Отказ пуска двигателя
Это один из наиболее характерных отказов дизеля. Наиболее распространенными прими-нами отказа пуска дизеля являются низкая скорость вращения коленвала стартером, или очень низкая температура окружающего воздуха. Независимо от присутствия этих факторов следует проверить исправность электрооборудовании. При очень низкой температуре следует заправлять топливо N1 и масло с достаточно малой вязкостью. Остальные менее распространенные причины отказа пуска рассматриваются ниже.
Засорение воздушного фильтра и снижение компрессии в цилиндрах
Если засорен воздушный фильтр, или компрессия в цилиндрах недостаточная из-за поломки поршневых или закоксовывания колен, износа гильз или неисправности турбокомпрессора, нарушения регулировки или прогорания клапанов, то обнаруживаются следующие признаки ненормальной работы дизеля:
- 1. Частый отказ при пуске.
- 2. Падение мощности дизеля.
- 3. Дизель плохо прогревается, температура жидкости ниже нормы.
- 4. Повышенная густота дыма из выхлопной трубы.
- 5. Повышение расхода масла.
Быстрое закоксовывание колец и обильное отложение нагара в камере сгорания может быть вызвано разбавлением масла топливом. В этом случае дизель испытывает повышенные вибрации, наблюдается его явно неустойчивая работа.
Чтобы проверить чистоту фильтра, присоедините в любое отверстие впускного коллектору водяной (или ртутный) U-образный манометр (на дизелях с турбонаддувом подключите манометр к впускному пат рубку компрессора). На оборотах быстрого холостого хода показание ртутного манометра не должны превышать 5,00 см (водяного 69 см. т.е. давление разрежения должно быть не более 0.670 кПа).
51.1. Присоединение водяного манометра в виде U-образной трубки: 1. Ртутный манометр; 2. Отрезок шланга; 3. Впускной коллектор, или воздуховод
Для проверки турбокомпрессора манометр подключается на его выходе, к впускному коллектору. Давление сравнивается со значением, указанным в технических данных дизеля для определенных оборотов (или нагрузки).
Для проверки состояния поршневых колец следует проверить компрессию в цилиндрах. На части дизелей рекомендуется предварительно проверить давление внутрикартерных газов, подключив манометр к патрубку, соединённому с внутрикартерным пространством (место подключения указывается в руководстве но эксплуатации дизеля). Для проверки компрессии:
- 1. Прогрейте дизель
- 2. Снимите форсунку с проверяемого цилиндра.
- 3. Тщательно очистите отверстие под форсунку.
- 4. Продуйте цилиндр, провернув коленвал стартером на несколько оборотов
- 5. Заверните в отверстие по форсунку манометр на новой прокладке.
- 6. Запустите дизель при установленных форсунках на грех или пяти цилиндрах (в зависимости от количества цилиндров и указаний в инструкции по эксплуатации). Доведите обороты до указанных в инструкции на данный дизель и проверьте давление манометра, сравните его с указанным в инструкции.
51.2. Проверка компрессии в цилиндре дизеля: 1. Переходник; 2. Вентиляционный клапан; 3. Головка переходника; 4. Манометр
Проверьте компрессию в остальных цилиндрах. Давление в цилиндрах не должно отличаться более чем на 345 кПа.
Проверка подсоса не профильтрованного воздуха
Попадание непрофильтрованного воздуха в цилиндры вызывает усиленный износ поршневых колец и гильз. Износ поршневых колец является Причиной снижению компрессии в цилиндре, затрудненного пуска дизеля и густого дыма из выхлопной трубы. (На дизелях с турбонаддувом подсос воздуха в цилиндры проявляется отчетливее).
При попадании воздуха в пространство между фильтром и турбокомпрессором на рабочем колесе обнаруживаются признаки усиленного износа и загрязнении Если воздух поступает в пространство за компрессором, то должен прослушиваться шипящий звук. Место течи определяется методом распыления эфира (см. Гл. 25).
Повышенное противодавление выхлопным газам
При недостаточном отводе выхлопных газов дизель начнет перегреваться, так как значительная часть энергии от сгорания топлива не удаляется. Из-за недостаточной продувки мощность дизеля падать, плотность дыма из выхлопной трубы повышается, на холостом ходу дизель начинает работать с перебоями. Масло сильно загрязняется, а на днищах поршней и головках клапанов интенсивно откладывается нагар.
