Очистка
1. Снимите все внешние компоненты и отключите разъемы от блока. Для полной очистки снимите заглушки блока (см. иллюстрацию). Просверлите в заглушке небольшое отверстие и вкрутите самонарезной винт. Извлеките заглушки, захватив винт плоскогубцами или с помощью молотка.
11.1 Заглушки (отмечены стрелками) основы блока цилиндров
2. На алюминиевых блоках бензиновых двигателей с мокрой гильзой (1.1 и 1.4 литра) снимите гильзы (см. пункт 18).
3. Где предусмотрено конструкцией, выкрутите крепящие болты и снимите масляные форсунки поршней (по одной на каждом поршне) внутри блока цилиндров (см. иллюстрацию).
11.3 Масляные форсунки поршней (отмечены стрелками) внутри блока цилиндров
4. Удалите все следы от прокладки с сопрягаемой поверхности блока/ картера и с бугелей/крышек коренных подшипников (где предусмотрено конструкцией), опасаясь повредить сопрягаемые поверхности.
5. Снимите заглушки системы смазки (где предусмотрено конструкцией). Заглушки обычно сильно затянуты и их, вероятно, придется высверлить и повторно нарезать резьбы в отверстиях. При сборке установите новые заглушки.
6. Если какой - либо из бугелей чрезвычайно загрязнен, очистите все бугеля паром.
7. После того, как бугеля очищены, очистите отверстия и магистрали системы смазки еще раз. Промойте внутренние полости теплой водой до появления чистых водных струй. После того, как сопрягаемые поверхности полностью высохнут, нанесите на них легкий слой смазки, предотвращающей коррозию. На чугунных блоках смажьте также и расточки под цилиндры. Если имеется доступ к сжатому воздуху, используйте его для ускорения процесса сушки и для продувки отверстий и магистралей системы смазки.
Предупреждение: Защищайте глаза спецсредствами, работая со сжатым воздухом.
8. Если бугеля не очень загрязнены, очистите их посредством горячей воды и жесткой щетки. Потратьте изрядное время, но работу произведите качественно. Независимо от метода очистки, убедитесь, что полностью очищены все отверстия и магистрали системы смазки и все компоненты хорошо просушены. На чугунных блоках обработайте расточки цилиндров двигателя, как описано выше, предотвращая коррозию.
9. Тщательно очистите все резьбовые отверстия для соблюдения установленного усилия затяжки при сборке. При очистке прогоните каждое резьбовое отверстие подходящим метчиком, чтобы удалить ржавчину, коррозию, остатки или залежи уплотнителей и восстановить поврежденные резьбы (см. иллюстрацию). Если возможно, продуйте отверстия сжатым воздухом для удаления грязи, образовавшейся в результате этой операции.
11.9 Для очистки прогоните каждое резьбовое отверстие блока цилиндров подходящим метчиком
10. Обработайте соответствующим герметиком заглушки системы смазки и вставьте их в отверстия в блоке. Надежно их затяните. Также обработайте соответствующим герметиком новые заглушки основы блока и введите их в отверстия на блоке с помощью трубки или головки.
11. Где предусмотрено конструкцией, очистите резьбы болтов масляных форсунок поршней, обработайте их подходящим составом (производители рекомендуют Loctite Frenetanch). Установите масляные форсунки на блок цилиндров и затяните крепящие болты с установленным усилием затяжки.
12. Если двигатель не предполагается тотчас повторно собирать, накройте его полиэтиленовой пленкой для сохранения в чистоте; обработайте все сопрягаемые поверхности и расточки под цилиндры двигателя, как описано выше, предотвращая коррозию.
Осмотр
Чугунный блок цилиндров
13. Визуально исследуйте бугеля на предмет наличия трещин и признаков коррозии. Обратите внимание на возможно сорванные резьбы в отверстиях. При наличии признаков внутреннего подтекания хладагента, обратитесь для проверки с помощью специального оборудования к специалисту по ремонту блока цилиндров/картера. При обнаружении дефектов восстановите их, если возможно, или замените узел.
