Известным недостатком внедорожников является необходимость включения привода на задние колеса только при движении по пересеченной местности. При движении по ровному дорожному полотну этот привод необходимо отключать, потому что при совершении поворота радиус движения передних колес больше, чем задних, и автомобиль становится трудноуправляемым.
У автомобилей AUDI 80 quattro эта проблема решена за счет так называемого распределительного (межосевого) дифференциала (распределительный дифференциал Torsen), разработанного фирмой Глизон, обеспечившего постоянный привод на все колеса. В основу функционирования данного дифференциала положен принцип червячного привода (см. иллюстрацию 2.0а).
Обозначение Torsen присвоено дифференциалу не случайно, а является производным от двух слов, которые с английского языка можно перевести как «чувствующий крутящий момент». Это соответствует действительности, потому что при движении по некачественной дороге дифференциал Torsen автоматически направляет основное тяговое усилие на те колеса, которые имеют лучшее сцепление с дорожным покрытием. При движении по дороге с ровным твердым покрытием, на котором колеса и задней и передней подвесок имеют одинаковую степень сцепления, происходит равномерное распределение движущей силы и отключать дифференциал, как это делается у внедорожников, не нужно.
За счет указанного дифференциала удалось решить проблему управляемости на поворотах. Ввиду того, что радиус движения задних колес при совершении поворота меньше, чем у передних, а соответственно число их оборотов также меньше, то распределительный дифференциал переносит большее тяговое усилие на них, удерживая автомобиль на нужной траектории. Если же при выполнении поворота на большой скорости происходит ускоренное проворачивание одного из задних колес, то дифференциал немедленно перераспределяет тяговое усилие и направляет его к более медленно вращающимся в данный момент передним колесам. Такая быстрая реакция дифференциала ведет к тому, что такой момент передние колеса начинают тянуть сильнее и это стабилизирует положение автомобиля.
Автомобили quattro — рекомендации по эксплуатации
На поднятый передний или задний мост привод не действует. То же самое касается и поднятого заднего колеса, если дифференциал не включен. При отсоединенном от коробки передач карданном вале привод не действует.
Проверку задних и передних тормозов можно выполнять поочередно на обычном стенде, скорость движения которого составляет примерно 6 км/час. Привод на колеса должен выполнять стенд. Включать блокировку дифференциала или передачу при проверке тормозов нельзя.
Проверку мощности следует выполнять только на стенде, обеспечивающем постановку автомобиля на все четыре колеса.
Автомобиль должен комплектоваться колесами одного размера и желательно, чтобы все шины имели одинаковую глубину профиля рисунка. Динамическая балансировка колес возможна только при всех поднятых колесах. Привод колес должен осуществляться от двигателя, а не от станка. Внимание! Не затягивайте при этом стояночный тормоз. И на модели quattro рекомендуется ставить зимние шины. Цепи противоскольжения при необходимости также надлежит устанавливать.
Транспортировка аварийного автомобиля AUDI quattro выполняется в обычном порядке, если у него работают и он стоит на всех четырех колесах. Если хотя бы одно колесо не проворачивается или поднято, то автомобиль рекомендуется транспортировать методом погрузки. Допускается транспортировка на буксире с поднятым неисправным колесом, если она будет осуществляться на расстояние не более 50 км и со скоростью не выше 50 км/час. Дифференциал включать не нужно. При превышении названных ограничений возможно повреждение коробки передач из-за дефицита смазки.
Дифференциал привода на задние колеса у автомобилей quattro имеет блокировку скорости вращения колес. Данная блокировка позволяет обоим задним колесам вращаться с одинаковым количеством оборотов, не допуская таким образом проворачивания одного из колес. Блокировка предназначена в первую очередь как помощь при трогании с места, в особенности в условиях заснеженной, покрытой льдом трассы или при движении по грязи. При достижении автомобилем скорости выше 25 км/час блокировка автоматически отключается.
Включать блокировку необходимо на стоящем автомобиле с помощью выключателя, расположенного на центральной консоли. Исполняет эту команду электронный блок управления. Расположенный под задним сиденьем, он открывает подачу воздуха низкого давления или же при достижении автомобилем скорости свыше 25 км/час — закрывает подачу этого воздуха, отключая тем самым блокировку. Забор воздуха низкого давления происходит из впускного коллектора (см. иллюстрацию 2.0б).