Чтобы установить причину недостаточного отвода выхлопных газов (большого противодавления) в отверстие выпускного коллектора надо установить ртутный манометр измерить противодавление. Если эти давление в пределах нормы, то проверьте зазоры в клапанах или установку фаз газораспределения.
Большой расход масла
Если после обкатки дизеля расход масла не уменьшается, и утечки масла снаружи не наблюдаются, то можно обнаружить, что масло быстро загрязняется, дизель быстро прогревается, а дым из выхлопной трубы приобретает голубоватый оттенок.
Проверьте уровень масла по щупу маслоуказателя, а также соотношение меток на щупе реальному уровню масла.
51.3. Положение меток на щупе разных маслоуказателей может заметно отличаться
Проверьте давление масла. Если давление выше нормы из-за неисправности редукционного клапана, то избыток масла выплескивается из стенки цилиндра и не может быть удалено поршневыми кольцами. Масло попадает камеру сгорания. Масло сгорает также при заправке дизеля некачественным маслом, или маслом несоответствующей вязкости.
Проверьте состояние сапуна (если предусмотрен), так как в случае его засорения давление масла в картере повышевтся и оно выдавливается из под прокладок и даже проходит через поршневые кольца. Рекомендуется также проверить компрессию в цилиндрах, так как если кольца повреждены и пропускают масло, то компрессия будет низкой.
Если указанные проверки не дают результата, то двигатель следует разобрать и проверить состояние деталей газораспределительного механизма - направляющих втулок клапанов, валиков коромысел, поршневых колец и гильз (цилиндров), а также состояние подшипников коленвала и распредвала.
Низкое давление масла по указателю давления на панели приборов
В случае падения давления масла немедленно остановите двигатель и проверьте уровень масла и его состояние, так как масло может быть сильно разбавлено топливом. Проверьте давление масла образцовым манометром. Если показания указателя верны, то проверьте состояние масляного фильтра, масляного насоса и редукционного клапана.
Разжижение масла в поддоне дизеля
Попадание дизельного топлива
При разжижении масла дизельным топливом цилиндры начинают работать с перебоями, дизель начинает работать неустойчиво, возрастает плотность дыма из выхлопной трубы и падает давление масла. Перебои в работе цилиндра могут быть вызваны залипанием клапана форсунки, нарушением герметичности прилегания клапана форсунки к седлу, нарушением конуса распыляемого топлива, недостаточной компрессией.
Установите неисправную форсунку, проверьте компрессию в цилиндрах и состоянии сальника насоса перекачки топлива.
Конденсация охлаждающей жидкости
При обильном попадании охлаждающей жидкости масло приобретает молочный оттенок. Прежде чем делать вывод о причинах попадания жидкости следует убедиться, что оно не вызвано конденсацией. Обильная конденсация может быть вызвана длительной работой дизеля при пониженной температуре, или длительной работой дизеля на холостом ходу.
Жидкость также попадает в масло из-за трещин в головке или блоке цилиндров (трещины взвиваются из-за переохлаждения или перегрева дизеля) или из-за повреждении прокладки головки цилиндров или нижнего уплотнительного кольца гильзы.
Чтобы установить причину утечек снимите масляный поддон и очистите внутреннюю поверхность блока цилиндров. Положите под двигатель лист белой бумаги и оставьте на ночь. Положение пятен на бумаге укажет место подтекания жидкости внутри блока цилиндров.
Если этим способом обнаружить источник течи не удается, то снимите насос охлаждающей жидкости и отсоедините от радиатора шланги, отверстия надежно заглушите. Присоединив к блоку цилиндров источник низкого давления (баллон газа с редуктором) и залейте в систему охлаждения концентрированный раствор антифриза. Запустите дизель (предварительно установив все снятые детали) и прогрейте до 82°С. Открыв редуктор, доведите давлений в системе охлаждения до 276 кПа. Слейте масло и снимите поддон. Далее снова проверьте наличие течи с помощью листа белой бумаги.
Стуки и шумы дизеля
Установление источника повышенных шумен или стуков при работе дизеля может представить определенные трудности Однако, если налицо признаки ненормальной работы (перебои в работе цилиндров, неустойчивая работа дизеля, повышенная дымность), то источник повышенною шума определить проще. Заправка низкокачественным топливом является наиболее очевидной причиной появления стуков.
