2. С помощью электронного блока управления инжекторная система подает именно такое количество топлива, которое необходимо для оптимальной работы двигателя с минимальным уровнем эмиссии. Это достигается за счет постоянного контроля за двигателем с помощью различных датчиков, данные от которых поступают к блоку управления в форме электрических сигналов. Основываясь на этой постоянно меняющейся информации блок управления определяет, какое количество топлива необходимо при данной скорости и нагрузке двигателя, и впрыскивает его напрямую в впускной коллектор.
3. Основными компонентами инжекторной системы являются:
- а. Блок управления. Сигналы, поступающие от различных датчиков, обрабатываются блоком управления, и на их основе формируются управляющие импульсы, посылаемые к топливным форсункам. Дополнительный контур, предусмотренный в блоке управления, управляет клапаном отсечки топлива, срабатывающем при торможении машины двигателем и способствующем уменьшению расхода топлива, и бустерным устройством холодного пуска, обогащающем смесь при холодном пуске двигателя.
- б. Командное реле. В состав этого реле входят электронный синхронизирующий элемент и переключающее реле, которое отсекает подачу топлива сразу же после выключения двигателя.
- в. Датчик воздушного потока. Количество воздуха, поступающего в двигатель, измеряется датчиком воздушного потока с целью определения нагрузки двигателя. Датчик воздушного потока представляет собой откидной клапан, пластина которого, установленная на оси, может свободно поворачиваться в канале датчика под воздействием потока воздуха. К оси пластины прикреплен потенциометр, который генерирует напряжение в зависимости от углового положения пластины и подает это напряжение на блок управления. Проходящий через датчик воздушный поток является одной из основных переменных, используемых блоком управления для определения количества топлива, необхо-. димого двигателю в данный момент времени.
- г. Топливные форсунки. В состав каждой форсунки входит управляемый соленоидом игольчатый клапан, который открывается по команде от блока управления, после чего топливо из распределительной трубки поступает через форсунку в впускной коллектор. Все 4 форсунки срабатывают одновременно, один раз за каждый поворот коленвала и независимо от положения впускных клапанов. Т.о. за один цикл двигателя каждая из форсунок один раз сработает при закрытом впускном клапане и один раз — при открытом впускном клапане. Топливные форсунки всегда открываются в один и тот же момент времени относительно положения коленвала, однако время, в течение которого они остаются открытыми (т.е. продолжительность впрыска) зависит от ряда переменных и определяется блоком управления. При данном объеме воздуха, прошедшего через датчик воздушного потока, блок управления может обогатить рабочую смесь, увеличив продолжительность впрыска, или обеднить ее, сократив впрыск.
- д. Топливный насос. Топливный насос является электрическим самовсасывающим шиберным насосом и установлен в задней части автомобиля. Топливо из бака подается насосом под заданным давлением через топливный фильтр к топливораспределительной трубке. Из этой трубки оно поступает к 4 топливным форсункам, а избыток топлива возвращается в топливный бак с помощью регулятора давления топлива. В системе циркулирует больше топлива, чем это требуется для нормальной работы двигателя даже при самых экстремальных условиях, за счет чего поддерживается низкая температура топлива. Это уменьшает вероятность образования паровых пробок и обеспечивает хороший запуск прогретого двигателя.
- е. Регулятор давления топлива. Этот регулятор стоит на топливораспределительной трубке и управляет рабочим давлением топлива в системе. Регулятор состоит из металлического корпуса, поделенного мембраной на 2 камеры. Топливо из распределительной трубки заполняет одну из камер регулятора, а во второй камере находится пружина сжатия, причем сама камера находится под разрежением, развиваемым в впускном коллекторе, и соединена с ним шлангом, подсоединяющимся к коллектору ниже дроссельной заслонки. При отклонении мембраны стоящий на ней клапан открывает канал обратного топливопровода. Когда давление топлива в регуляторе превышает определенную величину, мембрана отклоняется, и топливо возвращается в топливный бак. То же самое происходит, когда отклонение диафрагмы вызывается разрежением в коллекторе. Т.о. при возрастании разрежения в коллекторе давление топлива снижается в нужной пропорции.
