Снятие
1. Поставьте автомобиль на ручной тормоз, затем поднимите передок и установите на осевых подпорках (см. «Подъем автомобиля домкратом и установка на опоры»). Снимите правое переднее колесо, защиту двигателя и переднюю защиту арки колеса. Защита двигателя крепится несколькими винтами, а защита колеса несколькими пластмассовыми заклепками. Вытолкните центральные штифты, затем снимите заклепки
2. Снимите аккумулятор (см. Главу 5А).
3. Слейте систему охлаждения, как описано в Главе 1В. Для улучшения общего доступа удалите крышку капота, как описано в Главе 11.
Двигатели с 8 клапанами
4. Снимите клапанную крышку, как описано в подразделе 4.
5. Снимите зубчатый ремень привода, как описано в подразделе 7.
6. Отсоедините промежуточную выхлопную трубу от каталитического конвертера, как описано в Главе 4В.
На заметку: Не прикладывайте никакого усилия к гибкой секции выхлопной трубы, поскольку она может повредиться.
7. Снимите запальные свечи, как описано в Главе 5С.
8. Выкрутите три болта и снимите механизм натяжения приводного ремня вспомогательных устройств спереди двигателя (см. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447685.jpg)
10.8 Болты (отмечены стрелками) механизма натяжения приводного ремня вспомогательных устройств - двигатели с 8 клапанами
9. Снимите каталитический конвертер, как описано в Главе 4В.
10. Снимите генератор (см. Главу 5А) и его монтажный кронштейн.
11. Выкрутите соединительные болты и снимите маслоподающую трубу с блока двигателя и турбонагнетателя. Извлеките уплотнители соединений.
12. Отпустите зажим и отсоедините шланг возврата масла турбонагнетателя от блока цилиндров.
13. Ослабьте и выкрутите болты заднего и верхний болт переднего кронштейна топливного насоса высокого давления (см. иллюстрации).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447686.jpg)
10.13а Болты (отмечены стрелками) заднего кронштейна топливного насоса высокого давления...
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447687.jpg)
10.13b ...и верхний болт переднего кронштейна топливного насоса высокого давления - двигатели с 8 клапанами
14. Снимите топливные форсунки, как описано в Главе 4В.
15. Снимите крепящие болты выходного патрубка системы охлаждения (с левой стороны головки блока цилиндров), отпустите два болта, крепящие кронштейн патрубка к верху кожуха коробки передач, и сместите патрубок от головки блока цилиндров (см. иллюстрацию). Необходимости отсоединять патрубки нет.
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447688.jpg)
10.15 Болты патрубка охлаждения - двигатели с 8 клапанами
16. Разъедините разъем, затем выкрутите болт и снимите датчик положения распредвала с головки блока цилиндров.
17. Выкрутите 13 болтов и снимите кожух подшипников распредвала с головки блока цилиндров вместе с распредвалом. Извлеките 5 небольших кольцевых уплотнителей между кожухом и головкой блока цилиндров.
18. Подготовьте восемь небольших чистых пластмассовых коробков и пронумеруйте их от 1 до 8; или разделите большую коробку на восемь отсеков.
19. Снимите каждое коромысло. Поместите коромысла в соответствующие отсеки в коробке или отдельные коробки (см. иллюстрацию 9.10).
20. Храните гидравлические кулачки в заполненных маслом емкостях, пока они сняты с головки блока цилиндров. Снимите направляющие и поместите их в соответствующие емкости для правильной установки. Кулачки должны быть полностью погружены в масло, чтобы предотвратить попадание в них воздуха.
21. Работая в обратной последовательности затяжки (см. иллюстрацию 10.53), выкрутите болты крепления головки блока цилиндров.
Двигатели с 16 клапанами
22. Снимите распредвалы, коромысла и гидравлические кулачки, как описано в подразделе 9.
23. Выкрутите три болта и снимите механизм натяжения приводного ремня вспомогательных устройств.
24. Снимите каталитический конвертер и внутренний жаростойкий щиток, как описано в Главе 4В.
25. Снимите генератор, как описано в Главе 5А.
26. Выкрутите болт крепления трубки щупа для измерения уровня моторного масла к монтажному кронштейну генератора переменного тока. Выкрутите четыре болта и снимите монтажный кронштейн.
27. Снимите звездочку топливного насоса высокого давления, как описано в подразделе 8.