Труднее установить точную причину стука, вызванного поршнями, поломкой поршневых колец, поршневых пальцев или износом толкателей или подшипников коленвала. Также трудно установить источник шума в том случае, если в дизеле изношен или поврежден один из коренных или шатунных подшипников.
Чтобы определить источник шумов при перебоях в работе цилиндров следует ослабить топливный штуцер высокого давления, или придержать клапан форсунки. Если изменения характера шума не произошло, то данный цилиндр работает без перебоев.
Ниже приводятся характерные стуки дизеля и их причины.
- 1. Ослабленный поршневой палец может издавать резкий металлический звук на низких оборотах, по мере прогрева дизеля этот стук исчезает.
- 2, Изношенные коренные подшипники издают глухой стук при разгоне автомобиля. Наоборот, изношенные шатунные подшипники являются источником глухих стуков при небольшой нагрузки дизеля, или на холостом ходу, с ростом нагрузки дизеля стуки от шатунных подшипников исчезают.
- 3. Поврежденный поршень издает более слабый звук по сравнению с изношенными шатунными подшипниками, по мере прогрева дизеля эти стуки исчезают.
- 4. При поломке поршневых колец, или площадок под кольца, прослушиваются щелкающие звуки на всех режимах работы дизеля.
Причинами сильного шума низкого тона (треск, грохот) являются повышенный зазор в зацеплении шестерен газораспределительного механизма, или ослабление посадки шестерен на валах. Шестерни с зазором ниже нормы издают ноющий звук.
При обнаружении стуков целесообразно снять масляный фильтр и срезать его сердцевину. При обнаружении частиц алюминия, стали или хрома в фильтрующем элементе можно сделать вывод о вышедшей из строя детали.
Повышенные вибрации дизеля
Распространенными причинами повышенной вибрации являются повреждение креплений дизеля, выход из строя гасителя колебаний перебои в работе цилиндров. Однако, если эти причины, заведомо исключаются, то определить источник повышенных вибраций довольно непросто, так как пни могут быть вызваны работающими навесными агрегатами, имеющими разные вес и скорости вращения, кроме того, сказывается износ собственных деталей этих агрегатов. Для точного определения. Причины вибрации потребуется специальное оборудование.
Перегрев дизеля
При перегреве дизеля падает развиваемая им мощность, так как объемный расход воздуха уменьшается и воспламенения топлива происходит слишком рано. Перегрев дизеля сопровождается неустойчивой работой, сильной вибрацией и стуками. Плотность дыма из выхлопной трубы может возрасти.
Причинами iiepeipeea могут быть неправильная регулировка или целый ряд неисправностей узлов и агрегатов дизеля. Чтобы установить причину перегрева выполните следующие проверки.
- 1. Проверьте состояние шлангов радиатора.
- 2. Проверьте состояние термостата.
- 3. Проверьте чистоту дизеля наличие подтеканий.
- 4. Проверите уровни масла и охлаждающей жидкости.
- 5. Проверьте состояние радиатора При обнаружении засорения ржавчиной или накипью. промойте радиатор и систему охлаждения дизеля.
- 6. Проверьте состояние лопастей вентилятора. Проверьте состояние электромагнитной муфты включения вентилятора (если предусмотрена).
- 7 . Проверьте состояние ремней привода и их натяжение.
- 8. Проверьте попадание отработавших газов в систему охлаждения, что бывает вызвано повреждением прокладки головки цилиндров. Снимите пробку радиатора и на холостом ходу проверьте наличие пузырьков в жидкости. Проверьте pH охлаждающей жидкости. При попадании отработавших газов в систему охлаждении жидкость имеет повышенное значение pH.
Если причиной перегрева является система впрыска, то плотность дыма из выхлопной грубы повышается. Проверьте регулировку момента впрыска топлива.
