Примечание: данная процедура не относится к 16-и клапанному двигателю. Сломанные клапанные пружины и дефектные уплотнения стержней клапанов могут быть заменены без демонтажа головки цилиндров Для проведения этих операций требуется специальный инструмент и сжатый воздух.
1. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. Раздел 4).
2. Снимите свечи зажигания с тех цилиндров, у которых дефектные детали. Если надо заменить уплотнения стержней клапанов, следует демонтировать все свечи для подачи сжатого воздуха.
3. Вращайте коленвал до тех пор. пока нужный поршень не будет в ВМТ такта сжатия (см. Раздел 3). Если идет замена уплотнений стержней клапанов, начинайте с первого цилиндра и переходите от цилиндра к цилиндру согласно порядку работы.
4. Вверните штуцер в отверстие для свечи и соедините его шлангом с источником сжатого воздуха.
5. Демонтируйте узел осей коромысел.
6. Подайте сжатый воздух в цилиндр.
Внимание: поршень может быть приведен в движение сжатым воздухом и двигатель внезапно начнет вращаться.
7. Клапаны будут поддерживаться на месте сжатым воздухом. Если имеет место износ в паре клапан/седло клапана и утечки воздуха будут значительные, а давление сжатого воздуха недостаточно для поддержания клапанов — воспользуйтесь другим способом, описанным ниже.
8. Если источник сжатого воздуха недоступен, вы можете воспользоваться другим способом. Подведите поршень близко в ВМТ. Затем через отверстие для свечи вводите в цилиндр нейлоновый шнур пока он не заполнит камеру сгорания.
Убедитесь, что конец шнура выступает из отверстия достаточно для легкого извлечения его из цилиндра. Затем поверните двигатель до легкого сопротивления, создаваемого шнуром.
9. Закройте все отверстия в головке тряпками для предотвращения попадания туда деталей клапанного механизма и с помощью съемника сожмите клапанные пружины. Удалите сухари.
Примечание: для сжатия пружин можно использовать пару ключей подходящего размера.
10. Удалите пружины клапанов, затем снимите маслосъемный колпачок с направляющей клапана.
Примечание: если после снятия пружин и маслосъемного колпачка давления воздуха недостаточно для удержания клапана в закрытом состоянии, это может говорить об износе пары клапан/седло клапана или цилиндро-поршневой группы, что потребует снятия головки и дополнительных ремонтных работ.
11. Наденьте резиновое кольцо на стержень клапана или обмотайте стержень изолентой для предотвращения опускания клапана и уберите давление воздуха.
Примечание: если вместо воздуха использовался шнур, слегка отодвиньте поршень для освобождения клапанов.
12. Осмотрите стержень клапана. Определите вращением клапана в направляющей наличие износов или погнутостей.
13. Перемещайте клапан вверх-вниз и убедитесь в отсутствии заеданий. Если заедание обнаружено, можно говорить о наличии погнутостей стержня клапана или повреждения направляющей. В этом случае головка цилиндров должна быть снята и проведены дополнительные ремонтные операции.
14. Снова подайте воздух в цилиндр (или подожмите клапаны поршнем). снимите резиновое кольцо со стрежнем клапана.
15. Смажьте стержень клапана моторным маслом и установите новый маслосъемный колпачок.
Примечание: маслосъемные колпачки впускного и выпускного клапанов не взаимозаменяемы: маслосъемный колпачок впускного клапана имеет белую пружину, выпускного — черную.
16. Установите пружины клапанов.
Примечание: старайтесь, чтобы концы пружин совпадали с метками, нанесенными краской на головке цилиндров.
17. Установите тарелки пружин. Сожмите пружины и вставьте сухари з их канавки. Для облегчения фиксации сухарей на стержне клапана слегка смажьте внутреннюю поверхность сухарей консистентной смазкой.
18. Уберите усилие сжатия с пружин и убедитесь в том, что сухари встали на место.
19. Уберите давление воздуха и выверните штуцер из отверстия для свечи (или вытяните шнур из цилиндра).
20. Установите узел осей коромысел (см. Раздел 10).
21. Установите свечи зажигания.
22. Установите крышку головки блока цилиндров (см. Раздел 4).
23. Запустите двигатель, проверьте отсутствие утечек масла и посторонних стуков под крышкой головки блока цилиндров по достижении рабочей температуры масла.