Примечание. Для проверки и регулировки натяжения зубчатого ремня Citroen рекомендует использовать электронный инструмент (SEEM 4722-7). Следующее описание предполагает, что это оборудование имеется в наличии. Точное натяжение зубчатого ремня привода газораспределительного механизма очень существенно и, если это оборудование отсутствует, необходимо эту работу выполнять у дилера Citroen.
1. Зубчатый ремень приводит в действие распределительный вал и водяной насос и приводится в действие шкивом, расположенным на правом конце коленчатого вала. В случае разрыва ремня, возможно, произойдет соударение поршней и клапанов, в результате чего потребуется дорогостоящий ремонт двигателя.
2. Зубчатый ремень необходимо заменять строго в соответствии с графиком технического обслуживания или чаще (см. раздел 1).
3. После снятия зубчатого ремня проверьте состояние водяного насоса (на отсутствие утечек охлаждающей жидкости). Это может исключить снятие зубчатого ремня через некоторое время, если водяной насос выйдет из строя.
Снятие
4. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
5. Снимите центральный и/или нижний кожухи зубчатого ремня.
6. Для улучшения доступа снимите правую опору двигателя. Это несущественно, но значительно облегчает снятие зубчатого ремня с двигателя, установленного в автомобиле.
7. Проверните коленчатый вал до совмещения установочных отверстий в шкивах распределительного и коленчатого валов и зафиксируйте их в этом положении стержнями. Не проворачивайте коленчатый вал двигателя, пока коленчатый вал/распределительный вал находятся в заблокированном положении.
8. Ослабьте болт крепления шкива механизма натяжения зубчатого ремня. Позвольте шкиву повернуться в направлении по часовой стрелке, при этом ослабится натяжение зубчатого ремня. Повторно затяните болт крепления шкива, чтобы зафиксировать его в ослабленном положении.
9. Если зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, краской белого цвета отметьте направление его вращения. Если при установке зубчатый ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению. Снимите зубчатый ремень со шкивов двигателя. Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при снятом зубчатом ремне, так как поршни могут удариться о клапаны.
10. Тщательно проверьте состояние зубчатого ремня на наличие неравномерного износа, расслоения или попадания на него моторного масла. Обратите особое внимание на основания зубьев. При наличии любых дефектов на зубчатом ремне его необходимо заменить. Если проводится капитальный ремонт двигателя, при этом пробег автомобиля составил более 60 000 км, замените зубчатый ремень независимо от его состояния Стоимость нового ремня незначительна по сравнению со стоимостью возможного ремонта в результате разрыва ремня в процессе последующей эксплуатации При наличии на ремне следов моторного масла определите и устраните источник утечки масла. Очистите от остатков моторного масла зону расположения зубчатого ремня и все связанные элементы
Установка
11. Перед установкой зубчатого ремня очистите шкивы зубчатого ремня. Проверьте состояние и плавность вращения шкива механизма натяжения и, при необходимости, замените его.
12. Убедитесь, что инструменты блокирования распределительного вала находятся на месте. Временно установите шкив на коленчатый вал, затем вставьте стержень через отверстие в шкиве коленчатого вала и блока цилиндров и убедитесь, что коленчатый вал находится в правильном положении.
13. Снимите шкив с коленчатого вала. Введите зубчатый ремень на место в исходное положение, при этом стрелка на ремне должна совпадать с направлением вращения ремня (по часовой стрелке, если смотреть с правой стороны двигателя).
14. При установке не перекручивайте и не перегибайте зубчатый ремень. Установите зубчатый ремень на шкивы распределительных и коленчатого валов. Убедитесь, что передняя ветвь ремня хорошо натянута, т.е. провисание ремня должно быть со стороны механизма натяжения Установите зубчатый ремень на шкивы водяного насоса и механизма натяжения. Убедитесь, что зубья ремня правильно совмещены с зубьями шкивов.
15. Ослабьте болт крепления шкива механизма натяжения зубчатого ремня. Поверните шкив против часовой стрелки до полного устранения провисания ремня, затем повторно затяните болт. Отрегулируйте натяжение зубчатого ремня следующим образом.
Регулировка натяжения
16. Установите сенсорную головку электронного инструмента на натянутую переднюю ветвь зубчатого ремня, в центре ветви ремня, соединяющей шкивы коленчатого и распределительного валов.
17. Ослабьте болт крепления шкива механизма натяжения и вставьте короткий стержень квадратного сечения со стороной квадрата 8 мм в отверстие на передней стороне шкива механизма натяжения.
18. Установите на стержень квадратного сечения гаечный ключ и поверните его против часовой стрелки до появления начальной установки натяжения ремня, равной 30±2 единиц SEEM, которые отображаются на дисплее электронного инструмента. Удерживая шкив механизма натяжения в этом положении, затяните болт крепления шкива.
19. Снимите инструменты, блокирующие шкив распределительного вала, а также сенсорную головку электронного инструмента.
20. Остановите шкив коленчатого вала и закрепите болтом, затянув его с умеренным усилием.
21. За болт крепления шкива проверните коленчатый вал двигателя на два полных оборота в направлении его рабочего вращения. В любом случае не проворачивайте коленчатый вал двигателя против часовой стрелки. Убедитесь, что отверстия в шкивах распределительного и коленчатого валов совмещены с соответствующими отверстиями и в них можно вставить блокирующие стержни. Это указывает, что момент открытия или закрытия клапанов правильный. В этом случае снимите блокирующие стержни.
22. Если отверстия в шкивах не совмещены с соответствующими отверстиями, повторите процедуру установки зубчатого ремня.
23. За болт крепления шкива проверните коленчатый вал двигателя на два полных оборота в направлении его рабочего вращения и установите стержни, блокирующие шкив распределительного вала, а также сенсорную головку электронного инструмента.
24. Проверьте натяжение зубчатого ремня, которое должно быть равно 44±2 единицам SEEM. При необходимости откорректируйте положение шкива механизма натяжения, затем повторно затяните болт требуемым моментом. Снимите инструменты, блокирующие шкив распределительного вала, а также сенсорную головку электронного инструмента, и проверите коленчатый вал двигателя на два полных оборота в направлении его рабочего вращения и повторно проверьте натяжение ремня. При необходимости повторяйте эту процедуру до получения требуемого натяжения зубчатого ремня.
25. После окончания натяжения зубчатого ремня снимите инструмент блокирования шкива распределительного вала, затем снимите шкив коленчатого вала и установите кожухи зубчатого ремня.
26. Установите шкив коленчатого вала и подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.