Примечание. Двигатели с 16 клапанами оборудованы гидравлическими толкателями, в результате чего осуществляется автоматическая регулировка клапанных зазоров.
Проверка
1. Правильные клапанные зазоры очень важны, так как они определяют характеристику двигателя. Проверка клапанных зазоров не расценивается как повседневное действие. Однако необходимо проверить клапанные зазоры, если при работе двигателя клапаны издают повышенный шум, после капитального ремонта или уменьшения мощности двигателя. Проверку и регулировку клапанных зазоров необходимо проводить на холодном двигателе.
2. Заблокируйте задние колеса упорами, поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. Снимите правое переднее колесо.
3. Для доступа к болту крепления шкива коленчатого вала снимите правый пластмассовый подкрылок, который крепится винтами и зажимами. Также освободите зажимы крепления шлангов системы охлаждения к арке колеса.
4. Коленчатый вал двигателя необходимо проворачивать гаечным ключом за болт крепления шкива коленчатого вала.
5. Снимите крышку головки цилиндров, как описано в главе 4.
6. Нарисуйте схему двигателя и пронумеруйте цилиндры от 1 до 4. Цилиндр №1 находится со стороны коробки передач На каждом цилиндре нарисуйте впускные и выпускные клапаны (рис. 2В.36). Выше каждого цилиндра на рисунке проведите две горизонтальные линии. На линии 1 запишите фактический зазор всех клапанов, а на линии 2 - величину, на которую необходимо изменить зазор для получения требуемой величины зазора.
Рис. 2В.36. Пример вычисления толщины регулировочной прокладки клапана: I - впускной клапан; Е - выпускной клапан; 1 - измеренный зазор; 2 - разница между 1 и 3; 3 - нормальный зазор; 4-толщина установленной регулировочной прокладки; 5 - вычисленная толщина новой регулировочной прокладки
7. Проверните коленчатый вал до полного закрытия впускного клапана цилиндра №1, т.е. кулачок распределительного вала на этом клапане должен быть направлен вверх.
8. Щупом измерьте зазор между основанием кулачка и толкателем. Сделайте запись фактического зазора на линии 1 напротив соответствующего клапана.
9. Повторите измерения для оставшихся семи клапанов, проворачивая коленчатый вал по мере необходимости так, чтобы кулачок проверяемого клапана был направлен вверх.
10. Вычислите разницу между фактическим и требуемым зазором и запишите на линии 2. Последовательность расположения клапанов с любой стороны двигателя:
Выпускной-Впускной-Впускной-Выпускной-Выпускной-Впускной-Впускной-Выпускной
11. Если все зазоры находятся в требуемых пределах, установите крышку головки цилиндров, под крылом пластиковый подкрылок, колесо и опустите автомобиль.
12. Если фактический зазор не соответствует требуемому, необходимо провести регулировку.
Регулировка
13. Снимите распределительный вал, как описано в главе 11.
14. Снимите первый толкатель с головки цилиндров и извлеките регулировочную прокладку с верхней части клапана. Тщательно протрите регулировочную прокладку и микрометром измерьте ее толщину (рис. 2В.37, 2В.38). Регулировочные прокладки обычно промаркированы, но их толщина может уменьшаться за счет износа.
Рис. 2В.37. Извлечение толкателя (стрелкой показана регулировочная прокладка) | Рис. 2В.38. Использование микрометра для измерения толщины регулировочной прокладки |
15. Обращаясь к рисунку состояния клапанных зазоров, необходимо определить толщину новой регулировочной прокладки. Если фактический зазор клапана был больше требуемого, то толщина регулировочной прокладки должна быть увеличена на величину, записанную на линии 2 напротив соответствующего клапана Если фактический зазор клапана был меньше требуемого, то толщина регулировочной прокладки должна быть уменьшена на величину, записанную на линии 2 напротив соответствующего клапана.
16. На рисунке 2В.36 проведите три горизонтальные линии ниже каждого клапана На линии 4 запишите измеренную толщину регулировочной прокладки, затем добавьте или вычтите значение, записанное на линии 2. В результате получается толщина прокладки, которую необходимо установить для получения оптимального зазора клапана, которую необходимо записать на линии 5.
17. Толщина регулировочных прокладок находится в пределах от 2,225 до 3,550 мм с шагом 0,025 мм.
18. Повторите операции по выбору новых регулировочных прокладок для оставшихся клапанов.
19. При установке новой прокладки устанавливайте прокладку маркировкой вниз. Сверху на регулировочных прокладках установите толкатели.
20. Установите распределительный вал и повторно измерьте клапанные зазоры.