Разрез гидравлического толкателя клапана: 1 - кулачок распределительного вала; 2 - накопительная камера; 3 - обратный клапан; 4 - канал подвода масла к толкателю; 5 - камера высокого давления; 6 - толкатель; 7 - цилиндр; 8 - пружина компенсации клапанных зазоров; 9 - стержень клапана
Конструкция
Гидравлический толкатель состоит из двух основных подвижных частей: собственно толкателя 6 (см. рисунок), служащего одновременно в процессе работы плунжером, и цилиндра 7.
Под давлением пружины 8 плунжер и цилиндр отодвигаются друг от друга, благодаря чему выбирается зазор между кулачком распредели!ильного вала и торцом стержни клапана.
Заполнение и запирание камеры 5 высокого давления обеспечивается обратным клапаном 3.
Принцип действия
Момент начала подъема клапана
В момент наезда кулачка распределительного вала на стержень клапана обратный клапан опирает камеру и давление в ней возрастает. Увеличение давления не приводит к сжатию объема, занимаемого маслом в камере высокого давления. Толкатель, таким образом, работает как твердое тело.
Момент подъема клапана
Кулачок распределительного вала с силой давит *а толкатель, чю приводит к значительному увеличению давления в полости толкателя. Небольшое количество масла выбрасывается через неплотности между цилиндром и плунжером, что приводит к сжатию гидравлического толкателя максимально на С. 10 мм. Такое сжатие конструктивно необходимо для приработки толкателей даже при уменьшении расстояния между кулачком распределительного вала и торцом толкателя.
Компенсация зазора клапанов
Кулачок распределительного вала не давит на толкатель, и давление в камере высокого давления падает. Пружина разводит плунжер и цилиндр, компенсируя тем самым зазор между кулачком и торцом стержня клапана.
В этот момент открывается обратный клапан, некоторое количество масла поступает в камеру высокого давления. Это количество соответствует непосредственно компенсируемому зазору.
Примечание. Шумность работы привода клапанного механизма после пуска двигателя является нормальной. Это связано с тем, что при остановке двигателя часть масла вытекает из полости толкателей. С началом работы двигателя камера высокого давления вновь заполняется и шум прекращается. Заполнение камеры высокого давления продолжается до тех пор, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры.
Конструкция смазочного контура головки цилиндров исключает полное удаление масла из каналов после остановки двигателя. Это обеспечивает подачу масла в толкатели сразу же после пуска двигателя и скорейшее прекращение шумов в приводе клапанного механизма.
Работа гидротолкателей в момент пуска двигателя
После остановки двигателя из каналов, идущих от масляного насоса, стекает масло, а каналы подвода масла к толкателям остаются заполненными маслом. Для того чтобы воздух не поступал под действием давления масла в полость толкателя в момент пуска двигателя, в каналах подачи масла к толкателям имеются вентиляционные отверстия, обеспечивающие автоматическую продувку полости толкателей. Кроме того, вентиляционное отверстие позволяет снизить давление масла, поступающего в толкатели.