Снятие
Двигатели с 8 клапанами
1. Снимите клапанную крышку, как описано в подразделе 4.
2. Снимите звездочку распределительного вала,как описано в подразделе 8.
3. Установите правую опору двигателя, умеренно затянув болты; она будет лишь поддерживать двигатель в течение процедуры снятия распредвала.
4. Выкрутите крепящие болты и снимите вакуумный насос с левой стороны головки блока цилиндров. Извлеките кольцевые уплотнения насоса (см. иллюстрацию).
9.4 Выкрутите крепящие болты (отмечены стрелками) вакуумного насоса - двигатели с 8 клапанами
5. Отсоедините разъем, открутите крепящий болт и снимите датчик положения распредвала с головки блока цилиндров.
6. Работая по принципу спирали, постепенно и равномерно выкрутите болты верхнего кожуха подшипника распредвала (см. иллюстрацию). Аккуратно поднимите кожух.
9.6 Болты (отмечены стрелками) верхнего кожуха подшипника распредвала - двигатели с 8 клапанами
7. Запоминая расположение, приподнимите распредвал и выведите его из кожуха. Снимите его сальники.
8. Для удаления коромысел и гидравлических направляющих выкрутите 13 болтов и снимите нижнюю часть кожуха подшипника распредвала.
9. Подготовьте восемь небольших чистых пластмассовых коробков и пронумеруйте их от 1 до 8; или разделите большую коробку на восемь отсей.
10. Снимите каждое коромысло. Поместите коромысла в соответствующие отсеки в коробке или отдельные коробки (см. иллюстрацию).
9.10 Снимите каждое коромысло -двигатели с 8 клапанами
11. Заполните емкости моторным маслом и храните в них гидравлические кулачки, снятые с головки блока цилиндров. Снимите гидравлические направляющие и поместите их в соответствующие емкости для правильной последующей сборки. Кулачки должны быть полностью погружены в масло для предотвращения попадания в них воздуха.
12. Установите снова 5 кольцевых уплотнителей между кожухом и головкой блока цилиндров.
Двигатели с 16 клапанами
13. Снимите клапанную крышку, как описано в подразделе 4.
14. Снимите впускной коллектор, как описано в Главе 4В.
15. Снимите топливные форсунки, как описано в Главе 4В.
16. Снимите звездочку распределительного вала, как описано в подразделе 8.
17. Установите правую опору двигателя, умеренно затянув болты; она будет лишь поддерживать двигатель в течение процедуры снятия распредвала.
18. Выкрутите гайку и снимите провода с крепежного кронштейна в задней части внутреннего верхнего кожуха зубчатого ремня (см. иллюстрацию).
9.18 Выкрутите гайку и снимите провода с поддерживающей стойки верхнего внутреннего кожуха зубчатого ремня привода -двигатели с 16 клапанами
19. Отсоедините шланг от вакуумного усилителя тормоза. Выкрутите крепящие болты и снимите вакуумный усилитель с левой стороны головки блока цилиндров. Снимите кольцевые уплотнители усилителя.
20. Снимите топливный фильтр, как описано в Главе 1В. затем выкрутите три болта и снимите монтажный кронштейн фильтра (см. иллюстрацию).
9.20 Выкрутите болты (отмечены стрелками) и снимите монтажный кронштейн топливного фильтра - двигатели с 16 клапанами
21. Выкрутите крепящие болты и снимите верхний внутренний кожух зубчатого ремня привода (см. иллюстрацию).
9.21 Выкрутите крепящие болты и снимите верхний внутренний кожух зубчатого ремня привода - двигатели с 16 клапанами
22. Ослабьте крепящий винт и снимите датчик положения распредвала с его местоположения (см. иллюстрацию).
9.22 Ослабьте крепящий винт (отмечен стрелкой) и снимите датчик положения распредвала с его местоположения - двигатели с 16 клапанами
23. Выкрутите шесть болтов и снимите нижний жаростойкий щиток спереди каталитического конвертера.
24. Выкрутите три крепящих болта и снимите верхний жаростойкий щиток (см. иллюстрацию).
9.24 Снимите верхний жаростойкий щиток с выпускного коллектора и турбонагнетателя - двигатели с 16 клапанами
25. Работая в последовательности, обратной последовательности затяжки (см. иллюстрацию 9.72). постепенно и равномерно выкрутите наружные крепящие болты кожуха подшипников распредвала из внутренних упорных стоек. Аккуратно снимите кожух с распредвалами с головки блока цилиндров (см. иллюстрацию). Поместите кожух на скамью. Распредвалы должны находиться сверху.