14. Проверьте каждую расточку цилиндра двигателя на наличие заеданий и борозд. Проверьте наличие борозды сверху цилиндров, указывающей на чрезмерный износ цилиндра.
15. Точное измерение расточек цилиндров двигателя требует специального оборудования и опыта. Мы рекомендуем обратиться для замера к специалисту, у которого также можно будет приобрести соответствующие поршни, если при ремонте будет необходимо растачивать цилиндры.
16. Если расточки цилиндров двигателя и поршни находятся в хорошем состоянии и не изношены до предельных показателей, а люфты между поршнем и цилиндром лежат в установленных пределах, следует заменить лишь поршневые кольца. В этом случае следует отшлифовать поверхность цилиндров для обеспечения правильной установки новых колец и лучшей герметичности в цилиндре. Эту работу может выполнить специалист за небольшую оплату.
17. В момент написания данного Руководства не было известно, поставляются ли поршни ремонтных размеров для всех моделей. Проконсультируйтесь у Вашего специалиста или у представителей производителя относительно наличия ремонтных поршней. Если имеются поршни ремонтного размера (от производителя или другого источника), то возможно расточить цилиндры и установить поршни большего диаметра. Если поршни ремонтного размера отсутствуют, то при изношенных цилиндрах, скорее всего, придется заменить блок цилиндров.
Алюминиевый блок цилиндров
18. Снимите замки гильз (где предусмотрено конструкцией), затем с помощью деревянной киянки сместите гильзы внутри блока цилиндров. После смещения гильз переверните блок цилиндров/картер и снимите гильзы через верх блока. Сняв гильзы, наклейте слева (со стороны подключения коробки передач) на каждую из них скотч и напишите на нем соответствующий номер цилиндра. Первый цилиндр находится со стороны маховика на блоке цилиндров. Снимите кольцевые уплотнители с гильз (см. иллюстрации).
11.18а На алюминиевых блоках снимите гильзы.
11.18b ...и снимите (отмечен стрелкой) кольцевой уплотнитель
19. Проверьте каждую гильзу цилиндра на предмет износа. Проверьте наличие борозды в верхней части гильз, указывающей на чрезмерный износ гильзы.
20. Предоставьте гильзы специалисту для измерения их диаметров и принятия решения об их замене. В этом случае специалист сможет сообщить Вам о наличии ремонтных поршней/гильз.
21. Перед установкой гильз проверьте их выступы следующим образом. Полностью очистите сопрягаемые поверхности гильз и блока цилиндров. Установите гильзы в блок цилиндров, убедившись в правильности установки каждой гильзы; при установке старых гильз убедитесь, что они установлены в свои исходные местоположения. После установки всех четырех гильз, с помощью индикатора часового типа (или линейки и измерительного щупа) измерьте выступ каждой гильзы над верхней поверхностью блока цилиндров и сопоставьте его с установленным. Так же проверьте, чтобы максимальное различие между выступами любых гильз не превышало допустимого.
На заметку: При установке новых гильз допустима их перестановка для приведения различия выступов соседних гильз в допустимые пределы. Не забывайте устанавливать каждый поршень с соответствующей гильзой. Если выступы гильз не вписываются в допустимые пределы, посоветуйтесь со специалистом перед продолжением восстановления двигателя.
22. После проверки выступов гильз, извлеките их из блока и аккуратно установите на них кольцевые уплотнители. Смажьте наружные поверхности гильз моторным маслом для облегчения установки.
23. Вставьте гильзы в блок цилиндров, опасаясь повредить кольцевые уплотнители, и вдавите их вручную до максимально возможной степени. До конца усадите каждую гильзу на ее место, легко воздействуя на нее молотком и бруском. При установке старых гильз следите за правильностью установки и расположения в соответствии со сделанными при снятии метками.
24. Очистите и обработайте смазкой все выступающие части гильзы для предотвращения коррозии. Где предусмотрено конструкцией, установите замки вкладышей.