- ж. Дроссельный выключатель. Дроссельный выключатель подсоединен к оси дроссельной заслонки на корпусе дросселя. При повороте оси заслонки в ответ на перемещение педали газа контакты внутри выключателя замыкаются при двум экстремальных положениях оси. Первый контакт замыкается в положении холостого хода, а второй — в положении полностью открытой дроссельной заслонки. Посылаемые выключателем сигналы принимаются блоком управления, который по ним определяет положение дроссельной заслонки.
- з. Вспомогательный воздушный клапан. Этот клапан включает в себя воздушный канал большого диаметра, соединенный шлангами с корпусом дросселя и впускным коллектором и позволяющий воздуху обойти дроссельный клапан. В центре канала имеется запорная пластина, подсоединенная к биметаллической пружине. При холодном двигателе запорная пластина убирается из канала, и воздух свободно проходит через клапан. По мере прогрева двигателя ток, поступающий к клапану, нагревает биметаллическую пружину, которая выдвигает запорную пластину в канал, постепенно перекрывая его. У прогретого двигателя канал полностью перекрыт. Дополнительный поток воздуха, поступающий через вспомогательный клапан, измеряется датчиком воздушного потока и компенсируется увеличением продолжительности впрыска, за счет чего к двигателю поступает дополнительное топливо. Т.о. в условиях трогания с места с непрогретым двигателем или во время его прогрева к двигателю поступает большее количество рабочей смеси.
- и. Температурные датчики. Температура двигателя (охлаждающей жидкости) и всасываемого воздуха измеряется датчиками, один из которых находится в водяной рубашке двигателя, а остальные — в приемном воздухопроводе. Датчики состоят из резисторов, сопротивление которых уменьшается с увеличением температуры. Изменение электрического сопротивления датчиков замеряется блоком управления, который в соответствии с этой информацией меняет продолжительность впрыска.
Рис. 3.44. Инжекторная система LE Jetronic (вид сверху). Показано взаимное расположение корпуса дросселя и топливных форсунок (двигатель 1.8)
Рис. 3.45. Схема и основные компоненты инжекторной системы LE Jetronic — двигатель 1.8: 1. Датчик воздушного потока и блок управления; 2. Дроссельный выключатель; 3. Вспомогательный воздушный клапан; 4. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 5. Регулятор давления топлива; 6. Топливный насос; 7. Топливная форсунка; 8. Трамблер; 9. Топливный фильтр; 10. Катушка зажигания; 11. Блок управления зажиганием.
Рис. 3.46. Блок управления системы LE Jetronic, стоящей на двигателях 1.8
Рис. 3.47. Датчик воздушного потока системы LE Jetronic и воздухоочиститель — двигатель 1.8
Рис. 3.48. Датчик воздушного потока с откидным клапаном — двигатель 1.8:1. Демпфер откидного клапана; 2. Демпфирующая камера; 3. Перепускной канал; 4. Откидной клапан; 5. Винт качества.
Рис. 3.49. Регулятор давления топлива — двигатель 1.8: 1. Подсоединение впускного топливопровода; 2. Подсоединение выпускного топливопровода; 3. Пластина клапана; 4. Держатель клапана; 5. Мембрана; 6. Пружина сжатия; 7. Подсоединение вакуумного шланга; А. Топливная камера; В. Вакуумная камера.
Рис. 3.50. Внутренние детали дроссельного выключателя — двигатель 1.8: 1. Контакт полностью открытого положения дроссельной заслонки; 2. Контактный кулачок; 3. Ось дроссельной заслонки; 4. Контакт холостого хода.
Рис. 3.51. Вспомогательный воздушный клапан — двигатель 1.8: 1. Запорная пластина; 2. Биметаллическая пружина; 3. Электронагревательный элемент; 4. Электропроводка.