Указание: Если фазы газораспределения не отрегулированы, то привод клапанов и кривошипно-шатунный механизм работают не согласованно. Неправильно отрегулированный механизм газораспределения является причиной падения эффективной мощности двигателя, а в экстремальных случаях может привести к выходу двигателя из строя в результате удара поршня о не успевший закрыться клапан. Регулировка механизма газораспределения у каждого типа двигателя выполняется по-разному.
Замена зубчатого ремня у пяти- и шестицилиндровых двигателей возможна только с помощью специальных инструментов.
У пятицилиндрового двигателя для снятия зубчатого ремня нужно снять, а затем вновь установить виброгаситель на коленчатом вале. Данная операция выполняется с помощью специальной надставки 2079 дтя динамометрического ключа и контропоры 2084. Эти приспособления не нужны при замене только головки блока цилиндров. 11ри замене головки зубчатый ремень в своей нижней части остаётся на шестерне коленчатого вала.
Что касается шестицилиндрового двигателя, то для регулировки газораспределительного механизма после замены зубчатого ремня и демонтажа головки блока цилиндров необходима точная, с помощью специальных приборов, установка распределительного и коленчатого валов в положение ВМТ.
Эти трудности не свойственны четырехцилиндровому двигателю. При выполнении работ с зубчатым ремнем специальные инструменты не нужны.
Четырехцилиндровый двигатель
1. Установите поршень цилиндра №1 в положение ВМТ.
2. Снимите клиновой или ручейковый ремень.
3. Снимите ременный шкив с коленчатого вала, вывернув болты крепления с внутренним шестигранником (не центральный болт крепления).
4. Снимите защитный кожух зубчатого ремня.
5. Ослабьте натяжение зубчатого ремня и снимите его.
6. Установите новый зубчатый ремень. Если не произошло смещения коленчатого и распределительного валов, то можно исходить из того, что настройка привода клапанов не сбита. Мы рекомендуем перестраховаться и еще раз проверить её.
7. Вращайте шестерню зубчатого ремня на распределительном валу до тех пор, пока метка под стрелкой на шестерне 1 не совпадет с меткой на задней защитной крышке зубчатого ремня 2 (см. иллюстрацию).
Если же понадобится провернуть распределительный вал, то это можно будет сделать при условии, что ни один из поршней не будет находиться в ВМТ. В противном случае произойдет повреждение клапанов или поршней.
8. Уложите зубчатый ремень на шестерни коленчатого и промежуточного валов.
9. Закрепите шкив клинового ремня на коленчатом валу, ввернув один болт. При этом соблюдайте правильную установку шкива, которая зависит от версии двигателя. В некоторых случаях ременный шкив должен зафиксироваться на упорном штифту. У других вариантах отверстия под болты крепления шкива расположены асимметрично и поэтому установка шкива будет выполнена правильно, если все отверстия на шкиве совпадут с отверстиями на коленчатом вале.
10. Вращайтеколенчатыйвалдотехпор, пока насечка на шкиве клинового ремня не будет обращена вверх.
11. Совместите насечку на шестерне промежуточного вала с насечкой на шкиве клинового ремня (см. стрелки на иллюстрации).
12. Наложите зубчатый ремень. Не допустите при этом смещения положения шестерен и шкивов.
13. Натяните зубчатый ремень.
14. Снимите крышку распределителя зажигания и убедитесь, что бегунок распределителя обращен к насечке на корпусе распределителя. Если это не так, то выверните болт крепления распределителя.
15. Вращайте распределитель до тех пор, пока бегунок не станет напротив насечки. При необходимости извлеките бегунок и установите его вновь напротив насечки.
16. Установите распределитель зажигания на место и закрепите болтом.
17. Проверните двигатель два раза и проверьте регулировку.
Перед тем как установить нижнюю часть защитного кожуха зубчатого ремня, еще раз снимите шкив клинового ремня с коленчатого вала.
18. Установите ременной шкив на место и убедитесь в его правильной посадке.
19. Затяните болты крепления ременного шкива с моментом 20 Нм.
20. Отрегулируйте угол опережения зажигания.
Пятицилиндровый двигатель
Если зубчатый ремень снимается только с шестерни распределительного вала, чтобы заменить головку блока цилиндров, то специальный инструмент не нужен.
21. Установите поршень цилиндра №1 в положение ВМТ.
22. Снимите клиновой ремень.
23. Снимите защитный кожух зубчатого ремня.
24. Ослабьте натяжение зубчатого ремня и снимите его.
