По отношению к двухтактным дизелям слово такт обозначает последовательность событий, последовательно происходящих за один оборот коленвала, в четырехтактных дизелях эти события происходят за два оборота коленвала (рисунок 6.1). Эти события происходят в следующем порядке: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск.
6.1. Цикл в двухтактном дизеле:; 1. Полный цикл завершается за 1 оборот коленвала; 2. Рабочий ход; 3. Выпуск.; 4. Впуск; 5. Сжатие
6.2. Цикл в четырехтактном дизеле: 1. Полный цикл завершается за 2 оборота коленвала; 2. Рабочий ход; 3. Выпуск; 4. Впуск; 5. Сжатие
Двухтактные дизели
По мере движения поршня выпускной клапан закрывается (рисунок 6.3). Примерно за 23° до верхней мертвой точки поршня (ВМТ) начинается впрыск топлива, который заканчивается в 6° до ВМТ (рисунок 6.3). Рабочий ход начинается в ВМТ, как только топливо в смеси с воздухом воспламеняется и начинается расширение сгорающей смеси. При расширении поршень движется под действием давления горящей смеси, приводя к вращению коленвал. После того как поршень прошел половину длины цилиндра, открываются выпускные клапаны, вследствие чего уменьшается остаточное давление в цилиндре. В то же время через впускной патрубок в цилиндр подается струя свежего воздуха от нагнетателя Рутса, которая продувает цилиндр и выводится через выпускные клапаны (рисунок 6.5). Этот процесс называется продувкой. На удаление отработавших газов и запуск свежего воздуха тратится 44% всего цикла.
6.3. Рабочий цикл в двухтактном дизеле: 1. Топливо; 2. Воздух; 3. Рабочий ход; 4. Выпуск; 5. Выпуск; 6. Сжатие
6.4. Фазы газораспределения в двухтактном дизеле: 1. 82,5° после ВМТ, выпускной клапан начинает открываться; 2. 91,5° после ВМТ, выпускной клапан открыт полностью; 3. 132,5° после ВМТ, впускные каналы открыты; 4. Выпускной клапан открыт; 5. Впускной клапан открыт; 6. Нижняя мертвая точка (НМТ); 7. 43,5° после НМТ; 8. 48° после НМТ, впускные каналы закрыты; 9. 117° до ВМТ, выпускные каналы закрыты; 10. Сжатие; 11. Фаза впрыска (17,5°); 12. 23,5° до ВМТ; 13. 8° до ВМТ; 14. ВМТ
6.5. Нагнетатель Рутса
Для работы двухтактного дизеля необходим нагнетатель для продувки. Нагнетатель должен обеспечивать подачу значительного объема воздуха при давлении 14-48 кПа. Сопутствующий положительный эффект продувки заключается в том, что обеспечивается дополнительное охлаждение двигателя. Детали нагнетателя смазываются от системы смазки двигателя,
По мере движения поршня вверх происходит перекрытие впускных каналов (примерно в 48° после НМТ). Выпускные клапаны полностью закрываются в 117° до ВМТ. В этот момент начинается такт сжатия. Поршень продолжает двигаться, вследствие чего воздух сжимается и сильно нагревается. В 23° до ВМТ начинается впрыск топлива и цикл повторяется.
Четырехтактные дизели
В четырехтактном двигателе вместо впускных каналов предусмотрен впускной клапан.
По мере движения поршня вниз от положения ВМТ (рисунок 6.6), выпускной клапан закрывается, а впускной клапан остается открытым. Свежий воздух поступает в цилиндр под всасывающим действием поршня (рисунок 6.7). Поршень достигает НМТ и снова начинает двигаться вверх. Примерно в 43° после НМТ впускной клапан закрывается и начинается такт сжатия.
