников ремонтного размера. На некоторых двигателях, если шейки коленчатого вала не были перешлифованы ранее, возможно восстановить коленчатый вал и установить вкладыши ремонтного размера. Если отсутствуют вкладыши ремонтного размера и коленчатый вал чрезмерно изношен, его следует заменить. Проконсультируйтесь с представителями производителя или со специалистом по ремонту относительно пригодности компонентов.