Хватит о достоинствах. Приверженность дизелям, так же, как и бензиновым машинам или же определенным моделям, - дело чисто субъективное. Это скорее зависит от привычки человека, характера, манеры езды, везения или невезения стой или иной машиной в прошлом.
Тринадцатилетний дизель. Жизнь только начинается
Давным-давно это было. Помнится, еще будучи молодым автомобилистом, я примерно представлял себе, какой должна быть идеальная машина. Тогда многие обсуждали такое явление западной автомобильной жизни, как легковой дизель. Какой у него потрясающий набор потребительских качеств и какие несущественные недостатки. Двигатель-мечта. И хотя в те годы дизельные легковушки были далеки от совершенства, они все же были. И я пришел к выводу, что мой идеальный автомобиль обязательно должен быть дизельным. И вот два года назад мне удалось реализовать свою мечту.
Простой выбор
Когда в далеком теперь 1998 у меня неожиданно появились некоторые средства (такая аккуратненькая небольшая пачечка СКВ) раздумий, на что их потратить, почти не было. Не то чтобы мой Москвич меня чем-то не устраивал (он по сей день поддерживается в рабочем состоянии и используется для рейсов на "местных авиалиниях" на даче), но хотелось чего-то более нового и иностранного.
Учитывая, что человек я семейный, да еще обремененный дачей, то портрет моего будущего автомобиля вырисовался таким: просторный универсал или хэтчбек, обязательно с дизельным двигателем, "европеец", желательно Ford, не дороже $5000. Обсудив эту вводную е друзьями, я остановился на Ford Sierra - весьма распространенной тогда на рынках модели. С двигателем правда была некоторая неопределенность. Сравнивая параметры машин с 2,3-литровым дизелем Peugeot и 1,8-литровым фордовским турбодизелем, остановился все же на атмосферном Peugeot только потому, что не был уверен в надежности 10-летней турбины.
Итак, определившись со своими требованиями, я приступил к следующей процедуре действа, именуемого "покупка автомобиля". В те дни и рынок на проспекте Энергетиков, и площадка в Автово предлагали широкий выбор Сьерр всех мыслимых возрастов, цветов и вариантов комплектаций. Проблема была лишь в том, что непопулярные "дизеля" привозили крайне редко. За все время поисков (а они растянулись почти на месяц) мною были встречены лишь три дизельных Сьерры, одну из которых я в конце концов и приобрел. Это случилось на рынке в Автово. Как выяснилось в разговоре с продавцом, эта Sierra 2.3D в базовой комплектации большую часть своей 11-летней жизни провела в Германии и, задержавшись на полтора года в Юрмале, была пригнана на продажу в Питер потому, что ее содержание стало не по карману ее безработному владельцу. Диагностика на станции в целом, учитывая возраст автомобиля, подтвердила заверения продавца о том, что машина "в идеальном состоянии", и, сторговав $200 от первоначальной цены в $4700, мы ударили по рукам.
А это что за цыфорки
Именно такую фразу задумчиво произнес инспектор на площадке осмотра т/с перед постановкой машины на учет в ГАИ. Дело в том, что установленный на мою "ласточку" дизель Peugeot производится не в Кёльне, где в 1987 году была собрана машина. Немцы набивают на блок свой номер (соответствующий VIN-коду), а проставленный французами оставляют как есть. Вот к нему-то и возникли вопросы. При этом с меня потребовали какую-то мифическую справку о том, что "так и должно быть". Конечно, такую бумагу мне раздобыть не удалось, но, приехав в УГИБДД на Попова, 47, я объяснил свою проблему инспектору, осуществляющему контроль работы МРЭО. Один телефонный звонок - и в МРЭО меня приняли с распростертыми объятиями, а через час я уже прикручивал свежеполученые номера к машине.
Соверен
Став полновластным владельцем первой, а может и последней, в своей жизни иномарки, я обещал себе холить ее и лелеять, перемещаться исключительно в крайнем правом ряду со скоростью 40 километров в час. Но когда начал на ней активно ездить, то неожиданно понял, что ни я, ни моя Sierra все-таки не настолько "старые и больные", чтобы передвигаться со скоростью снегоуборочной машины. Мои робкие попытки выяснить прочностные характеристики автомобиля убедили меня в его "неубиваемости" и неприхотливости. С тех пор я стал плевать на все хитросплетения трамвайных путей, начал объезжать самые ужасные пробки чуть ли не по тротуарам, не обращая внимания ни на какие ямы, колдобины и надолбы.
За те два года, что прошли с момента покупки, я наездил на своем автомобиле порядка 50-60 тыс. километров. При этом сложно сказать, сколько в общей сложности машина прошла. Дизелю трудно верить. Подобные двигатели весьма надежны, и сколько кругов накручено на одометре, определить подчас невозможно. На момент покупки пробег моей Сьеррочки якобы составлял 140 тысяч километров, сейчас же одометр утверждает, что автомобиль прошел 196 тысяч километров. Я подозреваю, что приборы выдают желаемое за действительное, а жизнь моей Сьерры была куда более насыщенной. Тем не менее двигатель в исключительном состоянии, Об этом можно судить по выхлопу, при резком увеличении подачи топлива старые дизели обязательно выдохнут из выхлопной трубы клубы черного дыма. А мой дизель не дымил и дымить в обозримом будущем не собирается. Миновала меня и такая, как говорят злые языки, "дизельная" проблема, как невозможность запуска двигателя зимой. Практика показала, что заблаговременно залитое "правильное" масло способствует беспроблемному запуску двигателя на всем протяжении "недизельного" периода (а Зима у нас долгая). В прошлом году я использовал синтетику, и при температуре 20-22'С ниже нуля не испытывал никаких проблем с запуском. Достаточно коленчатому валу сделать один-два оборота - и двигатель начинает устойчиво тарахтеть свою дизельную песню. Мой собственный рекорд-минус 26'С.
