Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
3. Снимите зубчатый ремень, как описано в главе 7 или 8.
Двигатели с 8 клапанами
4. Снимите крышку головки цилиндров.
5. Снимите воздушный патрубок, соединяющий воздушный фильтр с дроссельным узлом.
6. Далее приведено описание снятия головки цилиндров с впускным и выпускным коллекторами. Если предварительно необходимо снять коллекторы, смотрите соответствующее описание в разделе 4А.
7. На моделях с автоматической коробкой передач снимите верхний и нижний кронштейны правой опоры двигателя.
8. Отсоедините приемную выхлопную трубу системы выпуска отработавших газов от выпускного коллектора (см. описание в разделе 4А). При наличии, отсоедините провода датчика концентрации кислорода, чтобы они не порвались под действием веса системы выпуска отработавших газов.
9. Выполните действия, описанные в разделе 4А:
- a) Разгерметизируйте топливную систему и отсоедините шланги подачи и возврата топлива от топливной магистрали, при этом для исключения попадания грязи пробками закройте шланги и патрубки.
- b) Отсоедините трос акселератора.
- c) Отсоедините вакуумный шланг от вакуумного усилителя тормозов и все другие шланги от выпускного коллектора и дроссельного узла.
- d) Отсоедините электрические разъемы от дроссельного узла.
- e) Отсоедините электрические разъемы от топливных форсунок и отделите оплетку проводов от коллектора.
10. Ослабьте хомуты и отсоедините шланги подачи охлаждающей жидкости от корпуса термостата (на левом конце головки цилиндров).
11. Освободите зажимы и отсоедините электрические разъемы от переключателя и/или датчика(ов) ввернутых в корпус термостата/головку цилиндров.
12. Выверните болт крепления направляющей трубки указателя измерения уровня моторного масла к левой стороне головки цилиндров и снимите трубу с блока цилиндров.
13. Отсоедините электрический разъем я катушки зажигания. Если головка цилиндров снимается для капитального ремонта, снимите катушку зажигания. На двигателях с высоковольтными проводами свечей зажигания промаркируйте их. Отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания и снимите катушку зажигания вместе с высоковольтными проводами.
Двигатели с 16 клапанами
14. Снимите корпус воздушного фильтра и воздухозаборный патрубок.
15. Снимите крышку головки цилиндров.
16. Снимите выпускной коллектор, как описано в разделе 4А.
17. Отсоедините приемную выхлопную трубу системы выпуска отработавших газов от выпускного коллектора (см. описание в разделе 4А). При наличии, отсоедините провода датчика концентрации кислорода, чтобы они не порвались под действием веса системы выпуска отработавших газов.
18. Отсоедините шланг радиатора от выходного патрубка теплообменника.
19. Отсоедините от головки цилиндров «се оставшиеся вакуумные шланги и шланги вентиляции картера, а также все электрические разъемы.
Все двигатели
20. В последовательности, обратной затягиванию (рис. 2В.40), ослабьте болты крепления головки блока цилиндров на 1/2 оборота за каждый проход до полного отворачивания болтов. Снимите болты вместе с шайбами, отмечая расположение прокладки, прикрепленной к болту прямо над водяным насосом на двигателях на 1,8 л.
21. После выворачивания болтов креп-пения головки цилиндров необходимо нарушить соединение между головкой цилиндров, прокладкой и блоком цилиндров, при этом не нарушив положения гильз цилиндров. Если при отделении головки цилиндров нарушено положение гильз цилиндров, вероятно, что нарушены уплотнения гильз цилиндров, в результате чего после установки головки цилиндров возможно появление утечки.
22. Чтобы нарушить соединение, используйте два Г-образных металлических стержня, которые вставляются в отверстия под болты крепления головки цилиндров. Мягко раскачивайте головку цилиндров к передней части двигателя Не пробуйте повернуть головку на блоке цилиндров, так как она установлена на направляющих втулках.
23. После нарушения соединения между головкой цилиндров, прокладкой и блоком цилиндров снимите головку цилиндров вместе с коллекторами. Снимите прокладку с блока цилиндров, при этом отметьте расположение центрирующих втулок. Не выбрасывайте прокладку, так как она будет необходима для идентификации.
24. На двигателях с влажными вкладышами гильз после снятия головки цилиндров не проворачивайте коленчатый вал, так как, в противном случае, могут быть сдвинуты гильзы цилиндров. Если необходимо провернуть коленчатый вал, необходимо надежно закрепить гильзы в исходном положении. При отсутствии специальных зажимов Citroen гильзы можно закрепите болтами с шайбами большого диаметра (рис. 2В.39).
