Предупреждение: Ознакомьтесь с информацией, приведенной в подразделе 2 перед началом работ
На заметку: Следующая процедура описывает комплексные снятие и установку форсунок, однако, при необходимости, может быть снята каждая форсунка в отдельности. При установке каждой снимавшейся форсунки понадобятся новые медные уплотнительные шайбы, верхние уплотнители, монтажные гайки форсунок и соединительные гайки топливопроводов.
Снятие
Двигатели с 8 клапанами
1. Снимите клапанную крышку, как описано в Главе 2В.
2. Тщательно очистите прилегающую область около топливопроводов высокого давления между трубкой высокого давления и форсунками. Открутите двухсторонним гаечным ключом гайки, соединяющие топливопроводы между трубкой высокого давления и форсунками. Зафиксируйте вторым гаечным ключом соединители форсунок, отвинчивая соединительные гайки (см. иллюстрацию 9.4). Запомнив исходные местоположения, снимите топливопроводы. Заглушите или изолируйте открывшиеся соединители, предотвращая попадание грязи.
3. Снимите стопорные кольца и отсоедините перепускные трубки с каждой форсунки.
4. Выкрутите крепящие болты форсунок и снимите зажимы. Если посадочный штырь зажима форсунки имеет свободную посадку, извлеките штырь из головки блока цилиндров (см. иллюстрации).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447901.jpg)
10.4а Выкрутите крепящие болты форсунок...
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447902.jpg)
10.4b ...и снимите зажим (двигатели с 8 клапанами)...
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447903.jpg)
10.4с Если посадочный штырь зажима форсунки (отмечен стрелкой) имеет свободную посадку, снимите его (двигатели с 8 клапанами)
5. Аккуратно поднимите с помощью рычага форсунку с ее местоположения. Не поднимайте рычагом и не прилагайте усилия к кожуху соленоида на форсунке.
6. Снимите медную шайбу и верхний уплотнитель с каждой форсунки или с головки блока цилиндров, если они остались в посадочном месте форсунки при снятии (см. иллюстрацию). При установке потребуются новые медные шайбы и уплотнители. Закройте посадочные отверстия форсунок в головке блока цилиндров, предотвращая попадание грязи.
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447904.jpg)
10.6 Верхний уплотнитель форсунки (А) и медная уплотнительная шайба (В) (двигатели с 8 клапанами)
7. Визуально проверьте форсунки на наличие признаков повреждений или износа. При обнаружении дефектов замените форсунку(и).
Предостережение: Не отвинчивайте соединитель топливопровода на форсунке и не снимайте составляющие корпуса форсунки. Не очищайте нагар с конца форсунки и не проводите испытания ультразвуком или давлением.
Двигатели с 16 клапанами
8. Снимите впускной коллектор, как описано в подразделе 12.
9. Выкрутите две стопорных гайки и снимите зажим форсунки (см. иллюстрации). Отметьте, что при установке понадобятся новые гайки зажимов форсунок.
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447905.jpg)
10.9а Выкрутите две стопорные гайки...
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447906.jpg)
10.9b ...и снимите зажим форсунки (двигатели с 16 клапанами)
10. Захватив гаечным ключом шайбы на корпусе форсунки, крутите форсунку из стороны в сторону и, в то же самое время, тяните ее вверх. Освободив форсунку, снимите ее с местоположения (см. иллюстрации). Закройте посадочное отверстие форсунки в головке блока цилиндра, предотвращая попадание грязи.
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447907.jpg)
10.10а Для того, чтобы извлечь, раскачивайте форсунку из стороны в сторону...
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447908.jpg)
10.10b ...затем извлеките форсунку из головки блока цилиндров (двигатели с 16 клапанами
11. Снимите медную шайбу и верхний уплотнитель с каждой форсунки или с головки блока цилиндров, если они остались в посадочном месте форсунки при снятии. При установке потребуются новые медные шайбы и уплотнители.
Предостережение: Не отвинчивайте соединитель топливопровода на форсунке и не снимайте составляющие корпуса форсунки. Не очищайте нагар с конца форсунки и не проводите испытаний давлением и ультразвуком.
Установка
Двигатели с 8 клапанами
12. Установите верхние уплотнители на корпуса и медные уплотнительные шайбы на концы форсунок (см. иллюстрации).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447909.jpg)
10.12а Установите на корпуса форсунок новые верхние уплотнители...
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447910.jpg)
10.12b ...и новые медные уплотнительные шайбы на концы форсунок (двигатели с 8 клапанами)
13. Вставьте установочные штифты зажимов форсунок на головку блока цилиндров.