Дизель не развивает полной мощности
Как правило, падение мощности дизеля сопровождается отказами пуска, повышением плотности дыма из выхлопной трубы, повышением рабочей температуры, перебоями в работе цилиндров и неустойчивой работой. Система впрыска оказывается наиболее частой причиной падения мощности, однако, существует также много иных причин. Следует проверить чистоту впускных воздуховодов, выпускного коллектора и выхлопной системы. Проверьте плотность дыма из выхлопной трубы, давление наддува, герметичность впускного коллектора. компрессию в цилиндрах и регулировку клапанов, установку фаз газораспределения. Причиной падения мощности могут быть также повреждение прокладки головки цилиндров и трещины в головке цилиндров.
Если подозрение падает на систему впрыска, то выполните следующие проверки.
Проверьте наличие утечек топлива Если утечки отсутствуют, то проверьте состояние топливных трубок и соединений, состояние топливных фильтров (особенно фильтра в баке). Проверьте также давление на входе и выходе насоса перекачки топлива. Разрежение на входе насоса не должно превышать 203 мм рт.ст.
51.5. Проверка разрежения на входе насоса перекачки топлива: 1. Вакууметр; 2. От топливных фильтров
Для проверки образования воздушных пробок в топливе рекомендуется установить смотровую стеклянную трубку непосредственно перед насосом перекачки. Если воздуха в топливе на обнаруживается, то установите трубку перед насосом впрыска.
51.6. Проверка образования воздушных пробок в топливе с помощью смотровой трубки
Если указанными способами не удается установить причину падении мощности то проверьте установку момента впрыска и момент открывания форсунки. Проверьте состояние центробежного регулятора и ход топливной рейки, регулировку стопорной планки и торсионной пружины.
Если и эти меры не дадут результата, то проверьте давление открывания форсунок. Снимите форсунки и проверьте их на стенде.
51.7. Проверка давления открывания форсунок на стенде: 1. Топливопровод тестера форсунок; 2. Форсунка
Проверка состояния дизеля по дымности выхлопных газов
По дымности выхлопных газов опытный механик может определить состояние дизеля и определить причину неисправности. Двигатель должен быть прогрет, а температура окружающего воздуха должна быть не ниже 2°С. В противном случае сгорает лишь часть топлива, так как возрастает период воспламенения смеси. Из-за этого из выхлопной трубы появляется дым серого или белого цвета.
По консистенции дымность отработавших газов можно разделить на три группы: копоть или холодный дым, цвет которого от серого до белого, горячий или плотный дым, плотность которого колеблется от 20 до 100%, и дым светло-голубого оттенка.
51.8. Шкала дымности отработавших газов дизеля
Копоть в выхлопных газах
Серый или белый цвет дыма от прогретого дизеля указывает на то. что сгорает лишь небольшая часть топлива. Это может быть обусловлено недостаточной компрессией из-за поломки поршневых колец, площадок поршней под кольца утечка в клапанах или неправильной их регулировкой. Проверьте регулировку клапанов, компрессию в цилиндре и наличие следов прорыва газов в картер.
Причинами копоти может быть утечка форсунки, неправильная регулировка форсунок (давление открывания слишком низкое), расширенное отверстие мундштука, низкое цетановое число топлива, или обильное попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания.
Горячий или плотный дым
Горячий или плотный дым указывает на неполное сгорание топлива (сгорает большая часть). Причиной этого может быть недостаточное наполнение цилиндров воздухом, или чрезмерное поступление топлива Если дымность но шкале превышает 40%, то следует проверить систему забора воздуха (наличие в ней препятствий воздушному потоку) или выхлопную систему. Проверьте давление наддува (на дизелях с турбонаддувом), регулировку клапанов, компрессию в цилиндрах, состояние системы охлаждения и уровень масла и наличие следов прорыва газов в картер.
Если повышенная плотность дымности обусловлена чрезмерным поступлением топлива то выполните следующие проверки.
- 1. Проверьте регулировку момента впрыска и регулировку форсунок.
- 2 Проверьте регулировку центробежного регулятора и топливной рейки.
- 3. Проверьте давление открывания и конус распылении форсунок. При низком давлении открывания или узком топливном конусе распыление топлива ухудшается, в результате чего повышается плотность дыма.
Дым светло-голубого оттенка
Появление дыма сизого (светло-голубого) опенка указывает на чрезмерное попадание масла в камеру сгорании. В этом случае в первую очередь следует проверить уровень масла и его качество. Вязкость масла должна соответствовать сезону эксплуатации. Маловязкое масло является причиной появления сизого дыма. Причиной попадания масла в камеру сгорания через поршневые кольца может быть также износ подшипников коленвала или повышенное давление масла.
