2. Поместите блок цилиндров на чистую, ровную рабочую поверхность картером вверх. Вытрите внутренние поверхности крышек коренных подшипников и соответствующие углубления в картере чистой тканью — они должны быть безупречно чистыми.
3. Очистите заднюю поверхность новых вкладышей подшипника тканью и поместите их в рабочее положение в картер. Убедитесь, что установочные выступы на вкладышах попали на соответствующие углубления в картере и что смазочные отверстия правильно совмещены (см. иллюстрацию). Не вгоняйте вкладыши на место с помощью молотка или другого вкладыша. Критически важно не повредить и не загрязнить рабочие поверхности подшипников.
4. Установите упорные шайбы с каждой из сторон подшипника №4 (5-ти цилиндровые двигатели). Нанесите небольшое количество смазки, чтобы удержать шайбы в рабочем положении. Убедитесь, что они в пазах помещены правильно, смазочными кивками наружу (см. иллюстрацию).
5. Еще раз оботрете установленные вкладыши коренных подшипников и шейки коленвала чистой тканью. Убедитесь, что смазочные отверстия в коленвале не забиты, поскольку оставленные здесь крупицы попадут на новые вкладыши при первом запуске двигателя.
6. Аккуратно поместите коленвал в картер, следя за тем, чтобы не сместить вкладыши подшипника.
Проверка рабочего зазора
7. Между коленвалом и вкладышами подшипников должен существовать зазор, чтобы могла циркулировать смазка. Этот зазор невозможно проверить с помощью щупа, поэтому необходим специальный инструмент Plastigage. Инструмент состоит из шкалы и пластичных нитей круглого сечения. Действуйте следующим образом.
8. Отрежьте несколько кусков нити Plastigage чуть короче, чем длина шейки коленвала. Поместите по куску на каждую шейку, параллельно оси вала (см. иллюстрацию).
9. Оботрите обратные поверхности новых нижние вкладыши коренных подшипников и установите их в крышки, чтобы установочные выступы попали в соответствующие углубления (см. иллюстрацию).
10. Вытрите рабочие поверхности вкладышей и, если есть возможность, слегка смажьте их силиконоотталкивающим составом — это предотвратит прилипание Plastigage. Установите крышки, каждую строго на прежнее место, используя метки изготовителя для ориентации. Крышки должны быть установлены так, чтобы углубления для установочных выступов вкладышей располагались на той же стороне, что и в седле подшипника.
11. Работая от крышки центрального подшипника к периферии, зажмите болты, поворачивая их на пол-оборота в один прием, моментом затяжки первой стадии (см. Спецификации). Не смещайте коленвал, пока Plastigage находится под вкладышами. Постепенно открутите болты крышек подшипников и снимите их, следя за тем, чтобы не сместить Plastigage.
12. Измерьте ширину нити Plastigage, используя шкалу инструмента (см. иллюстрацию). Это измерение равно рабочему зазору подшипника - сравните его с данными, приведенными в Спецификациях. Если зазор выходит за рамки допустимых отклонений, причиной могут быть инородные частицы, попавшие под вкладыши; попробуйте очистить их и повторите проверку. Если результаты все еще неудовлетворительны, заново измерьте диаметры шеек и проверьте размеры вкладышей. Если один конец нити Plastigage толще другого, шейки, возможно, сведены на конус и требуют переточки.
13. Если величина зазора соответствует регламентированным требованиям, аккуратно снимите остатки материала Plastigage с шеек и вкладышей. Используйте мягкий пластмассовый или деревянный скребок, чтобы не поцарапать поверхности.
Коленвал — заключительная установка
14. Поднимите коленвал из картера. Оботрите посадочные поверхности подшипников в картере и крышках.
15. Обильно смажьте вкладыши подшипников в картере чистым моторным маслом регламентированного сорта (см. иллюстрацию).
16. Опустите коленвал в рабочее положение так, чтобы шатунная шейка цилиндра №1 была в НМТ.
17. Смажьте нижние вкладыши в крышках коренных подшипников чистым моторным маслом, затем установите упорные шайбы по обе стороны крышки подшипника №3 или №4 (в зависимости от модели), помня о том, что выступы шайб должны попасть в углубления в крышке подшипника (см. иллюстрации). Убедитесь, что установочные выступы на вкладышах все еще стоят в соответствующих пазах крышек.
18. Установите крышки коренных подшипников, соблюдая их порядок и ориентацию — крышка подшипника №1 должен располагаться в переднем конце двигателя, а пазы под установочные выступы вкладышей в седлах и крышках подшипников должны быть обращены в одну сторону (см. иллюстрации). Вставьте болты крепления крышек подшипников и зажмите их пока только вручную.
19. Двигаясь от крышки центрального подшипника к крайним крышкам, зажмите болты их крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями. Где затяжка поделена на несколько стадий, зажмите все болты усилием первой стадии, затем повторите действие в той же последовательности для следующей стадии, и т.д. (см. иллюстрации).
20. Убедитесь, что коленвал вращается свободно, поворачивая его вручную. Если чувствуется сопротивление, проверьте рабочие зазоры, как описано выше.
21. Выполните проверку осевого зазора коленвала как описано в начале Главы 8.
22. Установите поршни и шатуны или соедините их с коленвалом (см. Главу 14).
23. См. Раздел 1А и выполните следующее:
- a) Установите кожух заднего сальника коленвала вместе с новым сальником (Раздел 1А).
- b) Установите масляный насос и всасывающую трубку, перегородку поддона и сам поддон (Раздел 1А).
- c) Установите маховик и сцепление или приводной диск (в зависимости от одели) (Раздел 1А).
- d) Установите звездочку коленвала и зубчатый приводной ремень (Раздел 1А).