Соединения
В дизелях применяются резьбовые соединения с конусной или прямой резьбой. Стандартное соединение должно обеспечивать герметичность при давлении 26,7 кПа, испытательное давление соединений - 1,03 атм. Все конусные соединения сначала затягиваются от руки, а затем доворачиваются на 2,5 оборота. Соединения с прямой резьбой уплотняются кольцом и контргайкой.
10.1. Соединения с конусной резьбой: 1. Колено 45°; 2. Резьбовая втулка; 3. Уплотняемый патрубок; 4. Колено 90°; 5, 8. Тройник; 6. Переходник с сужением; 7. Сгон; 9. Переходное колено; 10. Резьбовая заглушка с пазами под отвертку
10.2. Соединения с прямой резьбой: 1. Стяжная гайка
Патрубки
Патрубки подбираются по наружному диаметру, который может быть от 3,18 до 76,2 мм (табл. 10.1). Каждому диаметру соответствует свой номер, нанесенный на патрубке.
Таблица 10.1. Размеры патрубков и размерные коды
Наружный диаметр, дюйм | Соответствующий размерный код |
3/16 | -3 |
1/4 | -4 |
5/16 | -5 |
3/8 | -6 |
13/32 | -7 |
1/2 | -8 |
5/8 | -10 |
3/4 | -12 |
7/8 | -14 |
1 | -16 |
1 1/8 | -18 |
1 1/4 | -20 |
Соединители и переходники
Применяемые в дизелях соединения подразделяются на соединения с развальцовкой трубки и обжимные. В развальцованном соединении трубка уплотняется расширяющейся частью (под углом 37 или 45°) на конусной поверхности переходника или штуцера и прижимается накидной гайкой через втулку (ниппель). В обжимных соединениях уплотнение обеспечивается гайкой, которая обжимает втулку на поверхности трубки.
В таблице 10.2 указаны размеры резьб для шести типов соединений.
Таблица 10.2. Таблица резьб для соединений шести типов
Трубки могут поставляться в продажу неразвальцованными. На рисунке 10.3 показан способ двойной развальцовки. Трубка обрезается в точности по меткам, затем в нее вставляется оправка, по центру которой ориентируется конус приспособления для развальцовки.
10.3. а) Центровка конуса для развальцовки трубки, b) Доводка уплотняемой поверхности конуса.
Типовые конструкции герметичных соединений представлены на рисунках 10.4-10.7.
10.4 Разрез соединения с развальцовкой трубки, угол конуса 45° (соединение SAE 45°)
10.5. Переходники соединения SAE 45°
10.6. Соединение с развальцовкой трубки (угол конуса 37°, соединение SAE 37° JIC) из трех и двух деталей: 1. С отдельным ниппелем; 2. Соединение без ниппеля
10.7. Типовые переходники и тройники, применяемые в дизелях: 1. Тройник с внутренней резьбой на ответвлении; 2. Колено; 3. Колено с внутренней резьбой; 4. Штуцер с наружной резьбой для крепления на перегородке
Соединения встык
Такие соединения в отличие от развальцованных применяются редко из-за их слабой устойчивости по отношению к вибрациям. На рисунке 10.8 показан разрез правильно собранного соединения с резьбовой втулкой, на рисунке 10.9 представлен чертеж самоцентрирующегося соединения.
10.8 Соединение с резьбовой втулкой
10.9. Самоцентрирующееся соединение | 10.10. Разрез самоцентрирующегося соединения |
Гибкие трубки
Эти трубки изготавливаются из неопренового каучука, нейлона и других синтетических материалов. Трубки из синтетических материалов обладают повышенной устойчивостью к вибрациям и значительной долговечностью. В дизеле наиболее широко применяются нейлоновые шланги, наиболее стойкие к воздействию нефтепродуктов. Нейлоновые шланги снабжаются наконечником с уплотнительной шайбой (рисунок 10.11). Такое соединение не снижает гибкости трубки после затяжки гайки. Чтобы избежать деформации трубки используется вставка (рисунок 10.12).
10.11. Уплотнение гибкой трубки | 10.12. Обжимное соединение нейлоновой трубки со вставкой |
Маркировка шлангов низкого и среднего давления
Для подбора шланга применяется система обозначений, введенных изготовителями (фирмы Weatherhead, Aeroquip и Stratoflex). На шланге нанесены буквенные обозначения изготовителя, первая цифра указывает на базовую группу шланга. Шланги подразделяются на группы е соответствии с рабочим давлением.