28. Выкрутите верхний задний монтажный болт топливного насоса высокого давления и верхний болт спереди, крепящий монтажный кронштейн топливного насоса высокого давления к головке блока цилиндров (см. иллюстрации).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447689.jpg)
10.28а Выкрутите верхний задний монтажный болт (отмечен стрелкой) топливного насоса высокого давления
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447690.jpg)
10.28b ...и верхний монтажный болт (отмечен стрелкой) спереди - двигатели с 16 клапанами
29. Ослабьте два нижних болта монтажного кронштейна насоса и переместите насос подальше от головки блока цилиндров (см. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447691.jpg)
10.29 Ослабьте два нижних болта (отмечены стрелками) монтажного кронштейна насоса - двигатели с 16 клапанами
30. Снимите турбонагнетатель, как описано в Главе 4В.
31. Снимите крепящие болты выходного патрубка системы охлаждения (с левой стороны головки блока цилиндров), отпустите два болта, крепящие кронштейн патрубка к верху кожуха коробки передач, и сместите патрубок от головки блока цилиндров (см. иллюстрацию 10.15). Нет необходимости отсоединять патрубки.
32. Проверьте, что все, что препятствует снятию головки, отсоединено от нее. Работая в обратной последовательности затяжки (см. иллюстрацию 10.53), выкрутите болты крепления головки блока цилиндров.
Все двигатели
33. Снимите головку с блока цилиндров и установочных штырей, раскачивая ее. Фирменный инструмент для этой процедуры состоит из двух металлических стержней с концами, загнутыми на 90° (см. иллюстрацию). Не снимайте головку с помощью рычага между сопрягаемыми поверхностями, поскольку это может их повредить.
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447692.jpg)
10.33 Снимите головку блока цилиндров с помощью двух загнутых металлических стержней
34. Снимите головку с блока цилиндров и извлеките прокладку.
35. При необходимости, снимите коллекторы (если еще не сняли), согласно Главе 4В.
Подготовка к установке
36. Сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров должны быть абсолютно чистыми перед установкой головки. Производители рекомендуют использовать для этой цели растворитель, но достигнуть желаемого можно с помощью пластмассового или деревянного скребка, удаляющего остатки прокладки и нагар. Так же можно очистить головки поршней. Остерегайтесь сколоть или оцарапать сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров во время очистки, поскольку их алюминиевый сплав легко повреждаем. Убедитесь, что частицы нагара не проникли в масляные каналы и каналы системы охлаждения. Это касается, прежде всего, системы смазки, поскольку частицы нагара могут заблокировать подачу масла к компонентам двигателя. С помощью скотча и бумаги заизолируйте каналы системы охлаждения и смазки, а так же отверстия под болты в блоке цилиндров. Не допускайте попадания частиц нагара между поршнями и гильзами, заизолируйте смазкой эти промежутки. После очистки поршней удалите смазку и частицы нагара из промежутков с помощью небольшой щетки, затем вытрите остатки чистой тряпкой.
37. Исследуйте сопрягаемые поверхности блока цилиндров и головки блока на наличие трещин, сколов и других повреждений. Небольшие дефекты можно аккуратно исправить с помощью напильника, но при существенных повреждениях механическая обработка может оказаться единственной альтернативой замены. При подозрении коробления сопрягаемой поверхности, проверьте искривление с помощью эталонного угольника. При необходимости обратитесь к части С этой Главы.
38. Тщательно очистите резьбы отверстий под болты крепления головки блока в блоке цилиндров. Проверьте, чтобы болты свободно ходили по своим резьбам, а все остатки смазки и воды были удалены из каждого отверстия под болт.
Выбор прокладки
39. Извлеките блокирующие штифты для совмещения коленчатого и распределительных валов, затем проверните коленчатый вал, пока поршни 1 и 4 не окажутся в ВМТ (верхняя мертвая точка). Укрепите на блоке рядом с внешним задним краем первого поршня индикатор часового типа, установите его ножку на блок и обнулите лимб. Переместите ножку на рабочую поверхность первого поршня (10.0 мм от внешнего заднего края), затем медленно покачайте коленчатый вал вокруг ВМТ, отмечая самое высокое показание индикатора. Запишите это показание как А.
40. Повторите проверку, описанную в пункте 39, отступая 10.0 мм от внешнего переднего края первого поршня. Запишите показание как В.