Проверьте компрессию в цилиндрах и наличие прорыва отработавших газов в картер. Проверьте также состоянии направляющих втулок клапанов и маслосъемных колпачков, так как из-за износа этих деталей возможно обильное попадание масла в камеру сгорания.
Дополнительно
Много "ест", но тихо едет
Если двигатель плохо запускается, слабо тянет и много расходует топлива, - загвоздка может оказаться совсем не в том, о чем поначалу думаешь. Простая, казалось бы, ситуация с точки зрения определения первопричины является наиболее коварной. Многие храбро начинают самостоятельный поиск, не понимая, что эти проявления могут быть следствием целого ряда причин - от элементарных до достаточно серьезных Хорошо, если у вас автомобиль, в котором использованы простые и устаревшие технические решения - классические "Жигули", "Москвич" и "Волга", можно смело обращаться к автомеханикам имеющим опыт в области ремонта подобных автомобилей.
Но сменив машину на более современную, многие автолюбители продолжают обращаться к тем же мастерам. А им не хватает мужества признаться, что они не понимают сложных процессов в топливных системах и электронных схемах зажигания. Они смотрят искру на пробой, пробивая при этом транзисторы, изоляцию обмоток бобины, высоковольтных приводов, и "проторивая" токопроводящие дорожки на крышках и бегунках распределителя. Не решая проблему, такие механики загоняют "болезнь" внутрь. И в итоге владелец все равно идет к профессионально подготовленным инженерам. Но "лечение" машины уже значительно затруднено.
Специалисты нередко попадают в ситуацию, когда после долгой работы даже с помощью приборов ничего не удается понять и лишь спустя время выясняется, что предыдущий "умник" подкрутил жиклеры в карбюраторе или крутил все подряд в инжекторе, а в конце нарушил его герметичность или сжег датчик давления.
Перечень возможных причин, приводящих к повышенному расходу топлива и снижению мощности весьма богат. Да и кроме них есть ряд нехарактерных, но часто встречающихся неполадок таких как прогар поршня, попадание топлива в масло, выход из строя одного из датчиков температуры системы впрыска, выход из строя термостата, перепутывание вакуумных трубок, разрушение одной из прокладок карбюратора, поршневых колец или перегородок поршня.
Диагностику необходимо производить без разборки, так как в противном случае велик шанс лишь на время устранить следствие или даже дополнить существующую проблему новыми, иногда более сложными.
Например, причин, приводящих к снижению мощности искры, очень мною. Если диагностика производится на многофункциональном мотор-тестере, на его экране сразу можно определить, какой имеется недостаток. Любым другим образом невозможно оценить соответствие формы искрообразовательного процесса той, при которой происходит полное сгорание топлива на различных режимах работы.
Распространена ситуация, когда, обнаружив в двигателе признаки ненормальной работы, автолюбитель едет к механику. Тот, замерив компрессию двигателя и обнаружив соответствие норме, начинает регулировать и карбюратор, и систему зажигания, добиваясь устойчивой работы. Иногда это удается. Двигатель исправно заводится, перестает глохнуть, но при этом тяга и расход топлива оставляют желать лучшего. В чем ошибка?
В изношенном двигателе часто появляется негерметичность сальников клапанов. Протекающее на поршни масло приводит к искусственной компенсации зазоров, возникших при износе поршней, колец и цилиндров. И при замере компрессии получаются ложные показания. Устранение же этой неполадки после "ремонта", сделанною механиком, значительно затруднено из-за необходимости восстановления регулировок.
Весьма распространена и обратная ситуация. когда владельца неоправданно "ввергают" в капитальный ремонт, хотя достаточно было бы заманить те же сальники, что в 10 с лишним раз дешевле.
К сожалению, до сих пор на рынке техобслуживания автомобилей сохраняется примерно равное деление на станции, отвечающие современным требованиям по квалификации, техническому и культурному обслуживанию, и на осколки печально памятного советского автосервиса. Поэтому автовладельцам следует внимательно ознакомиться с техцентром, на яму которою они ставят свою машину. Причем не столько со стоимостью услуг, сколько с тем, как, чем и в каких условиях будет диагностироваться и ремонтироваться автомобиль.