На заметку: При установке следует использовать новые гайки/болты нижней головки шатуна.
1. В следующей процедуре предполагается, что гильзы цилиндров (алюминий блок бензиновых двигателей) установлены в блок цилиндров/картер, как описано в подразделе 11, и что на коленчатый вал установлены бугеля/крышки подшипников, за исключением дизельных двигателей, на которых коленчатый вал устанавливается после установки поршней (см. подраздел 17).
2. Очистите тыльные стороны вкладышей подшипников и посадочные места подшипников в шатуне и крышке.
Бензиновые двигатели
3. Установите вкладыши на их места, убедившись, что шпонка каждого вкладыша совместилась с пазами в шатуне и крышке. Не касайтесь рабочих поверхностей вкладышей подшипников пальцами (см. иллюстрацию).
18.3 Убедитесь, что шпонка вкладыша подшипника (отмечена стрелкой) совместилась с пазом
Все двигатели
4. Смажьте расточки цилиндров, поршни и поршневые кольца, затем разложите узлы поршень/шатун в соответствующем установке порядке.
5. Начинайте с первого узла поршень/шатун. Убедитесь, что поршневые кольца все еще разъединены, как описано в подразделе 16, затем сожмите их с помощью съемника поршневых колец.
6. Вставьте узел поршень/шатун через верх первого цилиндра/гильзы, убедившись в правильности размещения поршня следующим образом.
- а) На бензиновых двигателях стрелка на головке поршня должна указывать в сторону зубчатого ремня привода двигателя.
- b) На дизельных двигателях метка «DIST» или стрелка на головке поршня должна указывать в сторону зубчатого ремня привода двигателя.
7. После правильной установки поршня, введите его в цилиндр до выравнивания уровня головки поршня и вершины цилиндра/гильзы с помощью бруска или ручки молотка (см. иллюстрацию).
18.7 Введите поршень в цилиндр с помощью ручки молотка
Бензиновые двигатели
8. Убедитесь, что вкладыши подшипников все еще правильно установлены. Обильно смажьте палец кривошипа и оба вкладыша подшипника. Заботясь, чтобы не поцарапать цилиндр/гильзу, стяните узел поршень /шатун вниз на палец кривошипа. Установите крышку подшипника нижней головки шатуна и новые гайки, предварительно затягивая их вручную (см. иллюстрацию). Отметьте, что маркированные поверхности должны совместиться (что означает примыкание друг к другу шпонок вкладышей подшипников).
18.8 Установите крышки подшипника нижней головки шатуна, убедившись в правильности установки, и закрутите новые гайки
9. Затяните стопорные гайки крышки подшипника равномерно и постепенно с установленным усилием затяжки.
Дизельные двигатели
10. На дизельных двигателях шатун выполнен цельным, а крышка подшипника нижней головки шатуна может разъединяться. Это обеспечивает возможность установки крышки только в одном положении и с максимальной жесткостью. Следовательно, отсутствуют установочные метки на вкладышах подшипников.
11. Чтобы установить вкладыши подшипника нижней головки шатуна точно по центру шатуна и крышки, используйте два специальных приспособления от производителя. Они представляют собой два полукруга, устанавливающиеся по обе стороны шатуна/крышки и обеспечивающие положение вкладыша точно в центре (см. иллюстрацию). Установите вкладыши в шатуны и крышки нижней головки шатуна и обильно смажьте их чистым моторным маслом.
18.11 Установка вкладыша подшипника нижней головки шатуна - дизельные двигатели: 1. Спецприспособление N0194-Р; 2. Вкладыш подшипника
12. Стяните шатуны с поршнями вниз цилиндров и на шейки коленчатого вала. Установите крышки нижней головки шатуна, которые возможно установить только в одном положении (см. пункт 11) и вставьте новые болты.
13. Затяните болты с усилием первой затяжки, затем ослабьте (вторая затяжка) на пол оборота (180°), затем затяните их с усилием третьей затяжки и доверните на указанный угол четвертой затяжки.
14. Устанавливайте далее вкладыши коренных подшипников и бугеля, как описано в подразделе 17.
Все двигатели
15. После затяжки стопорных гаек крышки подшипников, поверните коленчатый вал. Проверьте, чтобы он поворачивался свободно; допустима некоторая жесткость, если были установлены новые компоненты, но не должно быть рывков и заеданий.
16. Установите головку блока цилиндров и масляный насос, как описано в части А или В этой главы (в зависимости от конструкции).