9.25 Снимите кожух подшипников с распредвалами с головки блока цилиндров -двигатели с 16 клапанами
26. Подготовьте шестнадцать небольших чистых пластмассовых коробков и пронумеруйте их от 1 до 8 для впускных и от 1 до 8 для выпускных коромысел; или разделите большую коробку на шестнадцать отсеков.
27. Снимите коромысла. Поместите их в соответствующие подготовленные емкости (см. иллюстрацию).
9.27 Снимите коромысла...
28. Заполните емкости моторным маслом и храните в них гидравлические кулачки, снятые с головки блока цилиндров. Снимите гидравлические направляющие и поместите их в соответствующие емкости для правильной последующей сборки (см. иллюстрацию). Кулачки должны быть полностью погружены в масло для предотвращения попадания в них воздуха.
9.28 ...и гидравлические кулачки -двигатели с 16 клапанами
29. Проверьте наличие маркировок на корпусах подшипников распредвалов. Они должны быть отмечены от А1 до А4 для впускного распредвала и от Е1 до Е4 для выпускного распредвала (см. иллюстрацию). Также проверьте расположение крышки подшипников; круглые оттиски в центре каждого корпуса должны быть обращены к выпускному коллектору двигателя. Если не нанесена маркировка или невозможно зафиксировать местоположение, пометьте каждый корпус самостоятельно.
9.29 Маркировка (отмечена стрелкой) корпуса подшипников распредвала - двигатели с 16 клапанами
30. Постепенно выкрутите крепящие болты корпуса подшипников распредвала, затем выкрутите два болта, крепящие механизм натяжения цепи в сборе. Извлеките сначала болты, затем оба распредвала с цепью и механизмом натяжения (см. иллюстрацию). Удалите сальник выпускного распредвала, сместите механизм натяжения в сборе, затем снимите цепь со звездочек распределительного вала.
9.30 Извлеките оба распредвала из кожуха подшипников с цепью и механизмом натяжения - двигатели с 16 клапанами
31. Аккуратно снимите четыре кольцевых уплотнителя трубки инжектора из корпуса подшипника распредвала (см. иллюстрацию). Отметьте, что для установки потребуются четыре новых кольцевых уплотнителя с четырьмя предохранительными втулками. Втулки предохранения (запчасть номер 198260 Citroen) используются только в момент сборки и служат для правильной установки кольцевых уплотнителей в трубке инжектора при установке корпуса подшипника распредвала.
9.31 Аккуратно снимите четыре кольцевых уплотнителя трубки инжектора - двигатели с 16 клапанами
Осмотр
32. Очистите поверхность сопряжения головки блока цилиндров и кожуха подшипников распредвала от старой изоляции. Используйте подходящий жидкий растворитель изоляции (его можно приобрести у дилеров Citroen) и мягкий шпатель; не используйте металлический скребок во избежание повреждения поверхности. При отсутствии прокладки чистота сопрягаемых поверхностей имеет очень важное значение.
33. Очистите следы масла, грязи и смазки с обоих компонентов сухой чистой тканью без линта. Убедитесь, что все смазочные канавки чисты.
34. Проверьте кулачки и цапфы подшипников распредвала на предмет износа. При нарушении поверхности контуров кулачка наблюдается ускоренный износ.
На заметку: Если износ обнаружен на поверхности контура кулачка, проверьте соответствующее коромысло. Вероятно, оно также изношено.
35. Исследуйте состояние рабочих поверхностей подшипников в корпусе(ах) подшипника распредвала и/или головке блока цилиндров. При обнаружении износа замените обе сопряженные детали, поскольку они являются парными.
36. Проверьте коромысла и кулачки на предмет заедания, расколов или других повреждений и, при необходимости, замените. Также проверьте состояние отверстий направляющих с кулачками в головке блока цилиндров. Как и в случае с распредвалами, при чрезмерной выработке в этой области требуется замена головки блока цилиндров.
37. На двигателях с 16 клапанами проверьте состояние цепи двигателя, звездочек распределительного вала и механизма натяжения в сборе. Замените компоненты с признаками износа или повреждения.
38. Замените все сальники, кольцевые уплотнители и прокладки, которые были сняты при демонтаже. Для сопрягаемых поверхностей без прокладок требуется подходящий герметик. Производители рекомендуют герметик Loctite Noir для этих целей.
39. Убедитесь, что коленчатый вал все еще заблокирован в положении сборки, как описано в подразделе 3, предотвращая возможность соприкосновения клапанов с поршнями в течение установки.
40. Смажьте чистым моторным маслом отверстия направляющих с гидравлическими кулачками в головке блока цилиндров.
41. Вставьте гидравлические кулачки в соответствующие отверстия в головке блока цилиндров, если не производилась замена кулачков.
42. Смажьте коромысла и разместите их соответственно кулачкам и толкателям клапанов.