41. Сложите значения А и В, затем разделите результат на 2, чтобы получить среднее значение выступа для первого поршня.
42. Повторите процедуру, описанную в пунктах 39-41 на четвертом поршне, затем поверните коленчатый вал на 180° и аналогично проверьте второй и третий поршень (см. иллюстрацию). Проверьте, чтобы различие показаний индикатора на поршнях не превышало 0.07 мм.
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447693.jpg)
10.42 Измерьте выступы поршней с помощью индикатора часового типа
43. При отсутствии индикатора, замеры можно произвести с помощью линейки и измерительных щупов или штангельциркуля с нониусом. Однако эти замеры менее точны и поэтому не рекомендуются.
44. Выберите самую большую разницу в выступах поршней для подбора подходящей прокладки головки блока цилиндров в соответствии с приведенной таблицей. Количество меток на прокладке указывает ее толщину (см. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447694.jpg)
10.44 Метки (отмечены стрелками) для идентификации толщины прокладки
Выступы поршней | Количество меток |
0.611 до 0.720 мм | 2 метки |
0.721 до 0.770 мм | 3 метки |
0.771 до 0.820 мм | 1 метка |
0.821 до 0.870 мм | 4 метки |
0.871 до 0.977 мм | 5 меток |
Проверка болтов головки 45. Тщательно исследуйте болты крепления головки блока цилиндров на наличие повреждений резьб или головок, а также на наличие признаков коррозии. Если болты находятся в удовлетворительном состоянии, измерьте длину каждого болта от обратной стороны головки до конца стержня. Болты могут повторно использоваться, если их длина не превышает 149.0 мм (см. иллюстрацию).
На заметку: Учитывая высокие нагрузки, которым подвергаются болты крепления головки блока цилиндров, рекомендуется заменять их независимо от состояния.
Установка
46. Установите коленчатый вал в позицию ВМТ первого и четвертого цилиндров, затем поверните на 90° против часовой стрелки.
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447695.jpg)
10.45 Измерьте длину каждого болта от обратной стороны головки до конца стержня
47. Аккуратно очистите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров.
48. Убедитесь, что установочные штыри установлены, затем правильно установите подобранную прокладку на блок цилиндров (см. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447696.jpg)
10.48 Убедитесь, что прокладка правильно села на установочные штыри
49. При необходимости установите выпускной коллектор на головку блока цилиндров, как описано в Главе 4В.
50. Аккуратно поместите головку на блок с прокладкой и убедитесь, что прокладка правильно села на штыри.
51. Нанесите скрепляющий состав на резьбы и тыльные стороны головок болтов крепления головки на блоке цилиндров. Производители рекомендуют Molykote G Rapid Plus (можно приобрести в фирменной сети); при отсутствии указанного скрепляющего состава подойдет аналог высокого качества.
52. Аккуратно введите болты головки блока цилиндров в их отверстия (не бросать!) и затяните их вручную.
53. Работая в указанной последовательности, постепенно затяните болты головки блока цилиндров с усилием первой затяжки, используя динамометрический ключ и подходящую головку (см. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447697.jpg)
10.53 Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров
54. Затянув все болты с усилием первой затяжки, работая снова в установленной последовательности, затяните болты с установленным усилием второй затяжки. В завершение, доверните болты на установленный угол третьей затяжки. Для точности затяжки в этой стадии рекомендуется использовать угловой датчик.
На заметку: Повторная затяжка болтов после запуска двигателя не требуется.
55. Произведите дальнейшую установку в последовательности, обратной снятию, учитывая следующие пункты.
- а) Установите гидравлические кулачки, коромысла и кожух подшипников распредвала (вместе с распредвалом), как описано в подразделе 9.
- в) Установите зубчатый ремень привода, как описано в подразделе 7.
- с) При установке выходного патрубка охлаждения, установите новый уплотнитель.
- d) Устанавливая головку блока, неплохо было бы заменить термостат.
- е) Устанавливая датчик положения распредвала, отрегулируйте воздушный зазор, согласно Главе 4В.
- f) Затяните все соединения с установленными усилиями затяжек.
- д) Заполните систему охлаждения, как описано в Главе 1В.
- h) Первые несколько километров двигатель может работать неустойчиво, пока его электронная система не обработает вновь введенные параметры.