6.7. Фазы газораспределения в четырехтактном дизеле: 1. Такт впуска; 2. Выпускные клапаны начинают закрываться; 3. Выпускные клапаны закрыты; 4. Перекрытие клапанов (открыты впускной и выпускной клапаны); 5, Впускные клапаны открыты; 6. Такт сжатия; 7. Впрыск; 8. Впрыск на протяжении 31° поворота коленвала; 9. Такт впуска; 10, 18. Такт сжатия; 11. Выпускные клапаны начинают открываться; 12. 53°до НМТ; 13. 48° до НМТ. Выпускные клапаны открыты; 14. 63° до ВМТ; 15. Выпускные клапаны закрыты; 16. Такт выпуска; 17. ВМТ; 19. Рабочий ход; 20. 3° после ВМТ; 21. 35° после ВМТ. Впускной клапан начинает закрываться; 22. 43°после НМТ; 23. Впускные клапаны открыты; 24. 70° до ВМТ; 25. 47° до ВМТ; 26, 28. 28° до ВМТ; 27. ВМТ
Поршень продолжает двигаться вверх, вследствие чего воздух сжимается и сильно нагревается. Примерно в 28° до ВМТ начинается впрыск топлива. Так как воздух сильно нагрет, то от соприкосновения с ним топливо воспламеняется. Процесс воспламенения продолжается и после прохождения поршнем ВМТ.
Когда поршень двигается вниз после ВМТ, начинается рабочий ход, который продолжается до достижения поршнем примерно 53° до НМТ. В этот момент полностью открывается выпускной клапан. В данный момент давление в цилиндре достаточно для того, чтобы вытолкнуть выхлопные газы в коллектор. Выпускной клапан остается открытым после достижения поршнем НМТ и при последующем движении вверх, в результате чего выхлопные газы удаляются из цилиндра в коллектор. По мере приближения поршня к ВМТ открывается впускной клапан. Оба клапана (впускной и выпускной) остаются открытыми при совершении коленвалом поворота на 53°, и, таким образом, цилиндр наполняется свежим воздухом. Эта фаза называется "перекрытием клапанов", при которой происходит продувка цилиндра перед началом такта впуска.
Тепловой баланс двигателя
В двухтактном дизеле примерно одна третья часть тепла преобразуется во время рабочего хода, одна третья часть затрачивается на охлаждение и одна третья часть - на выпуск газов. В дизеле с турбонаддувом и с охлаждением за последней ступенью турбонаддува эти доли тепла составляют примерно 38, 30 и 32 процента соответственно. Четырехтактный дизель с турбонаддувом и с охлаждением за последней ступенью турбонаддува обладает большим кпд, так как при сгорании выделяется больше тепла и большая часть тепла преобразуется в механическую энергию. В дизеле такого типа 42 процента тепла преобразуется в механическую энергию во время рабочего хода, 30 процентов уносится с выхлопными газами и 28 процентов затрачивается на охлаждение. Во время сгорания, расширения и выпуска от 28 до 33 процентов тепла от сгорания топлива и тепло, выделившееся при трении, отводятся теплопроволностью, конвекцией и тепловым излучением (рисунок 6.8).
6.8. Типовая диаграмма теплового баланса для двух- и четырехтактных дизелей: 1. Дизель с турбонадцувом и с охлаждением за последней ступенью турбонаддува; 2. Двухтактный дизель; 3. Четырехтактный дизель; 4. Выпуск; 5. Рабочий ход; 6. Теплоотвод излучением; 7. Отвод тепла рубашкой охлаждения
Наддув
Наддув (повышение давления на входе в двигатель над атмосферным) применяется как один из приемов повышения мощности двигателя. Для этого используется устройство (например турбокомпрессор), которое имеет механический привод. Турбокомпрессор приводится в действие выхлопными газами. Применение наддува в двухтактном дизеле имеет весьма ограниченный эффект из-за того, что сжатие определяется перекрытием впускного канала поршнем. В четырехтактном дизеле допускается значительное повышение давление на входе.