Проверка рабочего зазора шатунного подшипника
Примечание: На этом этапе коленвал должен быть установлен в двигатель (см. Главу 12).
1. Как и у коренных подшипников, между шатунной шейкой коленвала и вкладышами подшипника должен существовать рабочий зазор. Имеются два метода проверки зазора.
2. Поместите блок цилиндров на чистую, ровную рабочую поверхность картером вверх. Поверните коленвал так, чтобы шатунная шейка цилиндра №1 встала в НМТ.
3. Первый метол менее точен и состоит в установке крышек подшипников на шатуны вне коленвала (вкладыши в рабочем положении) Измерьте внутренний диаметр собранной нижней головки шатуна, используя нутрометр. Затем вычтите из него диаметр соответствующей шатунной шейки коленвала, в результате получится рабочий зазор подшипника.
Примечание: Правильная ориентация крышек подшипников — критически важна (см. Примечание в Главе 7).
4. Второй метод подразумевает использование инструмента Piastigage тем же способом, как при проверке рабочего зазора коренного подшипника (см. Главу 12) и он намного более точен, чем предыдущий метод. Оботрите все шатунные шейки коленвала чистой тканью. Поместите кусок нити Piastigage на шейку подшипника.
5. Установите верхний вкладыш подшипника в шатун, следя за тем, чтобы его установочный выступ попал в соответствующий паз. Установите сборку поршня/шатуна на коленвал, затем установите крышку подшипника, используя метки изготовителя.
6. Зажмите гайки/болты крышки подшипника усилием затяжки Стадии 1. Следите за тем, чтобы не сместить нить Plastigage и не повернуть шатун.
7. Разберите сборку, не смещая шатун. Используйте шкалу, напечатанную на упаковке Plastigage, чтобы определить рабочий зазор шатунного подшипника, и сравните результат с данными, приведенными в Спецификациях.
8. Если зазор не соответствует регламентированным значениям, возможно, установлены вкладыши неподходящего размера (или они чрезмерно изношены, если установлены прежние вкладыши). Убедитесь, что между вкладышами и крышкой или шатуном не попали грязь или масло. Заново измерьте диаметр шатунной шейки коленвала. Обратите внимание, что, если один конец нити Plastigage шире, чем другой, шатунная шейка коленвала, возможно, сведена на конус и требует переточки.
9. По завершении, аккуратно счистите все следы материала Plastigage с коленвала и вкладышей подшипника. Используйте пластмассовый или деревянный скребок, который не поцарапает рабочие поверхности.
Сборки поршней/шатунов — заключительная установка
10. Обратите внимание, что следующая процедура предполагает, что крышки коренных подшипников коленвала уже стоят в рабочем положении (см. Главу 12).
11. Убедитесь, что вкладыши подшипника установлены правильно (см. начало этой Главы). Если устанавливаются новые вкладыши, смойте керосином все следы защитной смазки. Вытрите вкладыши и шатуны насухо плотной (без ворса) тканью.
12. Смажьте стенки цилиндров, поршни, поршневые кольца и верхние вкладыши подшипников чистым моторным маслом (см. иллюстрации). Разложите сборки поршней/шатунов в нужном порядке на верстаке. Где крышки подшипников крепятся гайками, обмотайте нарезные концы шпилек изоляционной лентой, чтобы не поцарапать шатунные шейки и цилиндры при установке поршней.
13. Начните со сборки поршня/шатуна №1. Убедитесь, что замки поршневых колец все еще расположены как описано в Главе 13, затем утопите их в канавки с помощью специального компрессора.
14. Вставьте сборку поршня/шатуна в верхнюю часть цилиндра №1. Направляйте нижнюю головку шатуна так, чтобы она не повредила стенки цилиндров. Где установлены масляные жиклеры, будьте очень осторожны, не сломайте их при установке шатунов на шейки коленвала.
15. Убедитесь, что поршень правильно ориентирован в цилиндре - головка поршня, шатуны и крышки шатунных подшипников имеют метки, которые должен быть направлены к переднему концу двигателя (см. Главу 7).
16. Уперев рукоятку молотка в головку поршня, введите сборку полностью в цилиндр, так чтобы головка поршня встала вровень верхним краем цилиндра (см. иллюстрацию).
17. Убедитесь, что вкладыш подшипника не сместился. Обильно смажьте шейку коленвала и оба вкладыша подшипника чистым моторным маслом. Следя за тем, чтобы не поцарапать стенки цилиндров, выведите сборку поршня/шатуна на шатунную шейку коленвала. Снимите со шпилек шатуна (где имеются) изоляционную ленту, смажьте маслом резьбу и обратные стороны головок болтов. Установите крышку шатунного подшипника, зажимая крепежные гайки /болты на этом этапе вручную (см. иллюстрацию). Обратите внимание, что ориентация крышки подшипника относительно шатуна критически важна Прорези обоих компонентов, расположенные близко к их контактным поверхностям, должны быть обращены к переднему концу двигателя (то есть в направлении стрелки на головке поршня) — см. иллюстрации в Главе 7.
18. На дизельных двигателях головки поршней имеют особую форму, призванную улучшить характеристики сгорания. Поршни №1 и №2 отличаются от остальных поршней. На них большие углубления под впускные клапаны должны быть обращены к маховику, а большие углубления под впускные клапаны на остальных поршнях должны быть обращены к переднему концу двигателя. Новые поршни имеют на головках цифровые коды 1/2 (поршни №1 и №2), 3/4 (поршень №3 или №4) и 3/4/5 (поршни №3, №4 и №5) (см. иллюстрацию).
19. Зажмите болты/гайки крепления усилием затяжки Стадии 1 (см. иллюстрацию).
20. Доверните болты/гайки на указанный в Стадии 2 угол (см. иллюстрацию).
21. Установите оставшиеся сборки поршней/шатунов таким же способом.
22. Проверните коленвал вручную. Убедитесь, что он вращается свободно. Некоторая жесткость вращения вполне нормальна, если были установлены новые компоненты, но вал должен вращаться ровно, без заеданий.
23. Если установлены новые поршни или новый «короткий двигатель» (см. Примечание в Главе 5), измерьте величину, на которую головки поршней в ВМТ выступают из блока цилиндров, чтобы определить требуемую толщину прокладки под головку блока цилиндров.
24. Установите блок цилиндров картером вниз на станине или деревянных брусках. Прикрепите к блоку микрометр и установите его стрелку на ноль, когда зонд прибора касается контактной с головкой блока цилиндров поверхности блока. Переместите зонд на головку поршня №1 и медленно поверните коленвал так, чтобы вывести этот поршень в ВМТ. Запишите показания прибора (см. иллюстрацию).
25. Повторите измерение на оставшихся поршнях.
26. Если результаты измерения различны для разных поршней, возьмите самое большое значение, чтобы определить тип прокладки под головку блока цилиндров — см. Спецификации.
27. Обратите внимание, что если были установлены прежние поршни, то новая прокладка под головку блока цилиндров должна быть идентична старой.
28. См. Раздел 1А, и установите масляный насос и его приемную трубку, поддон и его перегородку, маховик и головку блока цилиндров.