43. Аккуратно смажьте герметиком сопрягаемую поверхность головки блока цилиндров/нижнего кожуха подшипников распредвала и установите 5 новых кольцевых уплотнителей (см. иллюстрацию).
9.43 Смажьте герметиком сопрягаемую поверхность и установите 5 новых (отмечены стрелками) кольцевых уплотнителей - двигатели с 8 клапанами
44. Вставьте два штифта или сверла на 12 мм в установочные отверстия головки блока цилиндров, чтобы правильно установить кожух подшипников распредвала в его положение. Подходящие направляющие стержни No 0194-N можно приобрести в фирменной сети Citroen. Установите нижний кожух подшипников на штифты, вставьте болты и затяните их вручную в установленной последовательности (см. иллюстрацию).
9.44 Вставьте направляющие штифты в установочные отверстия (А), установите кожух и затяните болты в приведенной последовательности - двигатели с 8 клапанами
45. Извлеките направляющие штифты и затяните болты кожуха в описанной выше последовательности с установленным усилием затяжки.
46. Смажьте цапфы подшипников распредвала чистым моторным маслом и установите распредвал в его положение.
47. Аккуратно смажьте герметиком сопрягаемую поверхность нижнего кожуха подшипников распредвала (см. иллюстрацию).
9.47 Установите распредвал в его положение и смажьте герметиком сопрягаемую поверхность кожуха - двигатели с 8 клапанами
48. Вставьте два штифта или сверла на 12 мм установочные отверстия в нижнем кожухе подшипников распредвала, чтобы направить верхний кожух в его положение. Подходящие штифты No 0194-N можно приобрести в фирменной сети Citroen.
49. Установите верхний кожух по направляющим штифтам и затяните вручную болты постепенно и равномерно, в указанной последовательности, пока не образуется устойчивый контакт между верхним и нижним кожухом (см. иллюстрацию).
9.49 Последовательность затяжки болтов верхнего кожуха распредвала - двигатели с 8 клапанами
50. Снимите направляющие штифты и затяните кожух с установленным усилием затяжки в той же самой последовательности.
51. Установите новый сальник распредвала, как описано в подразделе 14.
52. Установите звездочку распределительного вала на распредвал, убедившись, что выступ звездочки совмещен с пазом распредвала и затяните болт с установленным усилием затяжки.
53. Установите датчик положения распредвала на кожух распредвала и поместите его так, чтобы промежуток между звездочкой и концом датчика был 1,2 мм для старого датчика. Если устанавливается новый датчик, то его меньший конец должен только касаться одной из трех перемычек сигнального кольца (см. иллюстрацию). Затяните болт с установленным усилием затяжки.
9.53 Промежуток между звездочкой и концом старого датчика должен составлять 1.2 мм - двигатели с 8 клапанами
54. Поверните звездочку распределительного вала к положению, при котором возможно установить ее блокирующий инструмент, затем установите зубчатый ремень привода, как описано в подразделе 7.
55. Произведите дальнейшую установку в обратной последовательности снятия.
Двигатели с 16 клапанами
56. Убедитесь, что коленчатый вал все еще заблокирован в положении сборки, как описано в подразделе 3, предотвращая возможность соприкосновения клапанов с поршнями в течение установки.
57. Смажьте чистым моторным маслом отверстия направляющих с гидравлическими кулачками в головке блока цилиндров.
58. Установите гидравлические кулачки, если они не заменялись, в соответствующие отверстия в головке блока цилиндров.
59. Смажьте коромысла и установите их к соответствующим кулачкам и толкателям клапанов.
60. Установите плоской стороной кверху новые кольцевые уплотнители трубок инжектора в кожух подшипников распредвала. Затолкните уплотнители на их места с помощью соответствующей головки (см. иллюстрации).
9.60а Установите новые кольцевые уплотнители трубок инжектора в кожух подшипников распредвала
9.60b ...и затолкните уплотнители на их места с помощью соответствующей головки - двигатели с 16 клапанами
61. Установите приводную цепь на звездочки распределительного вала так, чтобы два темных звена цепи совместились с установочными метками на каждой звездочке (см. иллюстрации).
9.61а Установите приводную цепь на звездочки распределительного вала, так, чтобы два темных звена цепи (отмечено стрелкой)...
9.61b ...совместились с установочными метками (отмечено стрелкой) на каждой звездочке - двигатели с 16 клапанами
62. Сожмите механизм натяжения и вставьте небольшое сверло в направляющие механизма для фиксации натяжителя в сжатом состоянии. Установите механизм натяжения на его место между двумя распредвалами (см. иллюстрации).
9.62а Вставьте небольшое сверло в направляющие механизма для фиксации натяжителя в сжатом состоянии..