Рис. 2В.39. Использование болтов с большими шайбами для крепления гильз в блоке цилиндров
25. Если головка цилиндров снимается для капитального ремонта, снимите распределительный вал.
Подготовка к установке
26. Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте специальный инструмент Citroen или твердый пластиковый или деревянный скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя. Липкой лентой заклейте все каналы и отверстия в блоке цилиндров под болты крепления головки. Также необходимо очистить верхние части поршней. При очистке исключите возможность попадания продуктов очистки в масляные каналы и каналы системы охлаждения. Тщательно очистите внутренние поверхности цилиндров.
27. Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров двигателя на наличие дефектов. Незначительные повреждения устраняются механической обработкой.
28. Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров Завинчивание болта в заполненные маслом отверстия может разорвать блок из-за гидравлического давления.
29. На двигателях с влажными вкладышами проверьте выступание гильз из блока цилиндров, как описано в разделе 2Е.
30. При покупке новой прокладки необходимо выбирать прокладку соответствующей толщины. На некоторых двигателях устанавливаются прокладки только одной толщины. Однако на других двигателях предлагаются для установки прокладки двух различных толщин: стандартная прокладка, которая устанавливается на заводе, и более толстая ремонтная прокладка (+0,2 мм), предназначенная для установки после перешлифовки привалочной поверхности головки цилиндров. Если головка перешлифована, она маркируется буквой "R", выбитой около третьего впускного канала, прокладка должна также иметь маркировку "R", отпечатанную с верхней стороны прокладки напротив третьего цилиндра Прокладки могут быть также идентифицированы по меткам на левой передней стороне.
31. Стандартная прокладка толщиной 1,2 мм обозначается одним отверстием, выбитом на левом переднем конце прокладки, а утолщенная прокладка (1,4 мм) обозначается двумя отверстиями, выбитыми в том же месте.
32. Проверьте состояние болтов крепления головки цилиндров и особенно их резьбу. Измерьте длину каждого болта (без шайбы) от нижней стороны головки болта до конца болта. Если длина болтов меньше 171,5 мм на двигателях 1,8 л с 8 клапанами или меньше 160 мм на двигателях 1,8 л с 16 клапанами или меньше 112 мм на двигателях 2,0 л, они могут использоваться повторно.
33. Если длина любого болта превышает указанную, необходимо заменить все болты в комплекте.
Установка
34. Протрите привалочные поверхности головки и блока цилиндров и установите два направляющих штифта в блок цилиндров Если использовались, снимите зажимы крепления гильз цилиндров.
35. Установите новую прокладку на блок цилиндров таким образом, чтобы метки идентификации находились в левом конце прокладки.
Двигатели 1,8 л с 8 и 16 клапанами
36. Проверьте, что шкивы коленчатого и распределительного валов зафиксированы установочными стержнями. С помощником аккуратно установите переднюю часть головки на блок цилиндров, совмещая головку цилиндров с направляющими штифтами.
37. Нанесите тонкий слой смазочного материала на резьбы и основания головок болтов крепления головки цилиндров. В качестве смазочного материала Citroen рекомендует использовать Molykote G Rapid Plus, который поставляется в комплекте с прокладкой головки цилиндров.
38. Вставьте болты в головку цилиндров (не бросайте) и на этой стадии затяните их от руки. На двигателях 1,8 л не забудьте установить прокладку на болт, расположенный над водяным насосом.
39. Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 2В.40, затяните все болты крепления головки цилиндров требуемым моментом, соответствующим стадии 1.
Рис. 2В.40. Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров
40. В последовательности, обратной затягиванию, полностью ослабьте все болты крепления головки цилиндров. Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 2В.40, затяните все болты крепления головки цилиндров требуемым моментом, соответствующим стадии 2.
41. В той же последовательности доверните болты на угол, соответствующий стадии 3.
42. На двигателях с 8 клапанами подсоедините электрический разъем к катушке зажигания. Если головка цилиндров снималась для капитального ремонта, установите катушку зажигания.
43. Установите и отрегулируйте натяжение зубчатого ремня, как описано в главе 7 или 8.
44. Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
- a) Подсоедините все ранее отсоединенные электрические разъемы.
- b) Убедитесь, что шланги для охлаждающей жидкости правильно подсоединены и надежно закреплены хомутами.
- c) Проверьте правильность соединения вакуумных и вентиляционных шлангов.
- d) Установите крышку головки блока цилиндров.
- e) Соедините приемную выхлопную трубу с коллектором, установите воздушный фильтр и трос акселератора.
- f) Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения и подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.