Проверка выполняется на прогретом до рабочей температуры двигателе.
Бензиновые двигатели
1. Четырехцилиндровый двигатель. Отсоедините штекер выходного каскада катушки зажигания.
2 .Отсоедините многоконтактный штекер от блока системы впрыска топлива (двигатель мощностью 66 кВт) или же штекер питания всех четырех клапанных форсунок (двигатель мощностью 85 кВт).
3. Пятицилиндровый двигатель. Отсоедините штекер выходного каскада катушки зажигания.
4. Вытащите предохранитель № 17 из блока предохранителей.
5. Шестицилиндровый двигатель. Отсоедините оба штекера выходного каскада катушек зажигания.
6. Отсоедините штекеры всех шести клапанных форсунок.
7. Отсоедините держатели проводов высокого напряжения свечей зажигания третьего и четвертого цилиндров.
8. Все двигатели. Выверните свечи зажигания.
9. Вставьте резиновый конус компрес-сометра в отверстие для свечи цилиндра №1 или вверните наконечник переходника в отверстие для свечи. Последовательность проверки компрессии значения не имеет. Рекомендуется лишь записывать номер проверенного цилиндра (см. иллюстрацию).
10. Затяните ручной тормоз.
11. Установите коробку передач в нейтральное положение. У автомобилей с автоматической коробкой передач рычаг управления коробкой установите в по ложение «Р».
12. Попросите помощника вращать двигатель стартером. Педаль акселератора следует нажать до упора с целью лучшего наполнения цилиндров.
13. Запишите показание, как только рост давления в цилиндре прекратится.
14. Приступите к измерению компрессии на следующем цилиндре.
Дизельные двигатели
15. Отсоедините провод питания клапана отсечки топлива на ТНВД.
16. Двигатели TD. Отсоедините топливопроводы от форсунок и уложите их на чистую ветошь.
17. Выверните все клапанные форсунки.
18. Извлеките теплозащитные прокладки из отверстий для форсунок.
19. Двигатели TD1. Снимите наконечники со свечей накаливания и выверните сами свечи.
20. Все двигатели. Вверните наконечник переходника в отверстие .для форсунки или для свечи накаливания цилиндра № 1. При проверке компрессии у двигателя TD под наконечник поставьте прежнюю теплозащитную прокладку (см. иллюстрацию).
21. Установите коробку передач в нейтральное положение.
22. Запустите стартер и дождитесь прекращения роста давления, отмечаемого компрессометром.
23. Запишите полученное значение.
24. Приступите к измерению компрессии на следующем цилиндре.
После окончания проверки свечи накаливания у двигателя TD1 вверните с моментом 15 Нм, а у двигателей TD установите новые теплозащитные прокладки под клапанные форсунки. Клапанные форсунки затяните с моментом 70 Нм, а гайки топливопроводов на форсунках — с моментом 25 Нм.
Одинаково низкая компрессия, не выходящая за рамки допустимых минимальных значений, не является поводом для беспокойства. Более низкие значения могут быть результатом влияния допусков, свойственных каждому типу комп-рессометра. Поводом для тревоги является повышенная разность давления в смежных цилиндрах. У бензиновых двигателей она не должна выходить за рамки 2-3 бар. Причиной появления больших значений могут быть:
- износ поршней и поршневых колеи,
- заклинивание поршневых колец отложениями,
- деформация цилиндра в результате заклинивания поршня,
- накопившиеся отложения на стержнях клапанов,
- подгоревшие и негерметично закрывающиеся клапаны. В большинстве случаев именно негерметичные клапаны являются причиной низкой компрессии и падения эффективной мощности двигателя. Данный дефект можно устранить только при переборке головки блока цилиндров.
Чтобы установить причину падения компрессии у бензиновых двигателей, пользуются следующим приемом. В отверстие свечи зажигания масленкой закапывают несколько капель моторного масла и еще раз измеряют компрессию. Если показания по-прежнему плохие, то причина тому негерметичность клапанов. Если же давление повысилось, то причиной его снижения являются поршневые кольца или даже сами цилиндры. Закапанное масло на какое-то время создало герметичную пленку между поршнями и стенками цилиндров, не давая таким образом газам возможности просочиться.
Более точные данные о причинах падения давления сжатия можно получить, проведя проверку компрессии сжатым воздухом. Эту проверку выполняют многие мастерские. При её проведении сжатый воздух подаётся в камеру сжигания через отверстие для свечи зажигания. Падение давления в камере сгорания регистрируется при этом компрессометром, а место утечки воздуха можно определить на слух.
Выход сжатого воздуха из выхлопной трубы, сопровождаемый шипением, указывает на то, что негерметичен выпускной клапан. Если же сжатый воздух выходит из воздушного фильтра, то это свидетельство негерметичности впускного клапана. При дефекте прокладки головки блока цилиндров или трещине головки сжатый воздух выходит через отверстие рядом расположенной свечи зажигания или же через открытый расширительный бачок с охлаждающей жидкостью. При износе рабочих стенок цилиндра, направляющих поршней или поршневых колец сжатый воздух попадает в картер и выходит через открытый маслоналивной патрубок или же через направляющую трубку стержневого указателя уровня моторного масла.