Как известно, дизель славится своей экономичностью. А если учесть, что дизтопливо у нас к тому же существенно дешевле бензина, то экономия получается порядочная. Ford Sierra 2.3D потребляет порядка 7,5-8 литров топлива в городе и 5-6 литров за его пределами. Мне 60-литрового бака хватает на то, чтобы два раза съездить на дачу туда и обратно, а это 230 километров в один конец. Понятно, что на большой скорости расход топлива сильно возрастает. Но если держать стрелку спидометра около отметки "100 км/ч", расход более чем умеренный. Расход масла также не выходит за рамки разумного. Двигатель ограничивается 1-1,5 литрами на 10 тыс. км пробега. Нарекания вызывает только очень неудобный объем системы смазки - 5,6 л. А масло имеет склонность продаваться в таре либо по четыре, либо по одному литру. Я обычно покупаю сразу две 4-х литровых канистры.
Амбулаторное лечение
Надо сказать, что моя Сьерра просила помощи "лекарей в промасленных комбинезонах" исключительно редко. В самом начале нашей совместной жизни я отправился на СТО с целью проверить на стенде форсунки. Как показало обследование, одна форсунка откровенно плохая, другая - так себе, а остальные живы и здоровы. Выяснив порядок цен на эти детали ($100 за штуку), я пришел к выводу, что дешевле поменять только "сердце" форсунки - распылитель (приблизительно $20). Так и поступил, ограничившись приведением в чувство одной форсунки. Тогда же Sierra преподнесла мне сюрприз в виде отказавшего насоса гидроусилителя руля, в котором "накрылся" передний подшипник. Так как на "мусорках" насос стоит дорого ($200), а ремкомплект найти не удалось, было принято решение разобрать и посмотреть, что же тут можно сделать побесплатнее. В результате на место старого импортного подшипника прекрасно подошел новый отечественный. С тех пор проблем с гидроусилителем нет. Когда я только покупал эту машину, меня предупредили, что правая передняя стойка течет. Стойки не принято менять по одной, и я, отдав 1600 рублей, приобрел пару новых деталей, которые мне за 300 или 400 рублей (точно не помню) водрузили на место старых.
Еще одна проблема была вызвана особенностями конструкции машины в сочетании с извечным разгильдяйством. Дело в том, что бачок стеклоомывателя у Сьерры находится в непосредственной близости от переднего бампера, который, на момент покупки, был слегка треснут. Пока я ездил на новоприобретенной машине, болтавшийся бампер обломал штуцера, выходящие из насоса стеклоомывателя, и в один прекрасный день процесс омовения лобового стекла, что называется, не пошел. Поскольку новый насос найти непросто, я установил в моторном отсеке отечественный бачок с отечественным же насосом. В принципе, его производительности вполне достаточно для поддержания в чистоте лобового стекла, а заднее, в отличие от многих других хэтчбеков и универсалов, практически не загрязняется. Но, как только представится возможность, я, разумеется, восстановлю систему в первозданном состоянии. Ужасно хочется, чтобы машина была "как с завода".
На этом, пожалуй, "история болезни" пока и заканчивается. Огорчает только одно "хроническое заболевание" — на лютом морозе выскакивает пробка маслозаливной горловины (вероятно, из-за разности коэффициентов теплового расширения пластмассы и металла). В результате, время от времени, двигатель смазывается маслом совсем не там, где положено.
Последователям и друзьям
За два года Sierra показала себя с самой лучшей стороны. Не требуя к себе особого внимания, она просто делала свое дело. Её надежность меня восхищает - не удивлюсь, если лет эдак через 10-15 первым автомобилем, на котором мои внуки будут катать своих подружек, будет этот самый Фордик. Могу ли я рекомендовать всем покупать именно Сьерру? Пожалуй, нет - каждому свое, особенно если речь идет об автомобиле, да еще дизельном. Но в моем случае Ford Sierra 2.3D стал тем самым автомобилем, который полностью удовлетворяет и меня, и всех моих многочисленных домочадцев. Просторный салон и разумные внешние габариты, экономичный, но весьма шустрый двигатель и, как бесплатное приложение, впечатляющая грузовая платформа вмещающая шкаф (!) средних размеров - что еще можно требовать от семейного автомобиля. Бывают автомобили более мощные и красивые, более благородные и комфортабельные, но у меня есть моя Сьерра, и я ею вполне доволен.
Что у него под капотом
Форсунки - обычно металлические цилиндры. ввинченные в головку блока. Иногда они дополнительно закреплены шпильками или болтами. К ним подходят топливные трубки от топливного насоса.
Свечи накаливания — тоже в головке блока. К ним подходят провода, но не высоковольтные, а обычные. Часто все свечи соединены одним проводом между собой.
Топливный насос - агрегат, из которого видны топливные трубки, к которому подходит тросик газа и т.п. Имеет регулировочные винты, часто опломбированные. Обычно приводится ремнём ГРМ, цепью, реже - непосредственно от коленвала.
Турбина - агрегат, обычно расположенный в районе впускного и выпускного коллектора.
Электромагнитный клапан - деталь, виднеющаяся из топливного насоса, к которой подходит один из очень немногих проводков.
Дизель обычно имеет мощный (больше обычного бензинового) топливный фильтр. Кроме этого, дизель обычно имеет вакуумную помпу для работы усилителя тормозов. Приводится ремнем генератора или отдельным ремнем.