14. Поместите зажимы в пазы на корпусах форсунок и установите форсунки на головку блока цилиндров. Расположите зажимы на их опорных стойках и установочных штифтах. Таким образом, форсунки установлены. Убедитесь в правильности расположения верхних уплотнителей форсунок в головке блока цилиндров.
15. Установите уплотнители и новые гайки зажимов форсунок на опорные стойки. Затяните гайки вручную.
16. Работая отдельно с каждой форсункой, извлеките заглушки из соединителей топливопровода трубки высокого давления и соответствующей форсунки. Подсоедините новые шланги топливопроводов высокого давления к соединителям и предварительно накиньте соединительные гайки. Остерегайтесь установить гайки наперекос или перегнуть шланги После схватывания резьб соединительных гаек, затяните их вручную.
17. Установив все топливопроводы, затяните стопорные гайки зажимов форсунок с установленным усилием затяжки.
18. Зафиксировав двухсторонним гаечным ключом соединители топливопроводов, затяните соединительные гайки с установленным усилием затяжки. Для этого используйте динамометрический ключ и адаптер «воронья лапа» (см. иллюстрацию)
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447911.jpg)
10.18 Затяните соединительные гайки топливопровода с помощью динамометрического ключа и адаптера «воронья лапа» (двигатели с 8 клапанами)
19. Дальнейшая установка производится в обратной последовательности снятия, включая следующие пункты:
- а) Установите клапанную крышку, как описано в Главе 2В.
- b) Убедитесь в правильности подключения и расположения разъемов и проводов.
- с) Подсоедините аккумулятор, как описано в Главе 5А.
- d) Соблюдая меры предосторожности, приведенные в подразделе 2, запустите мотор и держите его в режиме холостого хода. Проверьте наличие утечек в соединителях топливопровода высокого давления при работе двигателя на холостом ходу. Если таковые не обнаружены, увеличьте частоту вращения до 4000 оборотов в минуту и снова проверьте наличие утечек. Произведите испытание автомобиля пробегом и проверьте наличие утечек по возвращению. При обнаружении подтеканий, приобретите и установите новый топливопровод высокого давления. Не пытайтесь устранить даже незначительное подтекание путем дальнейшего затягивания соединительных гаек топливопровода. Во время испытания автомобиля в пробеге откалибруйте электронный блок системы управления двигателем следующим образом. Включите третью передачу и стабилизируйте двигатель на 1000 оборотах в минуту, затем поднимите частоту вращения до 3500 оборотов в минуту.
Двигатели с 16 клапанами
20. Установите верхние уплотнители на корпуса и медные уплотнительные шайбы на концы форсунок (см. иллюстрации).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447912.jpg)
10.20а Установите на корпуса форсунок новые верхние уплотнители...
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447913.jpg)
10.20b ...и новые медные уплотнительные шайбы на концы форсунок (двигатели с 16 клапанами)
21. Установите форсунки в головку блока цилиндров, затем установите зажимы и новые стопорные гайки. Затяните гайки вручную.
22. Подсоедините трубки топливопровода обратной подачи к форсункам (см. иллюстрацию). Временно приставьте впускной коллектор к головке блока цилиндров и убедитесь в наличии достаточного люфта между этими компонентами и топливопроводами обратной подачи. При необходимости поверните корпуса форсунок для достижения необходимого люфта.
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/169/447914.jpg)
10.22 Подсоедините трубки топливопровода обратной подачи к форсункам (двигатели с 16 клапанами)
23. Правильно установив форсунки, затяните стопорные гайки их зажимов с установленным усилием затяжки.
24. Дальнейшая установка производится в обратной последовательности снятия, включая следующие пункты:
- а) Установите впускной коллектор, как описано в подразделе 12.
- b) Убедитесь в правильности подключения и расположения разъемов и проводов.
- с) Подсоедините аккумулятор, как описано в Главе 5А.
- d) Соблюдая меры предосторожности, приведенные в подразделе 2, запустите мотор и держите его в режиме холостого хода. Проверьте наличие утечек в соединителях топливопровода высокого давления при работе двигателя на холостом ходу. Если таковые не обнаружены, увеличьте частоту вращения до 4000 оборотов в минуту и снова проверьте наличие утечек. Произведите испытание автомобиля пробегом и проверьте наличие утечек по возвращению. При обнаружении подтеканий, приобретите и установите новый топливопровод высокого давления. Не пытайтесь устранить даже незначительное подтекание путем дальнейшего затягивания соединительных гаек топливопровода. Во время испытания автомобиля в пробеге откалибруйте электронный блок системы управления двигателем следующим образом. Включите третью передачу и стабилизируйте двигатель на 1000 оборотах в минуту, затем поднимите частоту вращения до 3500 оборотов в минуту.