Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Двигатели с 8 клапанами
2. Снимите крышку головки цилиндров и шкив распределительного вала.
3. Снимите катушку зажигания, как описано в главе 5В.
4. Отверните верхний болт крепления кожуха термостата к левому переднему концу головки цилиндров. Снимите болт вместе с уплотнительной шайбой.
5. Соблюдая осторожность, снимите трубку подачи масла в верхние крышки подшипников распределительного вала (рис. 2В.31). Обратите внимание на уплотнительные кольца круглого сечения, установленные в каждом соединении трубопровода.
Рис. 2В.31. Снятие трубки подачи масла к крышкам подшипников распределительного вала - двигатель с клапанами
6. Крышки подшипников распределительного вала пронумерованы от 1 до 5, причем крышка №1 находится со стороны коробки передач. Если крышки не пронумерованы, пронумеруйте их. Также отметьте положение каждой крышки.
7. Равномерно и постепенно ослабьте гайки крепления крышек подшипников распределительного вала. Как только давление клапанной пружины прекратится, отвинтите гайки полностью (рис. 2В.32).
Рис. 2В.32. Отворачивание гаек крепления крышек подшипников распределительного вала - двигатель с 8 клапанами
8. Снимите крышки подшипников распределительного вала (рис. 2В.ЗЗ).
Рис. 2В.ЗЗ. Снятие крышек подшипников распределительного вала - двигатель с 8 клапанами
9. Снимите распределительный вал с головки цилиндров и уплотнительное кольцо с конца распределительного вала (рис. 2В.34).
Рис. 2В.34. Снятие распределительного вала с двигателей с 8 клапанами
10. Используя резиновую присоску, извлеките толкатели и разместите их в восьми соответствующих контейнерах таким образом, чтобы их при сборке можно было установить на свои места. Пр! необходимости можно снять регулировочную прокладку с верхней части штока клапана и хранить ее с соответствующим толкателем.
Двигатели с 16 клапанами
11. Снимите обе крышки с головок цилиндров.
12. Снимите оба шкива с распредели тельных валов вместе со ступицами, г также шкив механизма натяжения зубчатого ремня.
13. Снимите верхний внутренний кожу) зубчатого ремня.
14. Равномерно и постепенно отверните двенадцать болтов крепления подшипников распределительных валов к головке цилиндров. Извлеките болты и снимите корпуса подшипников.
15. Так как оба распределительных вала идентичны, необходимо перед их снятием отметить распределительный вал управляющий впускными клапанами, и распределительный вал, управляющий выпускными клапанами.
16. Наклоните распределительные валы нажимая их вниз со стороны коробки передач, и отсоедините от центральное подшипника со стороны зубчатого ремня. Аккуратно снимите распределительные валы и снимите сальники с каждого распределительного вала.
17. Используя резиновую присоску, извлеките гидравлические толкатели и разместите их в 16 соответствующих контейнерах таким образом, чтобы их при сборке можно было установить на свои места.
Проверка
18. Исследуйте рабочие поверхности шеек подшипников распределительного вала и контуры кулачков на наличие износа и задиров. При наличии любых повреждений замените распределительный вал. Проверьте состояние рабочих поверхностей подшипников распределительных валов в головке цилиндров. Если рабочие поверхности подшипников изношены, необходимо заменить головку цилиндров. При наличии нутромера измерьте диаметры подшипников распределительного вала в головке цилиндров.
19. Исследуйте состояние гидравлических толкателей клапанов. Если на толкателях имеется износ от кулачков распределительного вала, толкатель необходимо заменить (возможно, вместе с распределительным валом).
Установка
Двигатели с 8 клапанами
20. Установите регулировочные прокладки в верхней части стержня клапана. Ни в коем случае не поменяйте регулировочные прокладки местами, т.к. это приведет к нарушению величины клапанного зазора.
21. Смажьте моторным маслом гидравлические толкатели и их гнезда в головке цилиндров и установите в головку цилиндров, причем толкатели должны стать на свои прежние места.
22. Смажьте моторным маслом кулачки и шейки подшипников распределительного вала, затем установите распределительный вал в головку цилиндров. Временно установите шкив на распределительный вал и совместите установочные отверстия в шкиве с отверстием в головке цилиндров. Проверьте, чтобы установочный стержень блокировал шкив маховика. Также проверьте, что коленчатый вал все еще заблокирован в исходном положении.
23. Проверьте, что крышки подшипников тщательно очищены. Нанесите тонкий слой герметика на привалочную поверхность корпуса термостата и установите крышки подшипников в соответствии с их маркировкой.
24. Равномерно и постепенно (каждый раз на 1 оборот) затяните гайки крепления крышек подшипников распределительных валов до касания их с головкой цилиндров. После этого по спирали затяните все гайки требуемым моментом.
25. Проверьте места соединения трубопровода подачи масла к подшипникам распределительного вала, а также уплотнительные кольца круглого сечения на наличие повреждений и, при необходимости, замените их. Смажьте уплотнительные кольца круглого сечения моторным маслом и, соблюдая осторожность, установите трубопровод.
26. Проверьте состояние уплотнительной шайбы и, при необходимости, замените ее. Вверните верхний болт крепления кожуха термостата и затяните его требуемым моментом.
27. Установите катушку зажигания.
28. Установите новый сальник и шкив распределительного вала.
29. Проверьте клапанные зазоры.
30. Установите крышку головки цилиндров и подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
Двигатели с 16 клапанами
31. Тщательно очистите корпуса подшипников распределительного вала. Чистой тканью очистите отверстия для болтов в головке цилиндра. Убедитесь, что привалочные поверхности головки цилиндров и корпусов подшипников чистые и свободны от масла.
32. Смажьте моторным маслом гидравлические толкатели и установите их на свои места. Проверьте, что каждый толкатель свободно поворачивается в отверстии.
33. Смажьте моторным маслом подшипники и кулачки распределительных валов и установите распределительные валы в головку следующим образом: Распределительный вал выпускных клапанов: Кулачки цилиндра №1 должны быть направлены вверх.
Распределительный вал впускных клапанов: Кулачки цилиндра №2 должны быть направлены вверх.
34. Убедитесь, что направляющие штифты находятся на своих местах, т.е. в каждом углу головки цилиндров.
35. Нанесите силиконовую смазку по периметру привалочных поверхностей и вокруг отверстий под болты
36. Смажьте моторным маслом подшипники распределительного вала и установите корпуса подшипников на распределительные валы. Установите болты.
37. Постепенно в определенной последовательности затяните болты крепления корпусов подшипников в две стадии (рис. 2В.35).
Рис. 2В.35. Последовательность затягивания болтов крепления подшипников распределительных валов - двигатель с 16 клапанами
38. Установите верхний внутренний кожух зубчатого ремня.
39. Установите шкив механизма натяжения зубчатого ремня.
40. Установите крышки головок цилиндров.
41. Установите новые сальники, ступицы и шкивы распределительных валов.