- Группа 1 - шланги низкого давления, рабочее давление не выше 2,76 кПа.
- Группа 2 - шланги среднего давления, рабочее давление не выше 13,8 кПа.
- Группа 3 - шланги повышенного давления, рабочее давление не выше 20,7 кПа.
- Группа 4 - шланги высокого давления, рабочее давление не выше 34,5 КПа.
Следующая цифра обозначает номер размерной группы (этот номер должен соответствовать номеру ответного патрубка). Такие параметры как наружный диаметр, материал и конструкция шланга, давление на разрыв и допустимый радиус изгиба отличаются для шлангов разных изготовителей. В таблицах 10.13-10.15 представлены данные для трех шлангов из группы 2.
Таблица 10.13
Конструкция шланга фирмы Stratoflex. Шланг состоит из бесшовной резиновой трубки из синтетической резины и двух оболочек - тканевой и проволочной (проволока из нержавеющей стали), покрытых синтетической резиной.
Номер детали | Номер размерной группы | Внутренний диаметр, дюйм | Наружный диаметр, дюйм | Давление на разрыв, не менее, фунт/кв.дюйм (1000 фунт/кв.дюйм = 6,9 кПа) | Рабочее давление, не выше, фунт/кв.дюйм | Радиус изгиба, не менее, дюйм (1 дюйм = 25,4 мм) |
205-4-L | -4 | 3/16 | 33/64 | 8000 | 2000 | 2 |
205-5-L | -5 | 1/4 | 37/64 | 8000 | 2000 | 2 1/4 |
205-6-L | -6 | 5/16 | 43/64 | 6000 | 1500 | 2 3/4 |
205-8-L | -8 | 13/32 | 49/64 | 6000 | 1500 | 4 5/8 |
205-10-L | -10 | 1/2 | 59/64 | 6000 | 1500 | 5 1/2 |
205-12-L | -12 | 5/8 | 15/64 | 5000 | 1250 | 6 1/2 |
205-16-L | -16 | 7/8 | 1 15/64 | 2500 | 600 | 7 3/8 |
Таблица 10.14
Конструкция шланга фирмы Weatherhead (Канада). Шланг состоит из резиновой трубки, изготовленной из буна-N каучука и проволочной двухнитевой оболочки, покрытой синтетической резиной.
Номер детали по каталогу | Внутренний диаметр, дюйм | Наружный диаметр, дюйм | Рабочее давление, не выше, фунт/кв.дюйм | Давление на разрыв, не менее, фунт/кв.дюйм (1000 фунт/кв.дюйм = 6,9 кПа) | Радиус изгиба, не менее, дюйм (1 дюйм = 25,4 мм) |
Н-17-1/4 | 1/4 | 9/16 | 1250 | 5000 | 3 |
Н-17-3/8 | 3/8 | 3/4 | 1125 | 4500 | 4 |
Н-17-1/2 | 1/2 | 1 5/16 | 1000 | 4000 | 5 |
Н-17-3/4 | 3/4 | 1 1/4 | 750 | 3000 | 6 |
Н-17-1 | 1 | 1 1/2 | 560 | 2250 | 3 |
Таблица 10.15
Конструкция шланга фирмы Aeroquip Corp. Шланг состоит из трубки, изготовленной из синтетической резине и тканево-проволочной оболочки, покрытой износостойкой резиной.
Номер детали по каталогу | Внутренний диаметр, дюйм | Наружный диаметр, дюйм | Рекомендуемое рабочее давление, не выше, фунт/кв.дюйм | Давление на разрыв, не менее, фунт/кв.дюйм (1000 фунт/кв.дюйм = 6,9 кПа) | Радиус изгиба, не менее, дюйм (1 дюйм = 25,4 мм) | Разрежение, мм рт. ст. |
2651-4 | 0.188 | 0.516 | 3000 | 12000 | 3 | 28 |
2651-5 | 0.25 | 0.578 | 3000 | 10000 | 3.38 | 28 |
2651-6 | 0.313 | 0.672 | 2250 | 9000 | 4 | 28 |
2651-8 | 0.406 | 0.766 | 2000 | 8000 | 4.62 | 28 |
2651-10 | 0.5 | 0.922 | 1750 | 7000 | 5.5 | 28 |
2651-12 | 0.625 | 1.078 | 1500 | 6000 | 6.5 | 28 |
2651-16 | 0.875 | 1.234 | 800 | 3200 | 7.38 | 20 |