9. 62 b ...и установите механизм натяжения на его место между двумя распредвалами - двигатели с 16 клапанами
63. Смажьте цапфы подшипников распредвала в кожухе чистым моторным маслом и установите распредвалы, цепь и механизм натяжения на их места. Убедитесь, что темные звенья цепи все еще совмещены с соответствующими метками на звездочках (см. иллюстрации).
9.63а Смажьте цапфы подшипников распредвала и установите распредвалы, цепь и механизм натяжения на их места - двигатели с 16 клапанами
9.63b Убедитесь, что темные звенья цепи все еще совмещены с соответствующими метками на звездочках (отмечены стрелками) - двигатели с 16 клапанами
64. Смажьте цапфы подшипников в корпусах, затем установите крышки на распредвалы. Убедитесь в правильности установки в соответствии с метками, сделанными в течение снятия.
65. Установите крепящие болты корпусов подшипников и затяните их вручную. Работая в указанной последовательности, постепенно затяните крепящие болты крышки подшипников с установленным усилием затяжки (см. иллюстрацию).
9.65 Последовательность затяжки крепящих болтов крышки подшипников распредвала - двигатели с 16 клапанами
66. Надежно прикрутите натяжитель цепи в сборе двумя крепящими болтами. Убедитесь, что темные звенья цепи и установочные метки звездочек все еще совмещены, затем извлеките сверло, чтобы отжать механизм натяжения (см. иллюстрацию).
9.66 Прикрутите натяжитель цепи в сборе двумя крепящими болтами, затем извлеките сверло, чтобы отжать механизм натяжения - двигатели с 16 клапанами
67. Временно установите звездочку зубчатого ремня привода на впускной распредвал и умеренно затяните крепящий болт. Проверните распредвалы 40 раз и убедитесь, что темные звенья цепи и метки звездочек совпадают. Если совпадения нет, то повторите полную процедуру установки с пункта 61. По достижении требуемого результата снимите звездочку зубчатого ремня привода.
68. Смажьте универсальной смазкой внутренние выступы уплотнителей трубок инжекторов, затем вставьте защитную втулку в центр каждого кольца (см. иллюстрации). Введите защитные втулки в кольца, оставляя снаружи приблизительно 1 мм.
9.68а Смажьте универсальной смазкой внутренние выступы уплотнителей трубок инжекторов...
9.68b ...затем вставьте защитную втулку в центр каждого кольца - двигатели с 16 клапанами
69. Нанесите немного герметика на сопрягаемые поверхности корпуса подшипников распредвала в указанных областях (см. иллюстрацию). Позаботьтесь, чтобы герметик не попал в смазочное отверстие натяжителя цепи.
9.69 Нанесите герметик на сопрягаемые поверхности корпуса подшипников распредвала в указанных областях (стрелки) - двигатели с 16 клапанами
70. Установите корпус подшипников распредвала в головку блока цилиндров и затяните вручную крепящие болты и стойки.
71. Так как установочные штыри для совмещения корпуса подшипников не предусмотрены, временно установите вакуумный усилитель тормозов и совместите его с распредвалом. В то же время проверьте, что края корпуса подшипников и головки блока цилиндров совмещены в области канавки под сальник распредвала.
72. Работая в указанной последовательности, постепенно затяните крепящие болты и стойки кожуха подшипников с установленным усилием затяжки (см. иллюстрацию). При установленном кожухе подшипников, снимите временно установленный вакуумный усилитель.
9.72 Последовательность затяжки крепящих болтов/стоек кожуха подшипников распредвала - двигатели с 16 клапанами
73. Извлеките защитные втулки из кольцевых уплотнителей трубок инжекторов и убедитесь в правильности расположения уплотнителей трубок (см. иллюстрацию).
9.73 Извлеките защитные втулки из кольцевых уплотнителей трубок инжекторов - двигатели с 16 клапанами
74. Установите новый сальник распредвала, как описано в подразделе 14.
75. Установите верхний внутренний кожух зубчатого ремня привода и надежно притяните крепящими болтами.
76. Уложите провода на поддерживающую стойку в задней части верхнего внутреннего кожуха, затем установите и затяните стопорную гайку.
77. Установите звездочку на распредвал, убедившись, что установочный выступ звездочки совмещен с пазом распределительного вала.
78. Установите крепящий болт звездочки и уплотнитель. Затяните болте установленным усилием затяжки, избегая проворачивания распредвала как при операции снятия.
На заметку: Снятие и установка головки блока цилиндров является комплексной процедурой и далее предполагается, что перед началом работы подраздел прочитан полностью. Для облегчения установки сделайте примечания относительно местоположения всевозможных кронштейнов и порядка укладки шлангов и проводов перед снятием.