25. Установите контропору 2084 на ременный шкив коленчатого вала (с виброгасителем) и выверните центральный болт с помощью надставки 2079.
26. Снимите шкив, шестерню и зубчатый ремень.
27. Отметьте направление вращения зубчатого ремня, чтобы правильно установить его. Прежний зубчатый ремень всегда устанавливайте, соблюдая его направление вращения.
28. Уложите зубчатый ремень на снятую шестерню коленчатого вала.
29. Установите шестерню зубчатого ремня вместе с ремнем на коленчатый вал. Убедитесь, что зубчатый ремень нигде не пережимается.
30. Установите контропору 2084 на ременный шкив коленчатого вала (с виброгасителем) и затяните центральный болт с помощью надставки 2079 с моментом 350 Нм.
31. Убедитесь, что распределительный и коленчатый валы находятся в ВМТ. Если это не так, то вращайте распределительный вал до тех пор, пока метка в виде насечки на тыльной стороне шестерни зубчатого ремня не совпадет с верхней кромкой крышки головки блока цилиндров. Это положение можно наблюдать через смотровое отверстие (см. стрелку на иллюстрации).
32. Установите метку положения коленчатого вала в ВМТ, находящуюся на маховике, напротив метки в смотровом окошке на картере. Можно также воспользоваться опорными метками ВМТ на шкиве клинового ремня на коленчатом валу. Цифрами 1 и 2 отмечены опорные метки при установленном защитном кожухе зубчатого ремня, цифрами 3 и 4 — ВМТ при снятом защитном кожухе (см. иллюстрации).
33. Наложите зубчатый ремень на шестерни распределительного вала и водяного насоса, а также на натяжной ролик. Положение распределительного и коленчатого валов не изменяйте.
34. Натяните зубчатый ремень.
35. Выполните два полных оборота двигателя и проверьте регулировку.
36. Проверьте положение распределителя зажигания, выполнив все действия, указанные для четырехцилиндрового двигателя.
37. Отрегулирумте угол опережения зажигания.
Шестицилиндровый двигатель
Для замены зубчатого ремня необходимы специальные инструменты.
38. Снимите ручейковый ремень вместе с механизмом натяжения.
39. Снимите с обеих сторон защитные кожухи зубчатого ремня.
40. Установите поршень цилиндра №1 в положение ВМТ. Опорные метки на ременном шкиве и защитном кожухе зубчатого ремня должны совпадать, а отверстия большего диаметра на стопорных пластинах шестерен обоих распределительных валов не будут обращены к центру двигателя.
41. Выверните из блока цилиндров датчик угла опережения зажигания, а вместо него вверните специальное приспособление 3242, называемое упором коленчатого вала. Это приспособление при ввинчивании должно зайти в соответствующее отверстие на коленчатом валу. Затяните приспособление без приложения значительного усилия (см. иллюстрацию).
42. Снимите с коленчатого вала шкив ручейкового ремня и нижнюю часть защитного кожуха зубчатого ремня.
43. Обозначьте направление вращения зубчатого ремня для последующей установки. Направление вращения зубчатого ремня при его последующей установке не изменяйте.
44. Закрепите специальное приспособление 3243 на стопорных пластинах распределительных ватов. Это приспособление называют упором распределительного вала при его установке в ВМТ (см. иллюстрацию).
45. Ослабьте болты крепления шестерен зубчатого ремня на распределительных валах, вывернув их примерно на три оборота.
46. Снимите упор распределительного вала 3243.
47. Снимите шестерни зубчатого ремня с конуса обоих распределительных валов. Воспользуйтесь для этого кулачковым съемником.
48. Вставьте кулачки в отверстия шестерни и уприте их в ступицу шестерни. При этом болт крепления шестерни остаётся ослабленным примерно на три оборота (см. иллюстрацию).
С этого момента выполняются регулировочные работы. Если зубчатый ремень будет заменен, то это надлежит сделать сейчас.
49. Наложите зубчатый ремень.
50. Закрепите на стопорных пластинах распределительных валов специальное приспособление 3243 и убедитесь, что приспособление установлено правильно. Шестерни зубчатого ремня на конусах обоих распределительных валов должны сидеть так, чтобы их можно было провернуть, однако нельзя допускать, чтобы шестерни могли раскачиваться со стороны в сторону. Болт крепления должен быть затянут рукой.
51. Натяните зубчатый ремень.
52. Затяните болты крепления шестерен зубчатого ремня на распределительных валах с моментом 70 Нм.
53. Снимите специальные приспособления.
54. Установите на место все снятые перед этим детали.