Примечание: до снятия узла поршень/шатун проведите демонтаж головки цилиндра и масляного поддона. Необходимая информация содержится в Части А Главы 2.
1. Нолем пальца проверьте наличие выступа в зоне остановки верхнего компрессионного кольца (около 8 мм к низу от среза цилиндра). Если выступ образован коксовыми отложениями, удалите их с помощью скребка или специального инструмента. Небрежное или неполное удаление выступа при демонтаже поршня может привести к его повреждению.
Рис. 12.1 Снятие нагара и выступов С верхней части цилиндра специальным инструментом перед демонтажом поршней
2. После удаления выступов поверните двигатель вверх коленвалом.
3. Проверьте осевой зазор между шатуном и коленвалом с помощью щупа. Если зазор превышает допустимый, замените шатун. Если устанавливается новый шатун (или коленвал), то зазор может стать меньше допустимого. В этом случае требуется механическая обработка шатуна.
Рис. 12.3 Измерение зазора шатун-коленвал
4. Проверьте наличие идентификационных меток на шатуне и его крышке (см. рис. 12.4а). Если метки отсутствуют, нанесите метки с помощью керна. Пример маркировки четвертого шатуна показан на рис. 12.4б.
Рис. 12.4а Нанесенные на шатун метки (показано стрелкой) не являются порядковым номером шатуна. Это код внутреннего диаметра постели шатунного подшипника
Рис. 12.4б Пробейте керном порядковый номер шатуна
5. Отворачивайте гайки крышки шатуна шагами по ½ оборота. Снимите шатунную крышку вместе с вкладышем. Не вынимайте вкладыш из крышки.
6. чтобы не повредить поверхности коленвала и стенки цилиндра, на каждый шатунный болт наденьте защитные куски пластиковой или резиновой трубки.
7. Снимите верхний вкладыш шатуна и вытолкните поршень из цилиндра. Для этого используйте брусок твердого дерева или рукоятку молотка. Если поршень не выходит из цилиндра, еще раз проверьте, полностью ли снят выступ вверху цилиндра.
8. Повторите шаги 3-7 для всех шатунов.
9. Поставьте крышки шатунов на свои места и наживите гайки на шатунные болты. Снимите вкладыши и храните их в месте, исключающем повреждение несущих поверхностей.
10. Не снимайте поршень с шатуна (за дополнительной информацией обращайтесь к разделу 17).