Даже вполне исправный двигатель в минуту пропускает в картер примерно 50-70 литров газов, образующихся при сжигании топливовоздушной смеси. Эти газы следует отводить из картера во избежание повреждения уплотнительных прокладок. Эту функцию выполняет система вентиляции картера. Отработавшие газы из картера направляются в воздухозаборник или к воздушному фильтру, а затем поступают на дожигание в составе топливовоздушной смеси.
Побочный эффект, возникающий при вентиляции картера и состоящий в том, что отводимые газы захватывают некоторое количество моторного масла, обращен на пользу двигателю. Эти капельки масла идут на смазку посадочных колец впускных клапанов, увеличивая срок их эксплуатации. Чтобы газы не уносили с собой большого количества масла, на вентиляционном отверстии картера на крышке головки блока цилиндров находится редукционный клапан.
Внимание! Падение компрессии с одновременным увеличением объема отводимых из картера газов свидетельствует об износе поршней, поршневых колец и рабочих поверхностей цилиндров.