Снятие
1. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. Раздел 4), приводной ремень и зубчатый шкив (см. Раздел 7).
2. Снимите распределитель зажигания (см. Главу 5).
3. Ослабьте контргайки регулировочных болтов и выкручивая их, закройте все клапаны (см. Главу 1). Измерьте осевой зазор распредвала с помощью индикаторной головки. Если зазор выходит за пределы допустимого, то следует заменить распредвал или головку цилиндров или обеспечить необходимый люфт при помощи специальных шайб — проставок.
Рис. 10.3 Проверка осевого зазора распредвала с помощью индикатора. Передвигайте вал вперед и назад, как показано стрелками
4. Ослабьте болты крепления стоек осей коромысел примерно на ¼ оборота в последовательности крест-накрест. Как только все болты будут отпущены, снимите оси коромысел в сборе.
Болты крепления стоек оставьте в их отверстиях во избежание разборки узла под действием дистанционных пружин.
Рис. 10.4 Отпустите болты стоек осей коромысел (стрелки)
5. Снимите распредвал и промойте его.
Осмотр
6. Визуально оцените состояние кулачков и шеек распредвала. Определите наличие износа, питтинга, натертостей, навалакивания металла и признаков перегрева (цвета побежалости, обесцвеченные зоны). Определите наличие отслаивания твердого слоя поверхности каждого кулачка.
7. С помощью микрометра измерьте высоту каждого кулачка.
Если измеренное значение высоты кулачка меньше допустимого, замените распредвал.
8. Определите зазоры в подшипниках распредвала в следующем порядке:
- а) промойте крышки подшипников и шейки вала в бензине или дизтопливе и насухо вытрите.
- б) осторожно вложите вал в постель головки. Не вращайте вал во время измерений.
- в) положите куски пластикового калибра на каждую шейку вала.
- г) установите на место узел осей коромысел и, затяните от руки болты стоек.
- д) затягивайте болты до усилия, описываемого в спецификации, шагами по ¼ оборота в последовательности, указанной на рис. 10.8а.
Рис. 10.8а Последовательность затяжки болтов стоек осей коромысел
Рис. 10.8б Сравнение ширины раздавленных калибров со шкалой для определения зазора в подшипнике
- е) отверните болты, как указано в пункте 4 и снимите узел осей коромысел.
- ж) сравните толщину раздавленных калибров (8 самом широком месте) со шкалой на конверте с калибрами (см. рис. 10.86).
- з) если измеренный зазор больше допустимого, следует заменить распредвал и/или головку цилиндров.
- и) соскребите остатки пластиковых калибров с шеек вала.
9. Выньте болты крепления стоек коромысел и снимите детали с осей коромысел. Храните детали в том же порядке, в котором они стояли на оси.
Рис. 10.9 Сборка узла осей коромысел (карбюраторные двигатели)
10. Визуально определите наличие износа на концах коромысел и их подшипников. Определите состояние регулировочных винтов и контргаек, поверхностей крышек подшипников, пружин и втулок.
11. С помощью микрометра определите диаметр осей коромысел в местах работы коромысел.
12. Измерьте внутренний диаметр подшипников коромысел. По результатам измерений определите зазоры в соответствующих подшипниках.
13. Если зазоры окажутся больше допустимых, замените изношенные детали.
Установка
14. Соберите ось коромысел и вставьте болты в отверстия стоек для предотвращения самопроизвольной разборки. Все сопрягаемые поверхности и отверстия подачи масла должны быть чистыми и смазанными моторным маслом.
15. Уложите распредвал в постель головки цилиндров так, чтобы шпоночный паз смотрел вверх.
16. Установите сальник распредвала (при необходимости см. Раздел 9), смазав кромки моторным маслом.
17. Установите узел осей коромысел и затяните болты стоек от руки
18. Болты крепления стоек затягивайте шагами по ¼ оборота в последовательности, указанной на рис. 10.8а до усилия, описанного в спецификации.
19. Установите шпонку и вставьте зубчатый шкив привода распредвала. Затяните болт крепления зубчатого шкива с усилием, описанным в спецификации. Для предотвращения вращения вала просуньте в отверстие зубчатого шкива большую отвертку или вороток. Убедитесь. что установочные метки на зубчатом шкиве стоят правильно относительно головки цилиндров (см. рис 7.22).
20. Установите приводной ремень и снятые узлы в последовательности, обратной снятию.